Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32

Свой среди чужих, чужой среди своих

Свой среди чужих, чужой среди своих

Свой среди чужих, чужой среди своих
  • 9.15026
9.2/10 (468)-1

Описание

Действие этого психологического «вестерна» происходит в 20-е годы в маленьком губернском городке на юге России. Гражданская война кончилась, но до полной победы большевиков еще далеко. Группа бандитов из бывших белых офицеров грабит поезд с золотом, на которое нужно было купить хлеб для голодающих, и пятеро друзей, бывших красных бойцов, вступают с ними в смертельную схватку.
Получается так, что подозрение в предательстве падает на одного из них, и, сбежав от товарищей, он один должен вернуть золото, чтобы доказать свою невиновность.

Кадры из фильма

кадр из фильма Свой среди чужих, чужой среди своих - 1 кадр из фильма Свой среди чужих, чужой среди своих - 2 кадр из фильма Свой среди чужих, чужой среди своих - 3 кадр из фильма Свой среди чужих, чужой среди своих - 4 кадр из фильма Свой среди чужих, чужой среди своих - 5

Рецензии фильма

D43kv3 thumb
Пролог
 
Сын мой, настанет час такой,
Что ты проснёшься с рассветом на корабле
И встанешь твёрдо на палубе
Лицом к океану жизни
И в тебе воплотятся наши мечты:
Из дедовской лодки вырос корабль!
Вот он, гордость наша,
Плывёт он свободный,
И для него не страшны бури!
Сын мой, будь достойным
Принять наше знамя
Доброю волей и верной рукой,
А в дорогу возьми с собой
Веру мою в счастье твоё,
В грядущий мир -
Он придёт,
Придёт для всех людей!
  
***
      Неблагодарное это дело - писать отстраненно-нейтральный очерк на многими любимый дебютный фильм талантливого режиссера и неординарной личности Н.С. Михалкова. Отчего же неблагодарное? Попробуем разобраться по порядку, ведь многое в ленте спорно и неоднозначно, как и жизнь и творческий путь знаменитого режиссера.
 
     Жанр. Детектив, приключения, боевик, исторический - так указано в аннотации на Кинокопилке.  Безусловно, так или иначе в сценарии присутствуют элементы каждого из перечисленных жанров.  Где золото - там и приключения, где расследование преступления - там и детектив, а уж погони, перестрелки, галоп на лошадях и даже классическое ограбление поезда - очевидно дают голос в пользу приключений. Более того, не официально "Свой среди..." можно отнести даже к вестернам. Ведь ряд художественных особенностей ( "хорошие" и "плохие" герои, погони и перестрелки, кони и револьверы, горы, степи, дикая природа и т. п) говорят в пользу вестерна. Или истерна, или как его иногда называли западные критики - "борщ-вестерн", намекающий на советскую принадлежность  по аналогии со "спагетти-вестернами". К раскрытию историко-идеологической подоплеки вернемся чуть ниже.
 
       Итак, детектив, боевик, советский истерн - но так ли просто классифицировать работу такого необычного режиссера и человека, как Никита Михалков? Да, тогда еще не было его блестящих лент, которые принято иногда называть "камерными". Таких, как "Раба любви", "Неоконченная пъеса", "Пять вечеров", "Родня". "Камерный" - термин спорный, но пришлось употребить его чтобы приблизительно охарактеризовать уникальность советского этапа творчества Никиты Сергеевича. Все эти ленты носят отпечаток свежести в тогдашнем кинематографе, легкости и изящности и, вместе с тем, глубины исследования душ и непрямыми методами воздействия на зрителя. Не говорить ему (зрителю) что это так, а то - вот так, а предлагать ему возможность самому проникнуть в духовный мир картины, почувствовать нравственный конфликт и самому задаться вопросами. И пробовать ответить себе.  Отмечу также "аполитичность" (с некоторыми оговорками на "Рабу любви" ) этого этапа и концентрацию на гуманистических аспектах.
 
       Есть и следующий этап в пути Михалкова-режиссера. Условно можно обозначить его трилогией "Утомленные солнцем", "Сибирским цирюльником" и "12". Спорный и неодназначный этап, который по разному восприняла как широкая общественность, так и старые поклонники режиссера. Рассматривать эти вопросы и мое отношение (весьма неоднозначное, надо сказать) - не уважать время читателей этой рецензии, потому остановимся лишь на том, что обозначим харизматичность режиссера (и уже политического и общественного деятеля), который никогда не останавливается в духовном и мировоззренческом поиске.
 
