Режиссёр: Федерико Феллини
Актеры: Питер Гонсалес Фалкон, Фьона Флоренче, Бритта Барнс, Пиа Де Дозес, Марни Мейтленд, Ренато Джованноли, Элиза Майнарди, Раут Пауле, Галлиано Сбарра, Паола Натали, Жинетт Марсель Брон, Альфредо Адами, Стефано Майоре, Джанлуиджи Чирицци, Лоредана Мартинес, Эллиотт Мерфи, Анна Мария Пескатори, Нино Терцо, Альваро Витали, Ренато Зеро, Нэнси Коэн, Мария Де Систи, Анджела Де Лео
Ecce Roma!
Яркими, сочными красками и широкими мазками Федерико Феллини создаёт на экране единственный в своём роде кино-триптих, посвящённый Риму, ставшему его домом, местом действия его картин и их незаменимым персонажем. Сцены, подсмотренные на улицах Рима, легко переносят из настоящего в прошлое и обратно, прорастая из образов, встреч, неожиданных ситуаций, прихотливых, буйных фантазий , хранившихся в памяти Феллини с детских лет, но изменённых до неузнаваемости силой его воображения:
"Назвать мои фильмы автобиографическими было бы поспешным и упрощённым. Память -не самый глубокий их источник. Мне кажется, что я практически всё выдумал -и детство, и характер, и ностальгию, и мечты, и воспоминания, для того, что бы рассказать о них."
Воображариум в Римини
Первая створка кино- триптиха заполнена образами Рима, созданными воображениeм наблюдательного и непоседливого мальчика Федерико задолго до его реальной встречи с Вечным городом. Он открыл его школьником в родном Римини, переходя с одноклассниками настоящую реку Рубикон. Он "выдумал" свой Рим по книгам, пьесам, рисункам, снимкам, голливудским историческим фильмам, и по кадрам из хроники, прославляющей новое воплощение былого римского величия - лидера фашистскoй партии Италии, Бенито Муссолини.
Лицом к лицу
Незабываемая встреча с городом, пленившим его воображение, произошла, когда 19-летний юноша, оставив провинциальный Римини, приехал покорять столицу. Огромный город, шумный, ошеломляющий, многоликий, странный, обрушился на него, легко подхватил, закружил и сбросил в одной из квартир многоэтажного жилого дома, где все знают всех, где в одной квартире чихают, а через стенку говорят "будьте здоровы", где люди оживлённо жестикулируют во время разговоров и говорят на повышенных тонах, почти кричат, потому что иначе их не услышат, и где одни лица притягивают редкой божественной красотой, а другие - столь же редким завораживающим уродством. И где весь подъезд спускается вечером в ресторан, тут же рядом, и все, старые и малые, ужинают на улице, а трамвай вылетает из-за угла, как зловещий Зверь Апокалипсиса, и проносится так близко, что, кажется, сейчас врежется в столик, но тормозит вовремя. Юного провинциала приглашают в компанию, потому что "обедающий в одиночестве - лёгкая добыча дьявола". И ходит между столиками певица -клоунесса, похожая на слегка постаревшую Джельсомину -Кабирию-Джульетту. И звучит под гитару, сладко стонущую под умелыми прикосновениями уличного музыканта, мелодичная бравурно-грустная песня, музыку для которой написал Нино Рота …
Пройдёт больше 30 лет, и Федерико, к тому времени уже знаменитый Маэстро, уже восславивший неоднократно Рим в своих неподражаемых кино-фресках, вызовет из глубин памяти и запечатлеет навсегда первый римский день, который определил его судьбу.
Римские Фантазии
А затем, мастер отправится в путешествие по волне его памяти в прошлое и настоящее города, которым он восхищался, но в котором видел и тёмные, мрачные стороны. Подобно Вергилию, поведёт он зрителя по семи римским холмам, не отворачиваясь от хаоса, не проходя мимо спрятавшегося на неприметной улице борделя, чьим частым посетителем он был в юности, и где проститутки всех возрастов и размеров неторопливо бродили по кругу в гостиной, демонстрируя себя перед клиентами в ожидании выбора.
