Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Alexjopa thumb
10/10

Искусство созерцания

Рецензия на фильм «Прометей»

16849 thumb

 

 

 

- А зачем вы, люди, создали меня?

-Создали, потому, что могли.

Забавно: если взять весь тот негатив, который выливается на жанр Научной фантастики в последнее время, можно сразу оценить приоритеты общества. И сегодня они очень простые: зрелищность, простая главная мысль, захватывающий динамичный сюжет. Замените любую из составляющих, и вас внесут в черный список. Вспомните мизерные сборы "Луны 2112" и провал проката "Бегущего по лезвию". Это нормально, хотя и грустно.

Маркетологи картины

прекрасно понимают поведение и мотивы современного зрителя. И они, как никто другой, понимают, что если показать красивую картинку в трейлере, все благополучно пропустят мимо ушей  слово "научная", услышав лишь завершение фразы. Все, кроме фанатов жанра ,которые действительно понимают, ради чего они идут.

Ради классического, искусственно-неторопливого потока событий. Он не пляшет по камушкам происшествий как мелкий ручеек, он напоминает лавину, которая медленно и постепенно набирает убийственный размах. Мастер класс атмосферности от Ридли Скотта. Прием, сработавший 33 года назад в легендарном ужастике, все еще актуален, хотя и почти забыт.

- Не стоит переводить на меня продукты.

- А, да, забыл. Ты ведь у нас не настоящий парень.

Ради жестов, взглядов, диалогов. Десятки продуманных мелочей, преподнесенных отлично сыгравшими актерами создают живых и реальных  не персонажей, людей. Каждое слово, жест отточены, верны, полностью дополняют образ. Пафос тут - как и должен быть - лишь на словах, мотивы - неоднозначны, а эмоции мешают разуму. Особенно порадовал "забитый ребенок", андроид Девид, сумевший практически без эмоций передать внутреннюю боль, зависть, ненависть к окружающим его людям, не признающим его как личность.

Ради самой мясистой, смысловой части фильма. Никакого закадрового голоса рассказчика. Никакого вербального объяснения происходящего на планете. Увидеть самим, самим додумать, самим понять. Он весь показан, смысл, нужно только правильно посмотреть, немножко подумать, и волшебная бритва Оккама отсечет все лишнее, оставив логичное и рациональное объяснение... Хотя, кому-то не захочется искать объяснений.

- Для вас так важно знать, в чем причина?

- Да, очень важно.

- Я не понимаю.

- Ну, это потому, что я человек. А ты - робот.

Нужно ли добавлять, что фильм пестрит отсылками к классике? Про отданную дань уважения "Космической Одиссее 2001" не скажет только ленивый. Затяжные панорамные кадры, молчаливый стиль, медитативное начало... А я бы добавил, что фильм неплохо полемизирует с ней, изменяя идею, выворачивая ее наизнанку.

По сути, всего этого было бы достаточно. Совершенно не важно, что из себя представляет оружие творцов, будь то боевые роботы или биологическая зараза. Это не важно, но даже этот элемент выполнен очень изящно, смертельно и универсально, как и сам Чужой много лет назад. При всех своих прочих достоинствах, картина очень красива. И я искренне сочувствую не попавшим в кинотеатр.

Как вы уже поняли, смотреть фильм нужно обязательно. Но нужно ли мучить себя, усиленно пытаясь полюбить и понять этот фильм, если он сразу не понравился? Зачем? Это не "Аватар", не "Чужой", не "Мстители". Это великолепный фильм. Практически идеальный фильм своего жанра, пусть и редкого ныне.

Нужно ли продолжать, когда все сказано?

