Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Grannatt thumb
9/10

«И опять к равнодушной отчизне дикой уткой взовьётся упрёк, – я участвую в сумрачной жизни, где один к одному одинок…»

Рецензия на фильм «Курьер»

4349 thumb

Здесь каждый капельку наследник
страны, где зло считалось злом.
Мы поколение последних,
кто собирал металлолом,
бутылки и макулатуру
не за бабло, а за «ура».
Мы создавали масскультуру,
узнав на вкус «Три топора»…

Саша Кладбисче

     «Над Москвой засветились звёзды. Я их видел собственными глазами. Яркие белые точки, они рассыпались в чёрной бездне, как будто кто-то неосторожно порвал нить с бусами. Теперь их уже не собрать, не нанизать на крепкую суровую нить, не надеть на шею любимой

девушке. Так и будут они вечно висеть над моей головой. Каждая из них как одинокий глаз тайфуна в штормовом океане. Мне стало грустно…»

     Выдавая талантливого автора, эти строки ни разу не напоминают нам о фильме «Курьер». И всё-таки они плоть от плоти, трагикомическая картина конца 80-ых и повесть Карена Шахназарова. Именно последний и зачал его, и родил. Начиная с буквенных хромосом на книжных страницах «Юности» в 1982 году и заканчивая железной коробкой с отснятой киноплёнкой в декабре 1986-го.

     На дворе – перестройка. В душах – подъём и незнание того, что с ним делать. Отсюда – маета и впадение в крайности, потерянность и ожидание перемен, о которых через год после «Курьера» из культовой же «Ассы» разнесутся по горам и долам пока ещё «единого и могучего» пространства слова Виктора Цоя:

«Перемен!» - требуют наши сердца.
«Перемен!» - требуют наши глаза.
В нашем смехе, и в наших слезах,
и в пульсации вен:
«Перемен! Мы ждём перемен!»

     А пока… Пока одни пользуются элитным положением родителей, поступая в МГУ, подражая движениям дерущегося Брюса Ли на видеокассетах и кичливо рассуждая о парижской моде, другие живут в типовых высотках на окраине, танцуют на пустырях (о, первый брейк-данс в советском кино под «Rockit» Херби Хэнкока!) и не видят ничего предосудительного в работе грузчиком. И непосредственный парень Иван Мирошников с хорошо подвешенным языком, то и дело заносящим его на обочину скользкой словесной дороги, вовсе не так бесшабашен и раскован, как хотелось бы ему самому и поначалу мерещится зрителям. Воображаемый мир Ивана богат и красочен. Там прячется в песчаном карьере сбежавший леопард и выходят на охоту ради пропитания, а не развлечения, звеня ожерельями и потрясая самодельными копьями, свободолюбивые масаи. Реальность же потрескана, как почва саванны. Родители развелись. В активе – должность курьера в журнале «Вопросы познания». В пассиве – попытка поступления в институт, которая засчитана ему как акт повиновения мудрым предкам. В перспективе – армия…

     Лениво-расслабленная атмосфера издательства – классический пример славянского делового стиля. «Что такое русская душа? Созерцательность! Если Гоголя почитать... Помните, сидят два крестьянина и про сломанную телегу разговаривают: до какого города она допрёт? Нет, чтобы починить. Или поступок какой совершить. Не-е-ет. Их другое волнует. Так и по сей день…» (Инна Чурикова)

