"Разбивается чаша утра. Начинается плач гитары".
— Федерико Гарсиа Лорка
Трудно поставить по-настоящему оригинальный, захватывающий фильм в наши дни, когда все основные литературные сюжеты уже много раз обыграны, а публику, пресыщенную качеством и обилием современных видео и аудио эффектов, нелегко удивить. Честь и хвала храбрецам, берущимся за книги, не поддающиеся переводу на экран, и создающим яркие запоминающиеся кино-феерии. Кто-то поразительно успешно, как Анг Ли ("Жизнь Пи"), кто-то - менее
("Облачный Атлас). Но ещё большего восхищения достоин такой режиссёр, как Пабло Бергер, которого к созданию фильма привела любовь к старому кино и желание высказать эту любовь выразительными средствами раннего этапа синематографа, получившего название "Великий Немой" или "детство кино. В самом начале у кино не было слов, не было радужной цветовой палитры. В начале были свет и тень, пристальный взгляд камеры, её движение и перемещение, повороты и наплывы. Были крупные планы выразительных лиц, на которых чувства читались, как страницы захватывающих романов. Была музыка, подчёркивающая каждую эмоцию, переживаемую на экране. Были вечные понятия добра и зла, любви и ненависти, щедрости и алчности, гнева и нежности, запечатлённые во влажном от невылившихся слёз взоре очей, в лёгкой улыбке, в презрительной насмешке, в скорбно опущенных уголках рта, в чёрных, бездонных пучинах ненависти, превращающих глаза в мёртвые пустые глазницы.
Сюжет к своему фильму Пабло Бергер нашёл в одной из вечных тем литературы и искусства, истории Белоснежки. Написанная и опубликованная впервые братьями Гримм двести лет назад, волшебная сказка "Белоснежка и семь гномов" любима и популярна по сей день. Её рассказывают, пересказывают, переводят, варьируют и адаптируют в пьесы, мультфильмы и художественные фильмы на разных языках в разных странах. Её идея остаётся неизменной - борьба добра и зла, красота внешняя и красота души, дружба, преданность, чудеса, на которые способна любовь... Что отличает испанскую "Белоснежку" от её экранных "сестёр", это концовка. Бергер нарушил главный завет между сказочником и его аудиторией, но финал фильма получился артистически прекрасным, мрачно-комическим (разношёрстная очередь из желающих поцеловать спящую красавицу), бесконечно грустным и открытым для разных интерпретаций, а значит, всё-таки, оптимистическим.
Пабло Бергер работал над фильмом семь лет. Сначала искал продюсеров - очень уж проект был неoбычный -чёрно-белый немой фильм о Белоснежке, гномах, мачехе, коварной интриганке и холодной убийце, и всё это происходит в Севилье 1920х годов, где все без ума от корриды, которая и приводит сюжет в движение. Отец Белоснежки, настоящее имя которой Кармен - знаменитый тореадор, и девочка унаследует его талант. Даже семь гномов - это группа бродячих тореро, развлекающих публику корридой с совсем молодыми бычками.
Бергер - перфекционист, что невозможно не заметить в виртуозно снятом и сыгранном фильме. Когда его "Белоснежка" вышла на экраны в 2012 году, то оказалась в компании сразу двух англоязычных фильмов - экранизаций истории Белоснежки и семи гномов, выпущенных на экраны в том же году, "Белоснежка: Месть гномов " Тарсема Сингха с Джулией Робертс в роли злой мачехи и "Белоснежка и охотник ", дебютный фильм Руперта Сандерса с великолепно устрашающей Шарлиз Терон в роли Равены. Обе суперзвезды и оскаровские лауреатки, как и следовало ожидать, хороши в ролях коварной мачехи, но Марибель Верду в роли Енкарны не уступает именитым кино-злодейкам и даже превосходит их. Енкарна - красива, по змеиному, коварна, холодна и порочна. Ничего сказочного в ней нет. Она -воплощение истинного злa.
