Лента «Северный ветер» самой экстравагантной блондинки российского кино была весьма ожидаемой и зрителями, и критиками, и по итогам просмотра можно сказать, что все эти большие ожидания она оправдывает. Фильм посвящён памяти Киры Муратовой, с которой у Литвиновой был очень интересный творческий союз.
Литвинова вообще как режиссёр снимает редко: если не брать в расчёт фильм-концерт «Зелёный театр в Земфире», игровые картины у неё выходят лишь раз в 8-9 лет. «Северный ветер» - это как и «Богиня: как я полюбила» и «Последняя сказка Риты» снова фэнтези и снова мелодрама. Почти неощутимо атмосфера и стилистика здесь похожи именно на второй из этих предыдущих фильмов, но... история совсем другая. Режиссёр в очередной раз сама же и играет как актриса, главную роль — героини в некой абстрактной северной стране с матриархатом, дворянскими кланами, немного в интерьерах стимпанка либо просто предреволюционной царской России. Чувствуется прямо-таки ностальгия по империи в состоянии до Первой мировой войны. И скорее даже не из-за симпатии Литвиновой к условным Столыпину, династии Романовых или процветающей экономике на момент 1913 года, а из-за восприятия с точки зрения искусства. Серебряный век русской поэзии, декаданс, Ахматова, Блок, Гумилёв и другие — веет в атмосфере картины именно всем этим. И тут-то и понимаешь, что сама Литвинова немножко — хотя бы ментально - человек именно из той эпохи.
Итак, по описанию сюжета члены клана героини Литвиновой Маргариты (глава клана – её мать, Алиса) обладают магической способностью располагать 25-м часом в сутках и при опасности могут просто там скрыться, а рассказ свой сама же Маргарита голосом уза кадром начинает… с середины. Забавная, но успешная попытка соригинальничать. Сын Маргариты Бенедикт (Антон Шагин) собирается жениться на Фаине (Софья Эрнст), которая работает стюардессой. Можно, наверное, считать это очень интересной отсылкой даже к фильму «Небо. Самолёт. Девушка», ремейку советского «Ещё раз про любовь», который во многом в начале 2000-х помог Литвиновой стать известной. Там как раз она сама сыграла стюардессу. По сути в начале повествования Фаина гибнет в крушении самолёта, в итоге с горя Бенедикт женится на её сестре Фанни (Ульяна Добровская). Которую не слишком-то и любит, и которая хоть и бледный, но эрзац погибшей любимой… И это и становится причиной дальнейших бед клана вообще и конкретно его любящей матери: гниющие деньги (в нынешнюю эпоху кризиса образ прямо-таки очень мощный), скандалы, ссоры, измены… И всё это на фоне сцен с интервалами в несколько лет каждый, где показано, как клан отмечает Новый год. Креативно. С любовью вроде бы всех ко всем. Трогательно. Если пофантазировать, то фильм претендовал бы в будущем на стабильный показ по ТВ именно в новогодние каникулы почти наравне с «Чародеями» или «Карнавальной ночью», только вот это совсем не комедия – этакий грустный и пронзительный Новый год, где намного больше трагизма с долей абсурдных нелепостей. Впрочем, такой цели – насмешить - у режиссёра не было. Если наблюдать даже за относительно комичными сценами, то игра-то там у всех с абсолютно серьёзной миной.
А цели другие - отлично видно, что Литвинова снова творчески препарировала больше всего интересные ей темы любви и смерти, которые для неё очень связаны. Любви, которая сильнее смерти. И получилось это и сентиментально, и с шармом, и с надрывом. Чуть-чуть эротики. Немало ревности. Муки совести. И не забываем про матриархат – можно лишь гадать, просто ли это показной феминизм Литвиновой, либо возведённый во главу угла творческий приём, но…. Естественно, и в предыдущих картинах именно женщины были главными героинями, главнее мужчин, но выросло это всё до матриархата именно вот здесь. И не только с образами сильных и уверенных в себе женщин, но и нарочито слабых и карикатурных мужчин. В том, как удачно подобранные актёры сыграли то тюфяков и увальней (будь это даже военный, кузен Борис (Максим Суханов), то истериков, и видна не по-женски твёрдая рука режиссёра. Кстати, кузена Бориса можно прекраснейшим образом сравнить с полковником Чеснеем из комедии «Здравствуйте я ваша тётя!»— аллюзия и пародийное подмигивание явно читаются. Только вместо донны Розы — оперная дива-красавица (Хибла Герзмава). Много комизма – именно с их стороны. То есть поставленная задача – и удавшаяся реализация! С вдруг понемногу пустеющим «дворянским гнездом», пессимистичным, казалось бы, финалом, но одновременно и с долей оптимизма (хотя опять же вспоминая «Последнюю сказку Риты» - там оптимизма явно было больше).
