С первых минут, «Сквозь снег», снятый по мотивам графической новеллы «Le Transperceneige», не воспринимался мною как художественный фильм. Скорее, как огромная и противоречивая аллюзия на устройство мира, каким его сделали люди. Поэтому внимание кропотливо подмечало, но не остановилось на множестве нестыковок сюжета, нелогичности действий персонажей и технических проколах. Они оставили свое неприятное послевкусие, ощущение несформированности общей идеи, незаконченности мысли, которую авторы хотели донести до зрителей.
Все это не дало стать фильму цельным произведением, в котором все органично и все в меру. Но и не дало ему скатиться в пустоту и безыдейность, наполнив небольшими, но яркими моментами, каждый из которых глубже чем весь смысл большинства современных блокбастеров. Именно эти моменты, без сильной привязки друг к другу и в отрыве от бредовой и заклишированной глобальной идеи и впечатлили меня. Собирать их вместе, пытаясь придумать за режиссера то, с чем не смог справиться он - пустая трата времени. Зато точно одно: поезд, из года в год мчащийся вокруг оледеневшей планеты здесь – не поезд, снег на его пути - не снег, но, как и всегда: люди есть люди.
На первый взгляд, это короткий отрезок жизни пассажиров поезда. И пусть по сюжету фильма он такой один, можно предположить, о чем говорит режиссер. Наша планета изрезана рельсами, как жертва маньяка исполосована ножом. Они – политика: внешняя и внутренняя. Шпалы, скрепляющие их – нормы и законы, мораль и религия, общественное мнение и государственное принуждение. Мчатся по рельсам поезда-государства, пронзая снег, преодолевая препятствия, реальные и выдуманные. Для каждого такого поезда весь остальной мир – враг. Холод, голод, хищник, мародер, стремящиеся поглотить поезд, раздавить его, проникнуть внутрь, разрушить привычный строй. И все они разные. Где-то кроме люксов и плацкарта есть прослойка из купе для среднего класса, а где-то после вагона-ресторана для богачей сразу идет промерзший грязный товарный вагон для черни. Эти поезда толкает вперед живое топливо. Их механизмы смазаны потом и кровью, их двигатель разгоняют вера в идеологию, жажда власти, алчность или фанатизм.
В этом фильме нас окружают метафоры и иносказания, завернутые в обертку из стильных декораций, жестких и реалистичных сражений, щедро льющих красное с экрана, в который раз пытаясь показать нам настоящее топливо бунта – кровь. Жаль, что эти яркие моменты отделены друг от друга ляпами и недосказанностями. Битва поезда с ледяными заторами на мосту – преодоление внешних проблем, стоящих перед каждым государством. Войны с соседями, экономические блокады, столкновения политических интересов. Они преодолеваются проще всего странами, где сильна идеология, при которой массы беспрекословно подчиняются верховной власти, в которых давление внутренних проблем не мешает заниматься внешними. В тех, где террор подавляет любые иносказания – тоже. Для таких «поездов» важен статус-кво, цикличность и шаблонность, и здесь ярким символом этого является жестикуляция персонажа Тильды Суинтон, истинную подоплеку странности которой мы узнаем только в конце фильма.
Отсутствие заряженного оружия у охранников хвостовых вагонов – это аллюзия на инерционность веры в силу государства. Ему нет необходимости постоянно держать народ в страхе, достаточно поддерживать его внешнюю атрибутику на должном уровне. Мы слепо начинаем верить в силу государства и своим страхом укреплять ее. Годы террора порождают десятилетия раболепия в страхе перед его продолжением, даже при сменившемся строе.
Топоры в руках людей, которые брошены на амбразуру восстания первыми тоже не просто реквизит. При любых подобных проявлениях народной воли, первая реакция государства обязана быть не столько эффективной, сколько эффектной, действующей на психику. Все рудименты толпы отвалятся перед реальной и пугающей угрозой, и в строю останутся только те, кого действительно нужно уничтожить для погашения бунта в зародыше. Остальные после его подавления вернутся к исполнению своих ролей в государственном механизме и станут тихими послушными винтиками.