     Лица его работников знакомы отечественному зрителю, точно лица родственников. Красящая губы в покойницкий цвет секретарша Зиночка (Светлана Крючкова) и балагур Степан Афанасьевич (Александр Панкратов-Чёрный) сотрудника не напрягают. Да и кто он такой? «Погоды не делает, пойди-подай». Погоду он сделает в доме профессора Кузнецова (Олега Басилашвили), где впервые столкнутся лоб ко лбу «два мира, два образа жизни». И прозвучит набатом риторический вопрос: «Я, мы, наше поколение хочет знать, ради кого мы жили и боролись. В чьи руки попадёт воздвигнутое нами здание?!» И в противовес ему – хулиганская песенка про серого козла, отбарабаненная в четыре руки на антикварном инструменте. Иван переживёт первую любовь, а профессорская дочь Катя (Анастасия Немоляева), нежданно-негаданно столкнувшаяся с «пролетарием», – поползновение к «русскому бунту, бессмысленному и беспощадному». Как ни странно, у субъектов из разных классов всё-таки найдётся общая черта: одиночество…

     Исполнители главных юношеских ролей органично вписались в контекст повествования. Отец Насти, оператор-постановщик Николай Немоляев, как раз оформлял развод, а приведённый ею на съёмочную площадку бывший одноклассник Фёдор Дунаевский был тем ещё фруктом. Тоже из распавшейся семьи, он с 14 лет работал санитаром, дворником в детском саду, играл и пел с друзьями рок. Его Иван – невыдуманная смесь романтизма с реализмом, «типичный представитель современной молодёжи», в которой Кузнецовы только полагают, что разбираются не хуже, чем в сортах сыра. «Я каждый день смотрю телевизор и уверяю вас, что очень хорошо знаю нашу молодёжь!» - гордо заверяет гостей профессорская матушка, великолепно сыгранная острохарактерной русской актрисой Евдокией Урусовой. Образы озлобленных духовных нуворишей всегда удавались Олегу Басилашвили. Его Семён Петрович высокомерен, нетерпим, но моменты мягкосердечия и искренняя любовь к дочери делают его героя живым и местами симпатичным. Самой же многомерной, настоящей и вызывающей шквал эмоций от еле подавляемого хохота до скупой слезы на щеке стала Лидия Алексеевна Мирошникова. Мать Ивана – возвышенное создание. Проникновенно читает Шекспира с Вознесенским, выводит рулады о космосе, но глубоко несчастна и прозябает в житейской пыли. Инна Чурикова, десять лет отказывавшаяся от сотрудничества со всеми режиссёрами, кроме собственного мужа Глеба Панфилова, украсила картину. Дерзновенно выйдя за рамки реплик своей героини, обозначенных в повести, она подарила нам импровизацию о зоопарке и планетарии после зала суда. Разве можно забыть глаза на пол-экрана, где живёт уже не столько учительница Мирошникова, сколько любая женщина, и, разумеется, уникальный дуэт с Фёдором Дунаевским на песню «Землян» «Трава у дома»? Как позже, исполняя с Земфирой её «Не пошлое», Инна Михайловна поёт не по нотам или тексту – она отправляется далеко-далеко «на простор речной волны» и ликует душой. О чём-то своём, сокровенном, но отчего-то созвучном каждому из нас…

     Может быть, потому, что ни один из героев фильма не идеален, они и дороги нам? Говорят то, что думают, грезят наяву о естественных, понятных вещах. Например, о замужестве с японцем, потому что «у них технологии самые передовые». Или быть очень красивой, чтобы нравиться всем мужчинам, ехать в спортивной машине в длинном алом шарфе, с магнитофоном и маленькой белой собачкой на сиденье. Мы-то прекрасно понимаем, что высокие заявки о победе коммунизма – это полёт мысли и желание эпатировать, как предложения из фантазийной же автобиографии: «Я родился в провинции Лангедок в 1668-ом году. Мой род, хотя ныне и обедневший, принадлежит к одним из самых славных и древних семейств королевства…»

     И так радостно, когда одна мечта в финале картины сбывается! Хочется мечтать теперь на самом деле о чём-нибудь великом…

     В какой-то мере символично, что повзрослевшие после съёмок молодые люди продолжили поиски индивидуальных мечтаний за пределами кинематографа, в реальной жизни. Анастасия Немоляева занимается сегодня дизайнерским бизнесом, расписывает стекло и дерево, а Фёдор Дунаевский иммигрировал в Израиль, поэтому оба крайне редко появляются на экране.

