"Жесткие законы улицы…", "родители, не готовые принять взросление…", "современные Ромео и Джульетта…" – после такого описания и скриншотов волей-неволей настраиваешься на жесткое и неприятное подростковое кино из подворотен, да еще и с российским колоритом. Однако, зря. На деле "14+" производит такое впечатление, будто его авторы в поисках тона фильма долго метались от "Школы" Германики к "Приключениям Электроника", но так и не определились,
что им ближе. Встретившись на полпути, противоположности породили такой себе затянувшийся выпуск позднего "Ералаша" – простой, карикатурный и не особо стремящийся к правдоподобию и актуальности.
Снимать кино о подростках сложно. Во-первых, потому что их мир очень быстро меняется, и, пережив переходный возраст, человек через каких-то пару лет перестает понимать подросшее за ним поколение, а это значит, что режиссеру и сценаристу нужно самоотверженно погрузиться в новую культуру и заново разбираться, "как у них там теперь все происходит". Во-вторых, подростки-актеры зачастую не профессионалы, и я уж не знаю, что нужно делать и какой шаманской магией владеть, чтобы за них не было стыдно в кадре.
Оба этих айсберга и встали на пути авторов фильма, и поэтому описание каждой сцены, особенно в первые две трети времени, хочется начинать со слов "как будто": "как будто дерутся", "как будто стесняется", "как будто нервничает", "как будто угрожают". Неловкость чувствуется как со стороны актеров, так и со стороны режиссера – очень уж ученическая, "ералашевская" постановка, откровенно скучные и затянутые сцены страдания Леши над страничкой девушки во ВКонтакте, прогулки-слежки, дискотеки. Злоупотребление такими вставками-клипами быстро дает понять, что неожиданных сюжетных поворотов история не предвещает, и спешить нам некуда.
Так, не спеша, мы погружаемся в странную атмосферу полуправды и заигрывания с "суровой действительностью". Мне, откровенно говоря, осталось неясно, зачем авторы-паиньки (саундтрек сдает их с потрохами) полезли в "дворовое кино". И особенно, зачем второй план перенаселен пренеприятными персонажами, начиная с Лешиной матери-одиночки и Викиного отца-бессловесного амбала, заканчивая учителями истеричкой и алкоголиком и продавщицей продмага с фингалом? Сыгранные неестественно, крупными КВН-овскими мазками, они представляют собой выставку заспиртованных провинциальных (за неимением лучшего определения) ужасов и выглядят очень плоскими и недостоверными.
К саундтреку хочется вернуться отдельно. Музыки в фильме много, и она потрясающе разношерстная. Здесь вам и "Ретро-ФМ", видимо, подчеркивающее отсталость населения, и песни, которые "если-я-когда-нибудь-сниму-фильм-то-обязательно-их-туда-вставлю" (за которыми читается режиссер лет на 15-20 старше героев), и какой-то городской фольклор, в случайном порядке скачанный из того же ВК. В этом попурри нет концепции, оно не помогает нарративу, и – самое главное – оно крайне далеко от главных героев, вынужденных жить под него в кадре.
Даже удивительно, что на фоне всех странностей развивается трогательная и очень простая история. О том, как мальчик влюбился в девочку. Абстрактный мальчик в абстрактную девочку. И их абстрактная щенячья любовь затерялась в каком-то пространственно-временном кармане, где нет разницы между 90-ми и 10-ми, где в неблагополучных семьях и неблагополучных школах под Боярского вперемешку с Radiohead растут вполне себе милые нежные дети, где даже хулиганы смешные и, в общем, порядочные. Где всех ждет еще несколько лет детства.
Лучшее в этой картине припасено под конец, и следует из простого закона жизни: если взять 14-летнего мальчика и 14-летнюю девочку и заставить целоваться, то даже "Зеленоглазое такси" будет не в силах уничтожить нарастающую химию между ними. Юные Ульяна Васькович и Глеб Калюжный ко второй половине фильма достаточно раскрепостились, чтобы выдать несколько правдивых моментов и вдохнуть в кадр немного жизни. Снимаю шляпу и желаю прекрасного актерского будущего.
К сожалению, в самом финале авторы снова смешали карты и вместо того, чтобы закончить на трогательной и чувственной ноте, вставили на титры нелепое слайдшоу из непрезентабельных подростковых фото под песню с рефреном "мы пьяные…" Верность творческому методу, видимо.