Среди всех персонажей, о которых и так было сказано немало, особо выделяется старец Гиллиам – опасный идеолог. Такие нужны бунтарям ровно так же, как нужны государству. Они подкармливают толпу своей плотью – идеями, воодушевляют примерами самопожертвования, заражают энтузиазмом. И в то же время, концентрируют вокруг себя всех сильных и потенциально опасных для существующего строя личностей, готовых к действию и упрощают работу государства по локализации очага сопротивления.
Таких нюансов очень много, и откровенно жаль, что создатели фильма не смогли довести работу до логического завершения. У подобного сюжета куда большие перспективы, нежели лавры, снисканные фильмом «Сквозь снег». Но и в таком виде это продукт удобоваримый и мало того – рекомендуемый к употреблению, в качестве «расширителя» для социального и политического кругозора. И, как в любом другом случае, все зависит от ожиданий. Уже трейлер давал понять, чего ждать, и сам фильм ожидания оправдал практически полностью. Те же, кто хочет получить чистый боевик, фантастику, антиутопию, будут разочарованы получившейся дикой смесью, в чем-то отталкивающе несовершенной, а в чем-то необычайно стройной.
Не согласен я с тем, что рельсы, по которым бегут поезда-государства, закольцованы. На самом деле есть точка, где все они сходятся воедино. Станция под названием «Забвение». Огромное пространство, заваленное обломками столкнувшихся поездов, замерзшими трупами их пассажиров, без разбора – элиты или работяг. И может, был бы шанс разминуться, если бы станционный смотритель не отвлекся, не заснул, не умер бы от старости. Если бы он вообще когда-либо был. Или если бы кто-то додумался дернуть стоп-кран. Но поезда все мчатся сквозь снег.
Сразу оговорюсь, после первого просмотра фильма на эмоциях поставил ему 10-ку. Только после того, как посмотрел второй раз, смог понять, отчего на душе все-таки свербело и тогда уже - 8-ка.
Экий ты эмоционист!!.... )))))ну ... Всмысле ...))) эмоционер...))))... Ну блин... Я в смыле душевный.... Да тьфу ты!!! Ранимый????
Имеешь право, плюс
Экий ты эмоционист!!.... )))))ну ... Всмысле ...))) эмоционер...))))... Ну блин... Я в смыле душевный.... Да тьфу ты!!! Ранимый????
Имеешь право, плюс
Спасибо) "эмоционер" сначала прочитал как "милиционер", мерещится всякое с красных глаз И вообще мадмуазель, мы духи не ранимы, сквозь нас все пролетает А призраком я буду до официального момента окончания турнира))
Чев, разбор нормальный, но вывод неправильный. Я ожидал увидеть именно аллюзию и прочее подобное. И был несколько разочарован.
Власть боится народа только потому, что народа много. И только поэтому блюдет рамки приличия. Пока населениебБыло невелико, всегда можно было дать по шее и на том закончить. А тут недовольных чуть больше, чем охраны с топорами. Силовая имитация революции не нужна. Есть более простые методы, которые, кстати, реально применяются. Например, вывести людей за рамки закона и вынудить их отдавать детей в обмен на еду. Активно применялось у нас полтора года назад. "Увеличить пенсионный возраст" - т.е. пристрелить старых и немощных - отличный способ регулирования численнсти.
Ни одна нормальная власть не будет провоцировать революцию сознательно. Ни одна власть не ограничится одним осведомителем. Заслать предателей в ряды несогласных, выявить их, показательно перебить - да. А Раз за разом провоцировать народные восстания - бред и идиотизм, опасный и никому не нужный. Методов контроля великое множество. Этот фильм - аллюзия на альтернативную реальность суицидальных придурков, но ни как на окружающий нас мир. Обидно, реально.
Чев, разбор нормальный, но вывод неправильный. Я ожидал увидеть именно аллюзию и прочее подобное. И был несколько разочарован.