Немая "Белоснежка" не потерялась рядом с двумя дорогими роскошными постановками. Мелодраматическая фантазия на сюжет старой сказки рассказана на родном языке кино, светом и тенью, и освещена обжигающим солнцем Андалусии, контрастирующим с самыми тёмными страстями души человеческой. Слова оказались излишними. Выразить тонкие душевные движения, всепоглощающиe эмоции и глубокие чувства можно и без слов. Их заменили грациозные движения матадора в смертельном танце корриды. Убедительнее любых слов солёная пелена слёз радости, застилающая глаза в сцене воссоединения отца и дочери, которую он никогда не знал. Музыка, сопровождающая действие, торжествует и скорбит в тон эмоциям, струящимся с экрана. Любовь говорит сама за себя. Испанская "Белоснежка" омыта любовью маленькой девочки к отцу, которого она узнала слишком поздно. Любовью её отца, знаменитого тореро, к её матери. Любовью, даже страстью испанцев к любимому действу, корриде, во время которой забываются сословные различия и толпа, как заворожённая, десятками тысяч глаз неотрывно следит за смертельным фанданго человека и быка. "Белоснежка " - это дань любви Бергера к кино разных эпох. Сразу же вспоминается Луис Бунюэль с "Андалузским Псом", "Ящик Пандоры" Г. В Пабста, культовый американский фильм "Уродцы"(1932) Тода Браунинга. Совершенно очевидно, как много значит для Бергера фильм его старшего соотечественника Педро Алмодовара "Поговори с ней" - фантазия на тему корриды и сказки о спящей красавице, в которую Альмодовар включил поразительный и немного вызывающий эротический чёрно-белый немой короткий фильм о девушке-учёной и её возлюбленном, который уменьшимся до такой степени, что однажды соединился навеки со своей подругой в восхитительном союзе вечного блаженства. "Белоснежка " - это восхищение Бергера волшебством кино, которому доступно преобразить и приблизить любую историю так, что она засверкает новыми гранями.
Поместив действие в Севилье, 1920-х и заставив сюжет вращаться вокруг обожаемой испанцами корриды, создатель "Blancanieves /Белоснежки" кино-воплотил старую историю в оригинальном стиле, с нежностью, сочувствием, истинным юмором (где они нашли петуха Пепе? Он - верный, бесстрашный и преданный друг Белоснежки-Карменситы) и ясным осознанием того, что в жизни редко случается счастливый сказочный конец. Фильм очаровывает, восхищает и разбивает сердца. Режиссура его - поэтична и воздушна. Знакомый сюжет увлекает заполненностью испанскими реалиями и колоритом. Чёрно-белая палитра буйствует тончайшими оттенками всего лишь трёх цветов, а камера Кико де ла Рика кружится с лёгкостью и элегантностью танцоров фламенко под чарующую музыку Альфонсо де Виллалонга, окутывающую испанскую "Белоснежку" магическим колдовским покровом.
@ Thu, 19 Dec 2013 10:30:27 +0400
До чего же мне нравится читать Ваши рецензии! Честно говоря, мне даже не важно, о каком фильме говорится . Сам слог настолько выверен и чарующ, что хочется читать и просто наслаждаться чувственным и грамотно (!!!) написанным текстом. Спасибо
опечатка в третьем абзаце. неОбычный
опечатка в третьем абзаце. неОбычный
Большое спасибо за добрые слова и комментарий. "Небычный" о фильме, где быки-таки играют важную роль, это ,конечно, из серии нарочно не придумаешь.
Если Вы ещё не видели эту Белоснежку, горячо рекомендую. Удивительно прекрасный фильм. А о прекрасных фильмах хочется говорить.
Не могу, к сожалению, разделить ваши надежды на оптимистичные интерпретации финала. как по мне - то как раз никаких возможностей для интерпретаций режиссер не предоставил. Более того, сложилось впечатление, что автор картины пошел "против всех законов физики" и снял реализм по мотивам сказки. В пользу моего мнения говорят факты: в сюжете не произошло ни одного чуда, не было никаких волшебных существ. Цирк в составе лилипутов, а не гномов (хотя чем гномы должны отличаться - не уверен) Люди и животные смертны и уязвимы. Зеркальца, которое говорит "кто красивее" нет, - афиши о корриде выполнили его роль. И даже слеза у покойницы - вполне реальное явление, хоть я и не физиолог и не патологоанатом, но слышал о таких выделениях. Да, финал вызвал бурю чувств. Но не такого рода, как у вас. И тут все оказалось подавляюще реальным: увы, предела цинизму нет у жителей нашей планеты. Даже на красоте и смерти "нужно успеть заработать прибыль". Пока лепестки красоты не увяли и не осыпались...
Впечатлительным натурам не рекомендовал бы просмотр.
Не могу, к сожалению, разделить ваши надежды на оптимистичные интерпретации финала. как по мне - то как раз никаких возможностей для интерпретаций режиссер не предоставил. Более того, сложилось впечатление, что автор картины пошел "против всех законов физики" и снял реализм по мотивам сказки. В пользу моего мнения говорят факты: в сюжете не произошло ни одного чуда, не было никаких волшебных существ. Цирк в составе лилипутов, а не гномов (хотя чем гномы должны отличаться - не уверен) Люди и животные смертны и уязвимы. Зеркальца, которое говорит "кто красивее" нет, - афиши о корриде выполнили его роль. И даже слеза у покойницы - вполне реальное явление, хоть я и не физиолог и не патологоанатом, но слышал о таких выделениях. Да, финал вызвал бурю чувств. Но не такого рода, как у вас. И тут все оказалось подавляюще реальным: увы, предела цинизму нет у жителей нашей планеты. Даже на красоте и смерти "нужно успеть заработать прибыль". Пока лепестки красоты не увяли и не осыпались...