@ Sun, 23 Sep 2012 11:25:31 +0400

Комментарии к рецензии (113)

Sajkin
  • Зритель
  • Tue, 25 Sep 2012 20:25:55 +0400
ahahala писал:

Практически на любую претензию можно найти логическое обоснование. Остаток можно не учитывать ибо нематериален. Вы мыслите просто неправильными категориями. Нигде и никогда НФ не означала абсолютную реалистичность, полную логичность (за исключением редких представителей жесткой НФ). Главное - идея, открытие, прорыв, взаимодействие человека с чем-то раздвинувшим границы науки. Не важно, насколько реальны неральные гиперперелеты, важно куда они приведут людей, с чем они столкнутся. Вы рассуждаете о логичности поведения людей, набранных в секретную частную исследовательскую экспедицию больным стариком-фанатиком в период времени, когда полет на незнакомую планету напоминает путешествие на яхте к незнакомому острову. Вы осели на мнимых и косвенных признаках нереалистичности, не замечая слона перед вами. И не нужно сразу возражать, я могу нагора привести миллион и одну нереальную фигню в известных произведениях НФ. Почему никто не придирается к высоким технологиям творцов, позволивших им создать абсолютное биооружие? Зато к чуду местной медицины, проводящей полостную операцию с местным наркозом и быстрой реабилитаей цепляется каждый. Вас не смущает человекообразный робот, но удивляет эмоциональность и нелогичность людей в экренной ситуации. Вы меряете показанное будущее сегодняшними мерками, как дикарь не верящий, что жидкость может гореть. Я же не зря написал: самим подумать. Подумайте и вы поймете, что в данная критика несостоятельна.

Дело в том, что поведение людей, даже избудущего, не выдерживает никакой кртики. Я писал лишь о ляпах, которые настолько яро бросаются в глаза что портят впечатление от всего происходящего. "Дьявол в мелочах" - истинная правда. Сам сюжет фильма слаб и не заслуживает какого-либо внимания вообще, учитывая то, что он в большинстве своем повторяет предыдущие подобные фильмы (а их очень и очень много), повторяет так же и оригинального "чужого" с его последователями. Смотришь и удивляешься до чего открыто авторы занимаются самокопированием. Если вы узрели в данном кино какое то откровение - это ваше личное, не спорю. Думать над чем бы то ни было фильм не способен заставить даже подростка ибо пуст. не стоит принимать псевдоинтеллектуальные пассажи героев за откровение. До них, все те же идеи, были куда более грамотно изложены в куда более достойных произведениях, как в печатном, так и в синема-виде. Сюжет вкратце: люди прилетают на неизвестную планету, занимаются черт-весть-чем, делают для себя открытие что не Бог их сотворил, а инопланетяне (попутно задаются вопросом кто же сотворил инопланетян), огребают люлей от инопланетян и инопланетных форм жизни, изпоследних сил спасают свою планетуот вторжения синего прародителя ценой своих жизней и главгероиня улетает "в закат" с отделенной головой андроида для поиска "истины". гениально. так, если не трудно,объясните мне что в этом вас зацепило? Я в данном случае без сарказма вовсе. Возможно своими довыдами вы заставите меня пересмотреть мою точку зрения. Заранее спасибо. Пока что из вами написанного я понял что вы допускаете что люди недалекого будущего станут кончеными дебилами и что это нормально, ибо замысел кино в том что данные дебилы столкнуться с неведомыми инопланетными существами и прародителями, которые им не рады. Собственно будь я прародителем таких отборных тупарей, возможно, тоже захотел их прикончить.

Sajkin
  • Зритель
  • Tue, 25 Sep 2012 21:20:36 +0400

- А зачем вы, люди, создали меня?

-Создали, потому, что могли.

Cтоит обратить внимание на данный диалог. Подобными диалогами и монологами наполнен весь фильм. Он напрямую отображает глупость всего сюжета и его псевдоинтеллектуальность. Андроид спрашивает у человека, который ничего не понимает в роботостроении, зачем они, люди, его создали, на что получает ответ, который ему мог бы дать разве что маленький ребенок или человек, которому тупо лень отвечать на такой вопрос более чем одной фразой. Как ученый, человек должен был бы объяснить андроиду, который, судя по всмему, лишен абстрактного мышления, либо имеет лишь его зачатки, что история роботостроения уходит далеко в прошлое, когда люди пытались автоматизировать свой труд. Ученый должен был бы ему объяснить что люди создавали машины не просто потому что они могли, а потому что это было экономически, физически им выгодно. И что он, андроид, в данный момент, является машиной, которая очень нужна людям и без которой они бы не смогли попасть на эту планету. Это все вкратце, конечно, ибо ответ мог бы быть целой лекцией для андроида. Хотя в прицнипе андроид же изучал историю людей, у него был открытый доступ к информации, в принципе он должен был бы знать кто он и для чего создан. А тут диалог просто ни о чем. Идиотизм в высшей его точке.

alexjopa
  • Р.Модератор
  • Tue, 25 Sep 2012 21:44:40 +0400
Sajkin писал:

- А зачем вы, люди, создали меня?