Власть боится народа только потому, что народа много. И только поэтому блюдет рамки приличия. Пока населениебБыло невелико, всегда можно было дать по шее и на том закончить. А тут недовольных чуть больше, чем охраны с топорами. Силовая имитация революции не нужна. Есть более простые методы, которые, кстати, реально применяются. Например, вывести людей за рамки закона и вынудить их отдавать детей в обмен на еду. Активно применялось у нас полтора года назад. "Увеличить пенсионный возраст" - т.е. пристрелить старых и немощных - отличный способ регулирования численнсти.
Ни одна нормальная власть не будет провоцировать революцию сознательно. Ни одна власть не ограничится одним осведомителем. Заслать предателей в ряды несогласных, выявить их, показательно перебить - да. А Раз за разом провоцировать народные восстания - бред и идиотизм, опасный и никому не нужный. Методов контроля великое множество. Этот фильм - аллюзия на альтернативную реальность суицидальных придурков, но ни как на окружающий нас мир. Обидно, реально.
С одной стороны да, а с другой нет. Ведь здесь по задумке провокаторов революций умирать должны были как бедные, так и богатые. Их то численность тоже увеличивалась, как и численность охранников, просто обслуги поезда. И тут все просто - в сторону довольных жизнью "богачей" террор не устраивался. Просто делалось так, чтобы революция могла докатиться до определенных вагонов и как следует проредить количество их пассажиров. Более чем уверен, что тех, кто в потенциале могли стать ненужными, селили нарочито поближе к хвосту, чтобы в случае чего все списать на несчастный случай.
С одной стороны да, а с другой нет. Ведь здесь по задумке провокаторов революций умирать должны были как бедные, так и богатые. Их то численность тоже увеличивалась, как и численность охранников, просто обслуги поезда. И тут все просто - в сторону довольных жизнью "богачей" террор не устраивался. Просто делалось так, чтобы революция могла докатиться до определенных вагонов и как следует проредить количество их пассажиров. Более чем уверен, что тех, кто в потенциале могли стать ненужными, селили нарочито поближе к хвосту, чтобы в случае чего все списать на несчастный случай.
Да ладно) Больше наркоты в вагон-дискотеку - больше неадекватов, которые идут строем в тюрьму или наружу. Неожиданная-запланированная утечка ядов в продукты, казнить повара. Запрет на рождаемость, в конце концов. Ну, или репрессии со ссылкой в конец поезда. Да миллион вариантов, которые обычно и применяются.
Да ладно) Больше наркоты в вагон-дискотеку - больше неадекватов, которые идут строем в тюрьму или наружу. Неожиданная-запланированная утечка ядов в продукты, казнить повара. Запрет на рождаемость, в конце концов. Ну, или репрессии со ссылкой в конец поезда. Да миллион вариантов, которые обычно и применяются.
Вариант с наркотой неизбирателен - ширануться может и тот, кто в потенциале весьма нужен. Утечка ядов в продукты - подрыв веры в существующую систему. Запрет на рождаемость - прямое ущемление прав, недовольство обеспечено, а куда лучше, когда все недовольные собраны в одном конкретном месте, откуда их "выпускают", чтобы они покрошили всех неугодных и минимально полезных) А те же репрессии со ссылкой только увеличат количество людей в хвостовых вагонах и породят страх перед системой у тех, кто должен быть в нее по уши влюблен, у сытых и обеспеченных. Их гнев и недовольство проще направить на грязную вонючую толпу, которая рвется на волю чтобы забрать их блага себе. Под "шумок" такой революции всегда очень удобно убирать тех, кто не нужен существующему строю. Тех, кто начинает зачем-то разглагольствовать о нуждах "простого народа", кто слишком задрал нос из-за своего спокойствия и сытости, кто пытается ухватить больше чем имеет. "Был убит случайным выстрелом при подавлении восстания". Очень удобная формулировка, которая вызовет ропот только в сторону бунтарей и поддержит существующую власть в ее политике к ним.
Чев, разбор нормальный, но вывод неправильный. Я ожидал увидеть именно аллюзию и прочее подобное. И был несколько разочарован.