Режиссёр спустится со своей съёмочной группой в подземный Рим, где строители метро раскопали древний дворец с бесценными фресками на стенах. В течение нескольких минут современный и античный мир вглядываются в лица друг друга, а затем фрески выцветают на наших глазах - взгляд современности, этой смертельной Горгоны Медузы, и её отравленное дыхание, убивают их, на сей раз окончательно. После этой щемяще-грустной встречи прошлого и настоящего, действие переносится в Папский дворец в Ватикане , как раз к началу самого немыслимого шоу на земле - показа модных тенденций в одеяниях католических священников и монахинь, во время которого модели демонстрируют рясы и сутаны, катаясь на роликах по освещённому помосту, под одобрительные аплодисменты аристократической публики.
Относящийся к ностальгически-фантасмагорическому этапу в творчестве Феллини, "Рим" - это коллекция эксцессов. В нём всё чрезмерно. Он вполне может показаться перенаселённым, громоздким, грубоватым, раблезиански вульгарным, ослепляющим и оглушающим, но его карнавальный бравурный стиль идеален для воплощения задачи, которую поставил Федерико Феллини - показать многоликость, переменчивость города с легендарным прошлым и неопределённым будущим, который был тысячу раз разрушен и тысячу раз возрождался из пепла. Наделённый волшебной атмосферой, в которой ослепительные, эпатирующие, лиричные и проникновенные эпизоды рождаются прямо на глазах у зрителя из причудливой игры воображения, полёта мысли и памяти режиссёра, "Рим" Феллини - один из самых ярких, поразительно живых и сокровенных кино-портретов Города, когда либо созданных.
Так в советской историографии было принято называть Адольфа Гитлера, Бенито Муссолини, Франсиско Франко и их верных соратников.
Следует отметить, что, за редким исключением, все они плохо кончили.
Эти одиозные фигуры никак не могут являться примером для подражания, не стоит забывать про их деяния, и цену, которую человечество заплатило за это.
Фильм добавлен по запросу Je ne regrette rien.
Фильм добавлен по запросу Je ne regrette rien.
Ещё раз спасибо.
Я после того, как запрос сделала, нашла фильм и освежила в памяти некоторые эпизоды. Истинное поэтическое кино. "Рим" - это причудливое смешение жанров. Это документальное кино о том, как Феллини, будучи уже всемирно известным режисёром, вместе со своей сьёмочной группой снимает фильм о Риме. У него нет сюжета, как такового. Сцены, подсмотренные на улицах Рима, легко переносят из прошлого в настоящее и обратно, подчиняясь памяти Феллини, образам Рима, хранившихся в его памяти, начиная с детских лет, с момента постепенного вхождения Рима в его жизнь, в его воображение, ещё когда он был школьником в Римини и узнавал о Вечном городе из книг, пьес, рисунков, снимков.
Маэстро вспоминает свой первый приезд в столицу, когда ему было всего 19, и огромный город, шумный, ошеломляющий, многоликий, странный, подхватил его, закружил и сбросил в одной из квартир многоэтажного жилого дома, подобного улью, где все знают всех, где в одной квартире чихают, а через стенку говорят "будьте здоровы", где люди оживлённо жестикулируют во время разговоров и говорят на повышенных тонах, потому что иначе их не услышат. Где одни лица притягивают древней божественной красотой, а другие - гротескным завораживающим уродством. И где весь подъезд спускается вечером в ресторан, тут же рядом, и все сидят на улице за столиками за ужином, а трамвай вылетает из-за угла и проносится так близко, что, кажется, сейчас врежется в столик, но обходится, как-то. И юного провинциала приглашают в компанию, потому что "никто в Риме не должен трапезничать в одиночку". И ходит между столиков певица, похожая на немного состарившуюся Кабирию-Джульетту, и звучит под гитару, сладко стонущую под умелыми касаниями уличного музыканта, мелодичная бравурно-грустная песня. И это первый вечер Федерико в Риме, который остался с ним и который он вызвал из глубин своей памяти и запечатлел навсегда. А сколько ещё незабываемых сцен в этом путешествии по волне его памяти в прошлое и настоящее (которое для нас уже тоже далёкое прошлое) города, которым он восхищался, но в котором видел и тёмные стороны.