      Столь пространное отступление от непосредственно рассматриваемого фильма было необходимо для завершения мысли о жанровой принадлежности. Сквозь призму всего творчества Михалкова, его режиссерский дебют слишком примитивно назвать "приключениями, детективом и боевиком", как примитивно причислить его и к "истерну" или фильму о гражданской войне. Как и большинство остальных работ режиссера, "Свой среди..." - это полигон духовных поисков, мировоззренческих конфликтов автора. На том этапе его жизни и личностного развития, естественно. Обличенный, правда, в увлекательную форму и неординарно и талантливо реализованный.  Так что все элементы разных жанров являются больше формой, нежели содержанием и подчинены "директору полигона". Что правда - фильм вышел довольно идеализированно-наивным и несколько утопическим с точки зрения реалиста. Но предположу, что может именно это и добавляет ностальгической и романтической привязанности к нему.
 
      Следует отметить, что дебют вышел шикарным не только в смысле результата, но и в смысле возможностей и ресурсов, которые оказались под рукой у автора. Ряд блестящих актеров, один из которых был чуть ли ни в "основном составе" у Тарковского (Солоницин) А так же Кайдановский, Богатырев, Калягин, Шакуров, Адабашьян Пороховщиков и Райкин-младший. Не каждому начинающему режиссеру были доступны такие возможности. Но это не тот случай, когда покровительство отца - плохо. Благодаря этому фильм вышел таким, как его любит бесчисленное множество зрителей разных поколений. 
 
Еще немного интересных фактов о создании фильма. 
 
    Никита Михалков вспоминает о сцене ограбления поезда:
- В обеденный перерыв группа каскадёров обсуждала сцену ограбления поезда: как надо прыгать на поезд, с какой скоростью он должен идти, как лошади должны скакать. И всё это долго, обстоятельно. А моя "банда" состояла вся из местных. Там был молодой такой красавец с пышными усами. Услышал он разговор, вскочил на коня, догнал поезд, который шёл в депо «на обед». Прыгнул с седла на поезд, потом обратно прыгнул в седло и, усмехаясь, вернулся на место. Каскадёров это подкосило абсолютно. У меня много местных снималось. Отчаянные ребята. Приходят, спрашивают: "Оружие вы будете давать, или нам своё принести?" Построили мы массовку, рассчитали на первый-второй. Сказали: первые — пассажиры ограбленного поезда, вторые — разбойники. Чеченцы все из первых ушли в разбойники. Сказали: "Меня грабить? Вы что?" Для них это было оскорбительно.
 
         На Никиту Михалкова едва не завели уголовное дело по обвинению во взяточничестве. Для съёмок в массовке были приглашены местные жители. Администратор объявил: "Нужно приходить с паспортом, конный — 10 рублей в день, пеший — 5". Разумеется, имелся в виду гонорар за съёмку, но актёры массовки, воспитанные в традициях местного менталитета, решили, что речь идёт о взятках за право на участие в съёмке. И вложили в свои паспорта — кто десятку, кто пятёрку. В результате режиссёр сумел отбиться от претензий ОБХСС только благодаря своему знаменитому отцу.
 
    ...Я прошу прощения за лирическое отступление от темы. Конечно это не мои собственные мысли, а информация, взятая из интернета. Если было ново и интересно - значит я пошел против своих творческих традиций не напрасно.
 
***
 
      Наверно пришла пора коснуться сюжета, смысла и анонсированной ранее исторической канвы картины. Собрано золото. Оно отобрано у одних людей, которые считают его своим по праву, в пользу других, которые вот-вот умрут от голода. Оно собрано, не попало в карманы собиравших и отправлено в Центр, чтобы спасти людей от смерти. Четыре главных героя, четыре друга, четыре товарища по оружию, четыре идейных борца за свои идеалы. "Победа! Равенство! Братство!" (с). Касаясь исторического аспекта, оставим за бортом историю Революции, гражданской войны, путь РСДРП(б) и компартии. За бортом также остается справедливость сбора золота и драгоценностей и отношение автора рецензии к моральной стороне этого аспекта. Как много слабых душ, которых это золото способно ввести в искушение. К бабке не ходи - помощь голодающим Поволжья под угрозой. Тут и сброд бандитов-кавалеристов и убежденные противники советской власти и просто обыватели, мечтающие погреться у костра богатства. Поневоле начнешь сомневаться не то что в старых боевых товарищах... чего там - уже сам себе не веришь... что такое может случиться. 
 
