Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Kakapo thumb
8/10

Spiel mit mir ein Spiel*

Рецензия на фильм «Боргман: Возмутитель спокойствия»

24658 thumb

Долго не хотела я смотреть этот странный и, как заранее было известно,  неприятный и липкий фильм. Но, “ах, любопытство это пытка, страшней гремучего напитка, ах интересно, где и что, ах любопытно, что и как”. А как всегда бывает с запертыми комнатами, таинственными ключиками и любопытными женщинами?

У всех проблем одно начало: сидела женщина, скучала... И вот заскучавшая, золотоволосая и сочная, вермеерская Марина решает приютить и утешить бродягу, которого только что хорошенько отлупил Маринин муж, очень даже красивый мужик

лет сорока пяти под названием Ричард. А бродяга этот не простой, а какой-то чуть ли не  хтонический бомж-демон из ада — вылез  из землянки своей лесной, когда почуял звуки облавы, и пошёл на запах человеческого жилья. Да не простой облавы, а со Священником, Копейщиком и Охотником с собакой. Немножко сюр, и это только начало.

А дальше больше. Что там начинает вытворять Марина наша, достопочтенная хозяйка большого и красивого дома, мать троих белокурых детишек и по совместительству современная художница-абстракционистка. Бегает за этим бомжом, словно он приворожил её, купает его в ванной, оставляет один на один на один с больным ребёнком (!) и всё это, естественно, за спиной у мужа, который по утрам как стойкий оловянный солдатик отправляется на работу. Да у меня чуть кровь носом не пошла от такой фантасмагории, нелепицы и идиотии.

И уже практически захлопнув в приступе идиосинкразии ноутбук, я услышала слова этого фантастического бомжа, явно знакомого с навыками НЛП: “Мне скучно, я хочу поиграть”. Ну вот, теперь ситуация прояснилась.

Камил Боргман (собственно, хтонический бомж) играет с семьёй Марины так же, как сам режиссёр-Вармердам играет со зрителем. Spiel режиссёра в том, что никто толком и не понимает, что происходит, и как нужно трактовать происходящее на экране. Ни актёры (как, по крайней мере, исполнитель главной роли признавался в интервью), ни тем более, зрители не посвещены в тайну, им остаётся гадать и судить в силу своего разумения и опыта. Да и сам автор признавался, что хотел поставить вопросы, а не давать ответы.

Кто-то скажет, что это социальная сатира на современное гипер-толерантное европейское общество, которое чувствует себя в полной безопасности просто потому, что как бы не делает ничего дурного и всем доверяет. Другой зритель увидит семейную драму (ну как без этого): иллюзорная идиллия разрушается  так легко, потому что люди в семье друг для друга просто функции, а не личности. Нет никакой душевной близости, за внешним благополучием таится всё тот же тлен, пустота, одиночество и равнодушие друг к другу. Это относится и к детям, и к родителям. И всё это сверху приправлено перцем чёрного юмора, который не даёт относиться к героям как к реальным людям — это всё образы, образы, текст, текст.

Мне понравилось разгадывать загадки и искать ключики с пятнами крови — в зелёном и непроглядном, как стена, лесу. В глубоком озере, где растёт сад из трупов. В доме со стеклянными стенами, где бродят чёрные собаки. На дне колодца, в садовом домике, на сцене доморощенного театра. Из этой головоломки сложилась такая немудрёная мысль, что современный человек недалеко ушёл от своего первобытного начала. Что цивилизация — это всего лишь прозрачное платьице, прикрывающее бесстыжую наготу человека-зверя и его душевную нищету (а мы этого не знали раньше, ага). И ещё я поняла, что это кубик-рубик постмодернизма как он есть. То есть уже неважно, Что ты покажешь, важно только, Как ты это сделаешь. Все истории рассказаны, остаётся только переиначивать их на свой лад. Да и каждая история оживает только тогда, когда кто-то её смотрит или читает. Если нет субъекта восприятия — нет и объекта. Фильма не существует, пока никто о нём не думает. А чем больше людей о нём размышляют, тем больше интерпретаций и сущностей он обретает. Ну и тем больше Возмутителей спокойствия поселятся в наших мозгах.

И я даже не стану никому его советовать. Как там в песенке, думайте сами, решайте сами, смотреть или не смотреть. 