Власть боится народа только потому, что народа много. И только поэтому блюдет рамки приличия. Пока населениебБыло невелико, всегда можно было дать по шее и на том закончить. А тут недовольных чуть больше, чем охраны с топорами. Силовая имитация революции не нужна. Есть более простые методы, которые, кстати, реально применяются. Например, вывести людей за рамки закона и вынудить их отдавать детей в обмен на еду. Активно применялось у нас полтора года назад. "Увеличить пенсионный возраст" - т.е. пристрелить старых и немощных - отличный способ регулирования численнсти.
Ни одна нормальная власть не будет провоцировать революцию сознательно. Ни одна власть не ограничится одним осведомителем. Заслать предателей в ряды несогласных, выявить их, показательно перебить - да. А Раз за разом провоцировать народные восстания - бред и идиотизм, опасный и никому не нужный. Методов контроля великое множество. Этот фильм - аллюзия на альтернативную реальность суицидальных придурков, но ни как на окружающий нас мир. Обидно, реально.
И кстати, я ничуть с тобой не спорю в том, что если собрать все воедино и попробовать выстроить единую цельную картину, то не найти доводов, чтобы оправдать все сразу)) Я об этом написал в начале и немного в конце рецензии. Не смогли авторы сделать так, чтобы полотно было единым. Яркий мазок там, классный образ сям. Как коллаж из отдельных элементов, где каждый по-отдельности красив а вместе - слишком пестрая мозаика)
Вариант с наркотой неизбирателен - ширануться может и тот, кто в потенциале весьма нужен. Утечка ядов в продукты - подрыв веры в существующую систему. Запрет на рождаемость - прямое ущемление прав, недовольство обеспечено, а куда лучше, когда все недовольные собраны в одном конкретном месте, откуда их "выпускают", чтобы они покрошили всех неугодных и минимально полезных) А те же репрессии со ссылкой только увеличат количество людей в хвостовых вагонах и породят страх перед системой у тех, кто должен быть в нее по уши влюблен, у сытых и обеспеченных. Их гнев и недовольство проще направить на грязную вонючую толпу, которая рвется на волю чтобы забрать их блага себе. Под "шумок" такой революции всегда очень удобно убирать тех, кто не нужен существующему строю. Тех, кто начинает зачем-то разглагольствовать о нуждах "простого народа", кто слишком задрал нос из-за своего спокойствия и сытости, кто пытается ухватить больше чем имеет. "Был убит случайным выстрелом при подавлении восстания". Очень удобная формулировка, которая вызовет ропот только в сторону бунтарей и поддержит существующую власть в ее политике к ним.
Чев, окстись. Репрессии при правильной информационной поддержке всегда работают. Всегда работают терракты. Народ верит СМИ и пропаганде, будет сам желать избавиться от "врагов народа" и ненавидеть "террористов из хвоста" (не важно, кто они на самом деле). А если кто-то будет сильно умный - всегда можно объявить врагом народа и его. Эти методы работают и применяются на практике сплошь и рядом. Почему не сказать о них?
Чев, окстись. Репрессии при правильной информационной поддержке всегда работают. Всегда работают терракты. Народ верит СМИ и пропаганде, будет сам желать избавиться от "врагов народа" и ненавидеть "террористов из хвоста" (не важно, кто они на самом деле). А если кто-то будет сильно умный - всегда можно объявить врагом народа и его. Эти методы работают и применяются на практике сплошь и рядом. Почему не сказать о них?
И это факт! Терроризм замечательно направляет народный гнев в нужное русло, отвлекая от внутренних проблем государства, находит яркий образ внешнего врага и вызывает острые приступы патриотизма. Проблема в том, что если плодить "неугодных" официально среди достойных граждан, клеймить пособников бунтарей и так далее, в головах людей могут начать зарождаться неправильные мысли. "Он ведь богатый человек, обеспеченный, умный, с чего это он так о них заботится, ведь они чернь и варвары, убийцы и мародеры". С этим проще считаться в условиях открытого мира, но при камерности действия в поезде, это применимо куда меньше. К тому же, терроризм без того же самого проникновения бунтарей из хвостовых вагонов в передние в принципе невозможен. Кроме как совершение террактов "сочувствующими", что приводит к ранее высказанной мысли о том, что народу нельзя даже давать подумать о том, что кто-то из них может быть сочувствующим бунтарям.