   ... История мужской дружбы, верности светлым идеям и сага о черных сомнениях и подозрениях в предательстве. Что перевесит? Был ли искреннен Никита Сергеевич на своем "полигоне"? Равенство и братство не вяжется с его современным положением в обществе. С мигалками и многими постами и регалиями. Но ведь кино - часть мировоззренческого пути автора. Нет, не вправе зритель с упреком думать о искренности автора фильма. Скорее всего - это и есть стройная философия фильма. Вернее не фильма, а философии градуса восприятия его зрителем. Чистота идеалов в теории и мечтах и суровая проверка на деле. Если конечно Вам доведется воевать за благо народа, равенство, братство. И хочется верить в пролог с песней Градского и эпилог с жизнеутверждающей гениальной музыкой Артемьева...
Комментариев: 42 | Положительных отзывов: 8 | Отрицательных отзывов: 3
Зайди чтобы добавить рецензию

Плейлисты

Комментарии к фильму (112)

n1652
  • Кинолюбитель
  • Sat, 10 May 2008 00:42:30 +0400

Отличный фильм!!! Просто обожаю!!! thumbsup Столько из него крылатых фраз в народ пошло!)))

romzez
  • Зритель
  • Sat, 10 May 2008 00:49:50 +0400

ООО!! Ну наконец-то стоящие фильмы thumbsup

Schums
  • Новичок
  • Sat, 10 May 2008 03:10:52 +0400

КЛАССИКА, более прекрасного фильма не существует !!!
На нем еще лет 20 назад режиссеров учили.
Чего стоит портрет Ильича...
Богатырев, Райкин, Пороховщиков, Кайдановский, Калягин, Шакуров, Михалков...
"Убей его, Шилов, убей его!!!"
"Хорошенькая у нас компания..."
"Каюм женицца хотель халять небиль..."
"Пробираюсь из Читы, хочу бить красных. - Неблагодарное это занятие, бить красных..."
"Если прижмут к реке, тогда крышка..."
ПРИСОЕДИНЯЮСЬ

Schums
  • Новичок
  • Sat, 10 May 2008 03:20:07 +0400

Единственный фильм, где Михалков еще не скурвился, классно сыграл атамана Брылова....
"Ну что же вы, ребята, делаете... Ну нельзя же так, нельзя..."
"Ну, привет! - Ээээ, здряяястуйте, здряястуйте. -Ну что, поговорим? - Ээээээ, канееечна!"
"Товарищ Шилов сказал, я и пришел..."
"АААА, вот она моя бумажная могила!!! Зарыли, закопали бравого бойца - кавалериста! Ну что ты на меня глядишь, дедушка!!! Дебет-кредет, сальда-мальда! Всё, не могу больше."
"Прощай радость, жизнь моя, знай уедешь без меня...."

gorniy_luigi
  • Киновед
  • Sat, 10 May 2008 05:17:18 +0400

Отличное кино. Большое спасибо за пост! Как скачаю, тоже стану на раздачу. С днем победы всех!!!

camid
  • Кинолюбитель
  • Sat, 10 May 2008 18:10:17 +0400

На мой взгляд лучший фильм Михалкова конечно после "Механического пианино"

maX76
  • Киновед
  • Sat, 10 May 2008 19:53:53 +0400

"...Нет,ты-именно Воняев" mrgreen Лучший вестерн всех времен и народов!Качать не буду-ибо лицензия есть,но всем у кого нет-советую качать.Достойная жемчужина в коллекции фильмов.А музыку Артемьева так люлю,что на мобилу поставил-просто шедевр smile

zadalbala
  • Зритель
  • Sat, 10 May 2008 23:50:21 +0400

кто не видел, КАЧАТЬ!

mikait
  • Новичок
  • Sun, 11 May 2008 02:19:27 +0400

Классика! Спасибо за труды.

Johny777
  • Зритель
  • Sun, 11 May 2008 14:52:01 +0400

классика thumbsup

Добавить комментарий