*Поиграй со мной в игру

@ Tue, 13 Jan 2015 00:09:21 +0300

Комментарии к рецензии (92)

dafafa13
  • Кинокритик
  • Tue, 13 Jan 2015 11:15:51 +0300
kakapo писал:

Тогда давай рассказывай, пожалуйста, что ты там увидел, в этом фильме.
Это важно! На КК под фильмом обсуждений - 0, на тухлых томатах чушь какая-то, я хочу каких-нибудь адекватных отзывов. Меня чот задело, не понимаю, что именно.

Я ничего не пытался увидеть. Этот фильм - театр абсурда с неплохим визуально-эстетическим уровнем. А при таком раскладе даже не обязательно знать, что тебя так зацепило, поскольку, нужный индикатор уже отозвался на увиденное. Это значит, что с восприятием у тебя все в порядке).

Додумывать в угоду режиссеру откровенно незачем, поскольку до него в забавные игры уже поиграл дедушка Ханеке а о тирании покаяния (читай купании хтонических бомжей) сказал не менее пожилой Брюкнер.

Конечно, у каждого такого театра свои визуальные и атмосферообразующие фишки, но суть примерно одна - правильно подобранный раздражитель (читай правильно проведенные параллели). People are sometimes afraid to recognize a good show when the see one, поскольку теракты, убийства, акты насилия и социальные провокации (не только в постмодерн-фильмах) всегда направлены на определенную аудиторию. Ultimate Entertament Industry, так сказать).

Но есть у всех этих кубик-рубиков нехилая доля говна и заключается она в герметичной искусственности, поскольку режики и сценаристы подобных творений игнорируют тяжелый эволюционный путь к так называемой сытой уверенности, одновременно являясь ее конечным продуктом на данном участке истории)). А их фокусы вряд ли потрясут кого-то кроме киногурманов с тонкой душевной организацией (в плане остроты показанного на экране).

Желудочно-вещевая сытость и интеллектуальный голод - одна из примет времени, в котором мы живем. В этом контексте феномен игр в постмодерне объясняется легко и естественно)

kakapo
  • Кинокритик
  • Tue, 13 Jan 2015 11:28:03 +0300
dafafa13 писал:

Я ничего не пытался увидеть. Этот фильм - театр абсурда с неплохим визуально-эстетическим уровнем. А при таком раскладе даже не обязательно знать, что тебя так зацепило, поскольку, нужный индикатор уже отозвался на увиденное. Это значит, что с восприятием у тебя все в порядке).

Додумывать в угоду режиссеру откровенно незачем, поскольку до него в забавные игры уже поиграл дедушка Ханеке а о тирании покаяния (читай купании хтонических бомжей) сказал не менее пожилой Брюкнер.

Конечно, у каждого такого театра свои визуальные и атмосферообразующие фишки, но суть примерно одна - правильно подобранный раздражитель (читай правильно проведенные параллели). People are sometimes afraid to recognize a good show when the see one, поскольку теракты, убийства, акты насилия и социальные провокации (не только в постмодерн-фильмах) всегда направлены на определенную аудиторию. Ultimate Entertament Industry, так сказать).

Но есть у всех этих кубик-рубиков нехилая доля говна и заключается она в герметичной искусственности, поскольку режики и сценаристы подобных творений игнорируют тяжелый эволюционный путь к так называемой сытой уверенности, одновременно являясь ее конечным продуктом на данном участке истории)). А их фокусы вряд ли потрясут кого-то кроме киногурманов с тонкой душевной организацией (в плане остроты показанного на экране).

Желудочно-вещевая сытость и интеллектуальный голод - одна из примет времени, в котором мы живем. В этом контексте феномен игр в постмодерне объясняется легко и естественно)

Тиля Уленшпигеля позабыли, думаешь?

Странный это какой-то энтертейнмент, с оттенком садо-мазо душевного свойства. А впрочем, смотрят же люди хорроры всякие, чтоб бояться, или там многоножек, чтоб тошнить.

dafafa13
  • Кинокритик
  • Tue, 13 Jan 2015 11:39:32 +0300
kakapo писал:

Тиля Уленшпигеля позабыли, думаешь?

Странный это какой-то энтертейнмент, с оттенком садо-мазо душевного свойства. А впрочем, смотрят же люди хорроры всякие, чтоб бояться, или там многоножек, чтоб тошнить.