     Кто-то из кинокритиков называет Ивана страстным пассионарием и новым Чацким или Базаровым, а кто-то – вялым Гамлетом и едва ли не разговорчивой социальной амёбой о двух ложноножках. Он ни то ни другое. Не образец для подражания и не пустой «шут» или «циркач». Не революционер и не инертный недоросль (вспомните об исконно русской созерцательности!). Перед нами – обычный парень из эпохи 80-ых.  А этот фильм, в отличие от людей, не стареет и не меняется. И он не о каком-то там абстрактном поколении. «This is my generation. This is my generation, baby…»*

* Это моё поколение.
  Это моё поколение, детка… (англ.)

  (Из песни «My Generation» группы «The Who»)

@ Sat, 19 Sep 2015 19:52:52 +0300

Комментарии к рецензии (92)

Grannatt
  • Кинокритик
  • Mon, 21 Sep 2015 15:57:21 +0300

"- «Курьер» вы специально снимали в начале перестройки?
- До этого его просто трудно было снять. Хотя повесть была опубликована в 1982 году. Кстати, был сценарий, и фильм хотел снять другой режиссёр на студии имени Горького, но ему не дали. Но фильм действительно очень точно вошёл по времени. Но сказать, что это было специально придумано, нельзя. Кино так не снимается. Так же, как и литература не пишется..."

(Из интервью Карена Шахназарова)

http://dailytalking.ru/interview/shahnazarov-karen-georgievich/102/

Я не разу не пишу о перестройке в фильме. «На дворе – перестройка». Т.е. в реальном, а не киношном мире. Не передёргивайте. А выражение из комментария "Перестройка и все её приметы" – это не о политическом явлении.

"Итак, о чем фильм «Курьер»? Это кино о перестройке, но не горбачёвской, а о культурной, духовной, социальной перестройке, которую пережила наша страна в последней трети прошедшего века..."

http://grani.vspu.ru/files/publics/1381294620.pdf

janpaul
  • Киноакадемик
  • Mon, 21 Sep 2015 16:11:03 +0300
Grannatt писал:

"- «Курьер» вы специально снимали в начале перестройки?
- До этого его просто трудно было снять. Хотя повесть была опубликована в 1982 году. Кстати, был сценарий, и фильм хотел снять другой режиссёр на студии имени Горького, но ему не дали. Но фильм действительно очень точно вошёл по времени. Но сказать, что это было специально придумано, нельзя. Кино так не снимается. Так же, как и литература не пишется..."

(Из интервью Карена Шахназарова)

http://dailytalking.ru/interview/shahnazarov-karen-georgievich/102/

Я не разу не пишу о перестройке в фильме. «На дворе – перестройка». Т.е. в реальном, а не киношном мире. Не передёргивайте. А выражение из комментария "Перестройка и все её приметы" – это не о политическом явлении.

"Итак, о чем фильм «Курьер»? Это кино о перестройке, но не горбачёвской, а о культурной, духовной, социальной перестройке, которую пережила наша страна в последней трети прошедшего века..."

http://grani.vspu.ru/files/publics/1381294620.pdf

- Мне кажется, это именно Вы передёргиваете. ) Разве это не Ваши слова?: "Когда же случился 1985-ый... уже сам отец "Курьера", взяв в соавторы сценария драматурга Александра Бородянского, стал снимать картину. Чтобы она была актуальной, пришлось подкорректировать сюжет – что-то убрать, что-то добавить. Так в фильме появилась Перестройка и все её приметы. Можно сказать, она и стала музой экранизации." По-моему, Вы ведёте речь именно про горбачёвскую Перестройку. 1985 год, чтоб картина стала актуальней, перестройка с большой буквы П, её приметы и всё такое... Или я Вас не правильно понял? )