Впечатлительным натурам не рекомендовал бы просмотр.
Я так была впечатлена концовкой, что несколько дней сама не своя ходила, переживала очень. А потом вспомнила Алмодовара "Поговори с ней", и какая-то надежда появилась. И, кроме того,
****дальше спойлер****
Кармен не умерла. Смерть не разрушила её облик. Она погружена в кому, а значит, есть надежда. А как же иначе?
Я так была впечатлена концовкой, что несколько дней сама не своя ходила, переживала очень. А потом вспомнила Алмодовара "Поговори с ней", и какая-то надежда появилась. И, кроме того,
****дальше спойлер****
Кармен не умерла. Смерть не разрушила её облик. Она погружена в кому, а значит, есть надежда. А как же иначе?
Ну я ж написал "успеть получить прибыль, пока красота не увяла и не осыпались лепестки". Боюсь окончательно разочаровать вас, но ничто в фильме не говорит за то, что она в коме. Во-первых мачеха конечно не дура (как и положено исчадию ада) и абы что в яблоко не впрыснет. Там наверно яду столько, что слона б убило. Во-вторых, лилипуты провозгласили "она мертва". А потом вынесли (внимание! я наверно более внимательно смотрел фильм, не сочтите за хвастовство) ногами вперед! Что это значит - объяснять не надо для большинства народов. Ну и потом, есть холодильники (сорри за тривиальные уточнения), бальзамирующие растворы. И ничто в фильме не говорит о том, что прошло много времени. Скорее всего, прошло несколько дней и скоро продолжать леденящий душу аттракцион станет невозможным. За то, что мало времени прошло говорит элементарная логика. Врядли Белоснежку будет помнить долго жаждущая корриды и сенсаций толпа. Хозяин, купивший "на нее права" (помните, она подписала бумагу?!) спешит выжать все из конъюнктуры момента. Нет, не нужна она будет этой толпе уже очень скоро. Придут другие сенсации на утеху публике. А нужна будет лишь этому парню, что подводит ей губы помадой. Который мечтал бы быть принцем с оживляющим поцелуем.
спасибо за рецензию!!благодаря которой, посмотрела этот превосходный и удивительный фильм!!!
вы отлично пишите...
Понимаю автора рецензии, в ее желании верить в счастливый конец. Когда я смотрел финал фильма, я почти верил (или скорее всего очень хотел) что Бланканиевес оживет. И когда осознал вдруг, что этого не будет - почувствовал себя обманутым и разочарованным. Но позже, взглянув на картину в целом, я признал, что автор фильма прав. Передо мной предстала последовательная и законченная картина. Картина короткой жизни. С несчастиями и счастьем. Когда второе было особенно так ярко и полно в контрасте с первым. И тогда появилось двойственное щемящее чувство. Которое трудно сформулировать. Двойственное - потому что одновременно радость и грусть. И подумалось, что наверно именно это ощущение и хотел вызвать в зрителе режиссер, а оттого оно правильное. Но это личное мнение, конечно. Один из смыслов картины - "memento mori". И умей (или успей) быть счастливым.
Не могу, к сожалению, разделить ваши надежды на оптимистичные интерпретации финала. как по мне - то как раз никаких возможностей для интерпретаций режиссер не предоставил. Более того, сложилось впечатление, что автор картины пошел "против всех законов физики" и снял реализм по мотивам сказки. В пользу моего мнения говорят факты: в сюжете не произошло ни одного чуда, не было никаких волшебных существ. Цирк в составе лилипутов, а не гномов (хотя чем гномы должны отличаться - не уверен) Люди и животные смертны и уязвимы. Зеркальца, которое говорит "кто красивее" нет, - афиши о корриде выполнили его роль. И даже слеза у покойницы - вполне реальное явление, хоть я и не физиолог и не патологоанатом, но слышал о таких выделениях. Да, финал вызвал бурю чувств. Но не такого рода, как у вас. И тут все оказалось подавляюще реальным: увы, предела цинизму нет у жителей нашей планеты. Даже на красоте и смерти "нужно успеть заработать прибыль". Пока лепестки красоты не увяли и не осыпались...
Впечатлительным натурам не рекомендовал бы просмотр.
...я бы сказала, что оказаться в гробу с парнем, который тАк любит, да еще и целует покойницу на ночь - это тооочно и чудо и сказка.. и соовсем НЕ напрасно прожитая жизнь!!! так что концовка удалась
...я бы сказала, что оказаться в гробу с парнем, который тАк любит, да еще и целует покойницу на ночь - это тооочно и чудо и сказка.. и соовсем НЕ напрасно прожитая жизнь!!! так что концовка удалась
Согласен. При условии что он отчаянный романтик, а не некрофил)