-Создали, потому, что могли.

Cтоит обратить внимание на данный диалог. Подобными диалогами и монологами наполнен весь фильм. Он напрямую отображает глупость всего сюжета и его псевдоинтеллектуальность. Андроид спрашивает у человека, который ничего не понимает в роботостроении, зачем они, люди, его создали, на что получает ответ, который ему мог бы дать разве что маленький ребенок или человек, которому тупо лень отвечать на такой вопрос более чем одной фразой. Как ученый, человек должен был бы объяснить андроиду, который, судя по всмему, лишен абстрактного мышления, либо имеет лишь его зачатки, что история роботостроения уходит далеко в прошлое, когда люди пытались автоматизировать свой труд. Ученый должен был бы ему объяснить что люди создавали машины не просто потому что они могли, а потому что это было экономически, физически им выгодно. И что он, андроид, в данный момент, является машиной, которая очень нужна людям и без которой они бы не смогли попасть на эту планету. Это все вкратце, конечно, ибо ответ мог бы быть целой лекцией для андроида. Хотя в прицнипе андроид же изучал историю людей, у него был открытый доступ к информации, в принципе он должен был бы знать кто он и для чего создан. А тут диалог просто ни о чем. Идиотизм в высшей его точке.

Вот тут-то собака и зарыта. Для перелета можно было создать компьютер, машину подобную "матери" или "отцу" из серии Чужих. андроид идеально повторяющий внешне человека, моделирующий его поведение и т.п. не нужен. В качестве слуги у эксцентричного богача - да, но даже тут это лишь прихоть, практическая польза от подобного творения себя не оправдывает. Особенно, учитывая заложенные в нем эмоции и т.п. (у этого вы отрицать не будете? в фильме это показано великолепно). Банальные амбиции ребенка-человека, создать новый разум. И никто уж точно не ожидал, что создатели окажутся такими же детьми, а люди очередной забытой игрушкой. Ожидали ли люди будущего, полетевшие искать своих создателей, найти разрушенную военную базу, а-ля "Обитель зла"? Сильно сомневаюсь. Крушение надежд, разочарование, наплевательское отношение к завершению миссии. И совершенно логичный, человеческий вопрос: почему? как так могло случится?

И да, подростка он таки не заставит задуматься, не поймет просто. Идея не нова, не спорю, преподнесена она красиво.

Если так пересказывать сюжеты фильмов, то в любом случае выйдет фигня. да хоть та же Одиссея: Люди находят сранную штуку марсе, штука посылает сигнал на спутник Сатурна. По дороге на спутник компьютер сходит с ума и убивает весь экипаж. А последнему члену, который сам уничтожает компьютер, видится откровение о малом пути пройденном человечеством. Здесь важен не ссюжет в двух словах, не генеральная линия повествования - она всегда простая. Важна реакция, эмоции, мотивы.

alexjopa
  • Р.Модератор
  • Tue, 25 Sep 2012 21:51:16 +0400

Кстати, тут всплыл-таки минус. Отзовитесь, просто интесено, мнение о фильме не совпало или есть какая-то критика к самой резензии confused

Sajkin
  • Зритель
  • Tue, 25 Sep 2012 22:15:56 +0400
ahahala писал:

Вот тут-то собака и зарыта. Для перелета можно было создать компьютер, машину подобную "матери" или "отцу" из серии Чужих. андроид идеально повторяющий внешне человека, моделирующий его поведение и т.п. не нужен. В качестве слуги у эксцентричного богача - да, но даже тут это лишь прихоть, практическая польза от подобного творения себя не оправдывает. Особенно, учитывая заложенные в нем эмоции и т.п. (у этого вы отрицать не будете? в фильме это показано великолепно). Банальные амбиции ребенка-человека, создать новый разум. И никто уж точно не ожидал, что создатели окажутся такими же детьми, а люди очередной забытой игрушкой. Ожидали ли люди будущего, полетевшие искать своих создателей, найти разрушенную военную базу, а-ля "Обитель зла"? Сильно сомневаюсь. Крушение надежд, разочарование, наплевательское отношение к завершению миссии. И совершенно логичный, человеческий вопрос: почему? как так могло случится?