У этого парня много личин - какую ты имеешь ввиду?

Если вскрывать все, что мелькнуло на экране с точки зрения предысторий и биографий, то получится нехилая беседа)

Вообще, с точки зрения эмоционального воздействия, фильм для меня провален, не вызвал никаких эмоций, кроме сдержанного веселья под конец истории. С эстетической долей тут гораздо лучше.

Люди смотрят, поскольку, будем откровенны, есть в нашем социуме тема с зависимостью от "плохих новостей" и подавленных состояний. По механике сродни пивному алкоголизму)))

Ну из любопытства тоже, конечно) Или там - нервишки пощекотать (в выпусках новостей же не играет "рвущая" виолончель)) ) Вот и приходится валить в кино и на трекеры)

kakapo
  • Кинокритик
  • Tue, 13 Jan 2015 11:48:16 +0300
dafafa13 писал:

У этого парня много личин - какую ты имеешь ввиду?

Если вскрывать все, что мелькнуло на экране с точки зрения предысторий и биографий, то получится нехилая беседа)

Вообще, с точки зрения эмоционального воздействия, фильм для меня провален, не вызвал никаких эмоций, кроме сдержанного веселья под конец истории. С эстетической долей тут гораздо лучше.

Люди смотрят, поскольку, будем откровенны, есть в нашем социуме тема с зависимостью от "плохих новостей" и подавленных состояний. По механике сродни пивному алкоголизму)))

Ну из любопытства тоже, конечно) Или там - нервишки пощекотать (в выпусках новостей же не играет "рвущая" виолончель)) ) Вот и приходится валить в кино и на трекеры)

"тяжелый эволюционный путь к так называемой сытой уверенности" - к этому я про Уленшпигеля вспомнила. Пепел Клаасса стучит в моё сердце.

Но всё-таки Боргман - не Улисс, и не Божественная комедия, славабогу. Хотя я б почитала интеллектуальные каменты, которые "всё объясняют", ради повышения общего уровня эрудиции.

dafafa13
  • Кинокритик
  • Tue, 13 Jan 2015 11:53:10 +0300
kakapo писал:

"тяжелый эволюционный путь к так называемой сытой уверенности" - к этому я про Уленшпигеля вспомнила. Пепел Клаасса стучит в моё сердце.

Но всё-таки Боргман - не Улисс, и не Божественная комедия, славабогу. Хотя я б почитала интеллектуальные каменты, которые "всё объясняют", ради повышения общего уровня эрудиции.

ты права, это кинцо довольно незатейливое, а те, кто все "обьясняют" тоже интеллектуально голодают))

про продукт эволюции - это к режиссеру относилось, а не к фильму.

кстати, воплощением борьбы Уленшпигель стал только пару веков назад. А я подумал, что ты имеешь ввиду долитературный образ Уленшпигеля, который, кстати, неплохо ложится на нашего бомжа)

kakapo
  • Кинокритик
  • Tue, 13 Jan 2015 11:57:21 +0300
dafafa13 писал:

ты права, это кинцо довольно незатейливое, а те, кто все "обьясняют" тоже интеллектуально голодают))

про продукт эволюции - это к режиссеру относилось, а не к фильму.

кстати, воплощением борьбы Уленшпигель стал только пару веков назад. А я подумал, что ты имеешь ввиду долитературный образ Уленшпигеля, который, кстати, неплохо ложится на нашего бомжа)

— Главная мысль, которую человек пытается донести до других, заключается в том, что он имеет доступ к гораздо более престижному потреблению, чем про него могли подумать. Одновременно с этим он старается объяснить окружающим, что их тип потребления гораздо менее престижен, чем они имели наивность думать. Этому подчинены все социальные маневры. Больше того, только эти вопросы вызывают у людей стойкие эмоции.
— Вообще-то мне в жизни попадались и другие люди, — сказал я с легкой иронией.
Иегова кротко посмотрел на меня.
— Рама, — сказал он, — вот прямо сейчас ты пытаешься донести до меня мысль о том, что ты имеешь доступ к более престижному потреблению, чем я, а мой тип потребления, как сейчас говорят, сосет и причмокивает. Только речь идет о потреблении в сфере общения. Именно об этом движении человеческой души я и говорю. Ничего другого в людях ты не встретишь, как не ищи. Меняться будет только конкретный тип потребления, о котором пойдет речь. Это может быть потребление вещей, впечатлений, культурных объектов, книг, концепций, состояний ума и так далее.
— Отвратительно, — сказал я искренне.