janpaul
  • Киноакадемик
  • Mon, 21 Sep 2015 16:53:31 +0300

- Да, и это... ) Текст А.И. Шипицина я прочитал. Забавная перекличка реального электронно научно-образовательного журнала ВГСПУ "ГРАНИ ПОЗНАНИЯ" с журналом "ВОПРОСЫ ПОЗНАНИЯ" из фильма "Курьер". ) По мне, так текст Шипицина А.И. - стандартный набор штампов. Не более. "Социокультурный и исторический контекст фильма составляли разнородные и неоднозначные процессы и тенденции, протекавшие во всех сферах общественной жизни страны, выражаемые термином «перестройка». Новое политическое мышление, плюрализм, гласность, социально-экономические реформы, переосмысление прошлого, рост гражданского самосознания, расцвет альтернативной культуры и т.д." ) Я простой парень с Купчино, поэтому тексты без самоиронии даются мне с трудом. ) Вашу позицию я понял. Что характерно, в очередной раз. ) Короче, спасибо за время, которые Вы потратили на меня. И эмоции. ) Особенно когда грани познания напоролись на вопросы. smile

theghostka
  • К.Модератор
  • Mon, 21 Sep 2015 16:56:28 +0300
janpaul писал:

- Да, и это... ) Текст А.И. Шипицина я прочитал. Забавная перекличка реального электронно научно-образовательного журнала ВГСПУ "ГРАНИ ПОЗНАНИЯ" с журналом "ВОПРОСЫ ПОЗНАНИЯ" из фильма "Курьер". ) По мне, так текст Шипицина А.И. - стандартный набор штампов. Не более. "Социокультурный и исторический контекст фильма составляли разнородные и неоднозначные процессы и тенденции, протекавшие во всех сферах общественной жизни страны, выражаемые термином «перестройка». Новое политическое мышление, плюрализм, гласность, социально-экономические реформы, переосмысление прошлого, рост гражданского самосознания, расцвет альтернативной культуры и т.д." ) Я простой парень с Купчино, поэтому тексты без самоиронии даются мне с трудом. ) Вашу позицию я понял. Что характерно, в очередной раз. ) Короче, спасибо за время, которые Вы потратили на меня. И эмоции. ) Особенно когда грани познания напоролись на вопросы. smile

Ты прочитал ЭТО??? eek

janpaul
  • Киноакадемик
  • Mon, 21 Sep 2015 17:00:54 +0300
theghostka писал:

Ты прочитал ЭТО??? eek

- Да. ) Что хочу сказать... Забористые грани... mrgreen mrgreen

theghostka
  • К.Модератор
  • Mon, 21 Sep 2015 17:09:44 +0300
janpaul писал:

- Да. ) Что хочу сказать... Забористые грани... mrgreen mrgreen

У меня после слов "рост гражданского самосознания" случился удар ...

smolan
  • Киновед
  • Mon, 21 Sep 2015 19:38:13 +0300
theghostka писал:

У меня после слов "рост гражданского самосознания" случился удар ...

Что характерно, "рост гражданского самосознания" - палочка-выручалочка для школьного сочинения 80-х.
До сих пор помню confused mrgreen

NIKI60
  • Кинокритик
  • Mon, 21 Sep 2015 19:58:53 +0300
theghostka писал:

У меня после слов "рост гражданского самосознания" случился удар ...

eek Почему? mrgreen Люди осознали, что они люди, а не винтики. wink

janpaul
  • Киноакадемик
  • Mon, 21 Sep 2015 20:16:05 +0300
theghostka писал:

У меня после слов "рост гражданского самосознания" случился удар ...

smile

theghostka
  • К.Модератор
  • Mon, 21 Sep 2015 20:56:58 +0300
NIKI писал:

eek Почему? mrgreen Люди осознали, что они люди, а не винтики. wink

Ага. Перестали быть винтиками, стали шурупчиками или гаечками smile

Добавить комментарий