И да, подростка он таки не заставит задуматься, не поймет просто. Идея не нова, не спорю, преподнесена она красиво.

Если так пересказывать сюжеты фильмов, то в любом случае выйдет фигня. да хоть та же Одиссея: Люди находят сранную штуку марсе, штука посылает сигнал на спутник Сатурна. По дороге на спутник компьютер сходит с ума и убивает весь экипаж. А последнему члену, который сам уничтожает компьютер, видится откровение о малом пути пройденном человечеством. Здесь важен не ссюжет в двух словах, не генеральная линия повествования - она всегда простая. Важна реакция, эмоции, мотивы.

Логично обосновываешь, но все равно не тот ответ дает ему человек с высшим, а может и двумя, образованиями. Да и в принципе, кстати, андроид куда более многозадачная машина. Она и в исследовании может участие принимать, и кораблем управлять, и помочь если что, обудь-раздеть-одеть старика немощного тоже может, работать может как человек, ремонтировать. Так что, андроид - это очень и очень полезная вещь. Эмоции - это вот лишнее, конечно, но раз уж сделали, то, предположим, для того чтобы данный андроид мог руководствоваться интуицией и лучше понимать людей. Так что опять же не соглашусь, андроид - это куда более сложная и намного более многофункциональная вещь нежели бортовой компьютер. он и может больше, и умеет.

Кстати, ну вот опять же. Вот именно что сюжет практически любого произведения можно вставить в пару-тройку строчек. А что же наполняет сюжет смыслом? вот именно - те самые мелочи, в которых у создателей оказалось так много проколов и недочетов. Именно мелочи так важны в атмосфере, передаче эмоций и чувств, именно адекватным людям хочется переживать и сочувствовать. Авторам просто не удалось сделать атмосферу, диалоги и прочие мелочи так чтобы наполнить полотно. Вместо этого чистой воды несуразица, которая портит все впечатление. А так как все познается в сравнении, то есть с чем сравнивать. Даже оригинальный "чужой" от того же режиссера оказался многократно выше. Специально перемсатривал. Там и ляпов меньше и деталей много больше. Герои ведут себя адекватнее, а ведь они не ученые, а простые рабочие. У них там и отсеки медицинские имеются, у них там и оружие есть, у них и карантинный отсек наблюдается, и офицеры ведут себя как люди военные все же, одна Рипли чего стоит. Наотрез отказывается впускать человека с пеонятным на морде, ибо понимает чем это может грозить всему экипажу. Тоже есть ляпы и их хватает, но оригинальный "чужой" сделан так ловко, что глаз просто смотрит добротное кино, а не ищет ляпы. Они даже про размеры планеты не упоминают на подлете, оценивают атмосферу, проводят сканирование перед приземлением и прочее. В конце фильма Рипли даже ЧИТАЕТ инструкцию по запуску самоуничтожения корабля, потому что не знает как это делается. А это добавляет некоторой достоверности. Ну и на корабле у них действительно есть капитан, есть субординация и даже есть дисциплина. Повторюсь: фильм "прометей" проигрывает даже оригинальному "чужому" который вышел больше 25 лет назад, вроде. А ведь является его приквелом.

Sajkin
  • Зритель
  • Tue, 25 Sep 2012 22:27:54 +0400
ahahala писал:

Кстати, тут всплыл-таки минус. Отзовитесь, просто интесено, мнение о фильме не совпало или есть какая-то критика к самой резензии confused

Нет, у нас просто кардинально расходятся взгляды на фильм в целом. К рецензии претензий не имею. У меня претензии непосредственно к самому фильму.

alexjopa
  • Р.Модератор
  • Tue, 25 Sep 2012 22:29:15 +0400
Sajkin писал:

Логично обосновываешь, но все равно не тот ответ дает ему человек с высшим, а может и двумя, образованиями. Да и в принципе, кстати, андроид куда более многозадачная машина. Она и в исследовании может участие принимать, и кораблем управлять, и помочь если что, обудь-раздеть-одеть старика немощного тоже может, работать может как человек, ремонтировать. Так что, андроид - это очень и очень полезная вещь. Эмоции - это вот лишнее, конечно, но раз уж сделали, то, предположим, для того чтобы данный андроид мог руководствоваться интуицией и лучше понимать людей. Так что опять же не соглашусь, андроид - это куда более сложная и намного более многофункциональная вещь нежели бортовой компьютер. он и может больше, и умеет.