Короче, я пойду топиться в колодце своего невежества wink

janpaul
  • Киноакадемик
  • Tue, 13 Jan 2015 12:00:36 +0300

smile
Пробегая…
- Эх, жаль времени нет… )))
Это… что хочу сказать… Поговаривают, вермеерская Марина считала, что Боргман может превращаться в собаку… )))
Этсамое, вспомнилось… как поручик Ржевский приехал к Пьеру Безухову в поместье, но того не оказалось дома… «В рояль что-ли нас… э… нагадить?», - подумал поручик, а вслух добавил: « - Hет, провинция-с, не поймут-с...»… )))
«Желудочно-вещевая сытость и интеллектуальный голод…» Да! Хой! ))) «Эстетическая доля…» Да! Ёу! Собственно, это и есть доля ))) Алекса ван Едкого… )))))
Да, так касаемо собаки… ))) в своем предыдущем фильме «Последние дни Эммы Бланк» Алекс ван играл именно собаку… ))) ху... э... что тут скажешь - какгрицца, сказочник… из рода Гримм… )))
Убегает…

TEKTONIC
  • Киноман
  • Tue, 13 Jan 2015 12:04:25 +0300

На украинском: "Побався зi мною". mrgreen punk

dafafa13
  • Кинокритик
  • Tue, 13 Jan 2015 12:09:21 +0300
kakapo писал:

— Главная мысль, которую человек пытается донести до других, заключается в том, что он имеет доступ к гораздо более престижному потреблению, чем про него могли подумать. Одновременно с этим он старается объяснить окружающим, что их тип потребления гораздо менее престижен, чем они имели наивность думать. Этому подчинены все социальные маневры. Больше того, только эти вопросы вызывают у людей стойкие эмоции.
— Вообще-то мне в жизни попадались и другие люди, — сказал я с легкой иронией.
Иегова кротко посмотрел на меня.
— Рама, — сказал он, — вот прямо сейчас ты пытаешься донести до меня мысль о том, что ты имеешь доступ к более престижному потреблению, чем я, а мой тип потребления, как сейчас говорят, сосет и причмокивает. Только речь идет о потреблении в сфере общения. Именно об этом движении человеческой души я и говорю. Ничего другого в людях ты не встретишь, как не ищи. Меняться будет только конкретный тип потребления, о котором пойдет речь. Это может быть потребление вещей, впечатлений, культурных объектов, книг, концепций, состояний ума и так далее.
— Отвратительно, — сказал я искренне.

Короче, я пойду топиться в колодце своего невежества wink

напомнило - my god has a bigger dick than your god )))

а наша невежественность, как говорят англичане, is just a matter of degree)

kakapo
  • Кинокритик
  • Tue, 13 Jan 2015 12:09:28 +0300
janpaul писал:

smile
Пробегая…
- Эх, жаль времени нет… )))
Это… что хочу сказать… Поговаривают, вермеерская Марина считала, что Боргман может превращаться в собаку… )))
Этсамое, вспомнилось… как поручик Ржевский приехал к Пьеру Безухову в поместье, но того не оказалось дома… «В рояль что-ли нас… э… нагадить?», - подумал поручик, а вслух добавил: « - Hет, провинция-с, не поймут-с...»… )))
«Желудочно-вещевая сытость и интеллектуальный голод…» Да! Хой! ))) «Эстетическая доля…» Да! Ёу! Собственно, это и есть доля ))) Алекса ван Едкого… )))))
Да, так касаемо собаки… ))) в своем предыдущем фильме «Последние дни Эммы Бланк» Алекс ван играл именно собаку… ))) ху... э... что тут скажешь - какгрицца, сказочник… из рода Гримм… )))
Убегает…

Ну а 2 чорные собачки это, как я понимаю, подельники притопали. А он им такой - не время.
Тут ещё что-то про чёрного пуделя-мефистофеля.
И про Гаммельнского крысолова, и про Ганзель и Гретель.

Добавить комментарий