Среди большого количества сильных женских образов (прежде всего сыгранных актрисами более старшими – Галиной Тюниной или Татьяной Пилецкой) есть здесь и ещё одна яркая блондинка – Светлана Ходченкова. Литвинова особо не рисковала, что внимание зрителей может больше отвлечь на себя именно она – экранного времени у героини Матильды не так много. Но отметить нужно. В чём-то эта работа Светланы напоминает и многие её другие – холодной и знающей себе цену дивы, а с другой стороны получился персонаж всё же новый и оригинальный.
Ну и в заключение можно отметить интереснейшие декорации. Опять же это узнаваемый стиль Литвиновой с таинственностью, эскапизмом, изяществом… Образ дома, где стены зарастают ветками, усадьбы, приходящей в упадок, Спасская башня Кремля, вдруг оказавшаяся в тайге – все они сразу дают ощущения эпохи то ли фантазийной, то ли прошлой, то ли нынешней.
Оценка: 9 из 10.
Комментариев: 13 |
Положительных отзывов: 5 |
Отрицательных отзывов: 0
Почему на постере они все с рулями, а на скринах нет?
Это очень высококачественный гламмурняк, где фетишизация морального треша, в наивысшей степени, делает психическое насилие над вашим сознанием... Посему поставил 10 балолов из 10-ти. Кто досмотрит фильм до конца, получит антитела от разных вирусных заболеваний.
Ну что сказать... Хороший фильм... Только растянутый слегка... И да, есть дежавю... А так - на твердую 7-ку. Самолет красиво улетел... я тоже так хотел бы...
Почему на постере они все с рулями, а на скринах нет?
Постер так задуман.
Все женщины, мол, рулят.
Ну вот Рената... талантливый человек, добротный режиссер...
ну блин, неужели не знаешь, что Эрнст НЕ УМЕЕТ игратъ?
твой проект, сценарий, режиссура, главная роль... это как твой ребенок... и ты на одну из главных ролей утверждаешь актрису уровня детсадовского утренника?? там же, блин, такой материал для раскрытия, а она глаза только пучит и губы кривит... тъфу!!
вот почему я стараюсь редко смотреть российское кино... очень хочется, но вот практически во всем недоработка с актерами, сильно лично меня коробит...
PS. сцена с оперной дивой слизана из Пятого элемента
одна из финалъных сцен слизана из Других
ну, или заимствована))
Ну вот Рената... талантливый человек, добротный режиссер...
ну блин, неужели не знаешь, что Эрнст НЕ УМЕЕТ игратъ?
твой проект, сценарий, режиссура, главная роль... это как твой ребенок... и ты на одну из главных ролей утверждаешь актрису уровня детсадовского утренника?? там же, блин, такой материал для раскрытия, а она глаза только пучит и губы кривит... тъфу!!
вот почему я стараюсь редко смотреть российское кино... очень хочется, но вот практически во всем недоработка с актерами, сильно лично меня коробит...
PS. сцена с оперной дивой слизана из Пятого элемента
одна из финалъных сцен слизана из Других
ну, или заимствована))
Надо просто учитывать, что Эрнст - жена Эрнста. И от Ренаты тут не зависело ничего! Не она ее утверждала...
Надо просто учитывать, что Эрнст - жена Эрнста. И от Ренаты тут не зависело ничего! Не она ее утверждала...
Я не хочу этого учитывать)) Мне важно то, что она обломала добрую половину кайфа...
Любим мы оправдывать ближних своих... что значит, от неё ничего не зависело?! Могла бы запросто отказать, не дебютантка. И найти деньги в другом месте, нашла бы, тем более, что огромных сумм на экране не видно.
Это просто страх покинуть зону комфорта, вот и всё.
PS. Она не дочь, а очень даже жена Эрнста))
И Литвинова называет ее одной из самых любимых своих актрис. Это или лицемерие, или доказательство профнепригодности как режиссёра..
:"эту сцену хочу как в "Ёлках", эту как в "пятом элементе", потом что нибудь из "семейки адамс" и смешаем с сериалами "барыги" и "вампиры".
вот если бы из "собачьего сердца" что нибудь позаимствовали, тогда бы "шедевр" удался.
АААА да, чуть про "кин-дза-зу" не забыл.
как песня у билана "про белые розы",
так же и у Ренаты фильм про всю херню, просмотренную за жизнь получился.
ещёбы "кролика роджера" приплела бы.
АХАХАХАХАХАХААХ
оценка КОЛ.