Кстати, ну вот опять же. Вот именно что сюжет практически любого произведения можно вставить в пару-тройку строчек. А что же наполняет сюжет смыслом? вот именно - те самые мелочи, в которых у создателей оказалось так много проколов и недочетов. Именно мелочи так важны в атмосфере, передаче эмоций и чувств, именно адекватным людям хочется переживать и сочувствовать. Авторам просто не удалось сделать атмосферу, диалоги и прочие мелочи так чтобы наполнить полотно. Вместо этого чистой воды несуразица, которая портит все впечатление. А так как все познается в сравнении, то есть с чем сравнивать. Даже оригинальный "чужой" от того же режиссера оказался многократно выше. Специально перемсатривал. Там и ляпов меньше и деталей много больше. Герои ведут себя адекватнее, а ведь они не ученые, а простые рабочие. У них там и отсеки медицинские имеются, у них там и оружие есть, у них и карантинный отсек наблюдается, и офицеры ведут себя как люди военные все же, одна Рипли чего стоит. Наотрез отказывается впускать человека с пеонятным на морде, ибо понимает чем это может грозить всему экипажу. Тоже есть ляпы и их хватает, но оригинальный "чужой" сделан так ловко, что глаз просто смотрит добротное кино, а не ищет ляпы. Они даже про размеры планеты не упоминают на подлете, оценивают атмосферу, проводят сканирование перед приземлением и прочее. В конце фильма Рипли даже ЧИТАЕТ инструкцию по запуску самоуничтожения корабля, потому что не знает как это делается. А это добавляет некоторой достоверности. Ну и на корабле у них действительно есть капитан, есть субординация и даже есть дисциплина. Повторюсь: фильм "прометей" проигрывает даже оригинальному "чужому" который вышел больше 25 лет назад, вроде. А ведь является его приквелом.

"... с двумя высшими". Я добавлю. Пьяный, разочарованный человек, ни в грош не ставящий собеседника, с двумя высшими (может более) образованиями.

касательно разных функций - верно. Но полная, даже чисто внешняя, человекоподобность не обязательна. Зачем такая детальная имитация человка? К ней ведь еще прийти нужно. Т.е. сначала появились простые роботы, каркас там, условное подобие внешности. Зачем такая детальная имитация, все остановилось бы на уровне "Я, Робот". Люди, на самом деле, жутко не любят неизвестности, неопределенности. Никто не стал бы делать идеально похожего на человека робота, должно быть явное клеймо, так человеку проще. Об этом еще Азимов писал, кстати. Ну, и возвращаясь к началу: андроид полностью копирующий человека - просто способ реализовать свои амбиции. Т.е., говоря кратко, "Создали, потому, что могли" smile

alexjopa
  • Р.Модератор
  • Tue, 25 Sep 2012 22:30:41 +0400
Sajkin писал:

Нет, у нас просто кардинально расходятся взгляды на фильм в целом. К рецензии претензий не имею. У меня претензии непосредственно к самому фильму.

А, ну тогда все в порядке smile

NIKI60
  • Кинокритик
  • Tue, 25 Sep 2012 22:31:30 +0400
Sajkin писал:

Логично обосновываешь, но все равно не тот ответ дает ему человек с высшим, а может и двумя, образованиями. Да и в принципе, кстати, андроид куда более многозадачная машина. Она и в исследовании может участие принимать, и кораблем управлять, и помочь если что, обудь-раздеть-одеть старика немощного тоже может, работать может как человек, ремонтировать. Так что, андроид - это очень и очень полезная вещь. Эмоции - это вот лишнее, конечно, но раз уж сделали, то, предположим, для того чтобы данный андроид мог руководствоваться интуицией и лучше понимать людей. Так что опять же не соглашусь, андроид - это куда более сложная и намного более многофункциональная вещь нежели бортовой компьютер. он и может больше, и умеет.

Кстати, ну вот опять же. Вот именно что сюжет практически любого произведения можно вставить в пару-тройку строчек. А что же наполняет сюжет смыслом? вот именно - те самые мелочи, в которых у создателей оказалось так много проколов и недочетов. Именно мелочи так важны в атмосфере, передаче эмоций и чувств, именно адекватным людям хочется переживать и сочувствовать. Авторам просто не удалось сделать атмосферу, диалоги и прочие мелочи так чтобы наполнить полотно. Вместо этого чистой воды несуразица, которая портит все впечатление. А так как все познается в сравнении, то есть с чем сравнивать. Даже оригинальный "чужой" от того же режиссера оказался многократно выше. Специально перемсатривал. Там и ляпов меньше и деталей много больше. Герои ведут себя адекватнее, а ведь они не ученые, а простые рабочие. У них там и отсеки медицинские имеются, у них там и оружие есть, у них и карантинный отсек наблюдается, и офицеры ведут себя как люди военные все же, одна Рипли чего стоит. Наотрез отказывается впускать человека с пеонятным на морде, ибо понимает чем это может грозить всему экипажу. Тоже есть ляпы и их хватает, но оригинальный "чужой" сделан так ловко, что глаз просто смотрит добротное кино, а не ищет ляпы. Они даже про размеры планеты не упоминают на подлете, оценивают атмосферу, проводят сканирование перед приземлением и прочее. В конце фильма Рипли даже ЧИТАЕТ инструкцию по запуску самоуничтожения корабля, потому что не знает как это делается. А это добавляет некоторой достоверности. Ну и на корабле у них действительно есть капитан, есть субординация и даже есть дисциплина. Повторюсь: фильм "прометей" проигрывает даже оригинальному "чужому" который вышел больше 25 лет назад, вроде. А ведь является его приквелом.

Если технично оценивать художественную фантастику, то получится всегда фигня, поскольку надо допускать существование определенной возможности. Чем больше идет отрыв от привычной нам реальности тем больший допуск необходимо делать и тем больше мозг отказывается принимать происходящее за реальность или её подобие и тут создается огромное поле для критики. Это очень неблагодарная и ...бесполезная работа, учитывая жанр фильма. Поэтому техническую составляющуюся фильма отставить в сторону и приняться оценивать его художественную ценность. Вот об этом стоит и надо разводить полемику.
_________________________
Черт, никак нету возможности еще фильм посмотреть! sad
___________________
Покуда писал, комент увеличился в разы. twisted Но увеличился в старом направлении, так что все учтено. smile

Sajkin
  • Зритель
  • Tue, 25 Sep 2012 22:33:10 +0400
ahahala писал:

"... с двумя высшими". Я добавлю. Пьяный, разочарованный человек, ни в грош не ставящий собеседника, с двумя высшими (может более) образованиями.

касательно разных функций - верно. Но полная, даже чисто внешняя, человекоподобность не обязательна. Зачем такая детальная имитация человка? К ней ведь еще прийти нужно. Т.е. сначала появились простые роботы, каркас там, условное подобие внешности. Зачем такая детальная имитация, все остановилось бы на уровне "Я, Робот". Люди, на самом деле, жутко не любят неизвестности, неопределенности. Никто не стал бы делать идеально похожего на человека робота, должно быть явное клеймо, так человеку проще. Об этом еще Азимов писал, кстати. Ну, и возвращаясь к началу: андроид полностью копирующий человека - просто способ реализовать свои амбиции. Т.е., говоря кратко, "Создали, потому, что могли" smile

Так я об этом и не спорю, кстати. Я к тому что подобный ответ - он универсальный. Наложил кучу в туалете - потому что мог. Сломал что-нибудь - потому что мог. Убил кого то - потому что мог. Т.е. я к тому что этоответ не взрослого, ученого человека, а пятиклассника в принципе. Естественно, стоило подумать, перед тем как что то подобное говорить тому кто обладает зачатками эмоций и некоторой способностью к абстрактному мышлению. Я именно об этом. Что это идиотский ответ, ничего не объясняющий, вот и все.

Добавить комментарий