Подводя итоги, признаюсь, что фильм вызвал куда меньше отторжения, чем ожидалось, но оставил в полном замешательстве на предмет того, что же все-таки и зачем пытались нам рассказать. Не удивительно, что "14+", хоть и был отобран на "Берлинале", ничего там не взял: на фоне мирового подросткового кино он "беззубый", совсем еще "беззубый". Надеюсь, тем не менее, что те задатки, которые в нем есть, найдут свое дальнейшее развитие в более глубоких и честных юношеских фильмах.
@ Sat, 18 Feb 2017 23:01:05 +0300
БОНУС
Парочка новых и крутых фильмов о подростках с блестящими актерскими работами.
Увы, большинства из них нет и не будет на КК, по причине отсутствия дубляжа. Для кого это не проблема – ищите на просторах, с субтитрами и без:
Sleeping Giant/Спящий гигант (Канада, 2015) – хит МКФ "Молодость", чудо как хорош. Лето, море, гормоны, трагедия.
Keeper/Вратарь (Бельгия, 2015) – гран-при МКФ "Молодость"-2016. Ранняя беременность с точки зрения будущего отца, игра слов в названии: "вратарь" – "хранитель"/"оставлятель"
Chrieg/На войне (Швейцария, 2014) – основан на реальных событиях. Частная исправительная ферма для трудных подростков в горах Швейцарии. Где-то отдаленно "Заводной апельсин".
Sparrows/Þrestir/Воробьи (Исландия, 2015) – лауреат всевозможных премий. Спокойное жизненное исландское кино.
American Honey/Американская милашка (США, 2016) – нашумел изрядно. Яркий, сочный, непричесанный.
Microbe et Gasoil/Микроб и Бензин (Франция, 2015) – Мишель Гондри и ворох картона)
Ммдя, пока что сравнивать мою рецу с твоей, Тарантина, не имеет смысла.. Я пока не очень владею навыками написания художественного текста, у меня получилось скорее школьное сочинение. О школьниках. Тем более я выложил рецу на час позже (модератору ahahala я объяснил почему), так что походу твоя реца - вне конкуренции. Однозначно ставлю плюс за те же мысли, что и у меня, только высказанные мастерски!
Ммдя, пока что сравнивать мою рецу с твоей, Тарантина, не имеет смысла.. Я пока не очень владею навыками написания художественного текста, у меня получилось скорее школьное сочинение. О школьниках. Тем более я выложил рецу на час позже (модератору ahahala я объяснил почему), так что походу твоя реца - вне конкуренции. Однозначно ставлю плюс за те же мысли, что и у меня, только высказанные мастерски!
Спасибо.
Хотя мне показалось, что восприятие у нас все же разное.
На счет времени выкладывания - все не так строго, час-другой роли не играют)
В любом случае, ждем мнения судей.
Плюс конечно..
очень непожалела ,что посмотрела этот фильм)) в конце я поняла что я смотю его с тройной стороны))) как девочка. ..за которой так же ухаживал когда то мальчик..как мальчик(который когда то мне рассказал о своих вот таких же переживаниях и как он с ножом в кармане ходил в мой район лишь бы увидеть меня..но не попасть в руки "Волкову" и третья как мать))
Начало действительно немного затянуто..но мальчишка очень вытянул фильм)
Плюс конечно..
очень непожалела ,что посмотрела этот фильм)) в конце я поняла что я смотю его с тройной стороны))) как девочка. ..за которой так же ухаживал когда то мальчик..как мальчик(который когда то мне рассказал о своих вот таких же переживаниях и как он с ножом в кармане ходил в мой район лишь бы увидеть меня..но не попасть в руки "Волкову" и третья как мать))
Начало действительно немного затянуто..но мальчишка очень вытянул фильм)
Резонировать-то мы все резонируем с кем-то из этих героев, не вопрос.
Но с точки зрения мастерства он такой слабый, что я при просмотре думала, что это дипломная чья-то в лучшем случае. Обидно.
Я понимаю, о чем ты. И мне грустно, что фильм об этих в той или иной степени знакомых реалиях не станет по качеству в один ряд ни с одним из перечисленных в "бонусе"
Резонировать-то мы все резонируем с кем-то из этих героев, не вопрос.
Но с точки зрения мастерства он такой слабый, что я при просмотре думала, что это дипломная чья-то в лучшем случае. Обидно.
Я понимаю, о чем ты. И мне грустно, что фильм об этих в той или иной степени знакомых реалиях не станет по качеству в один ряд ни с одним из перечисленных в "бонусе"
Поэтому голос тебе !! Все очень точно профиттмеченно)) единственное я не поняла откуда столько наград..пожала плечиками ..ну да это их тараканы (кстати да..про дипломную тоже подумала..даже полезла смотреть какй Зайцев ттта!))
Поэтому голос тебе !! Все очень точно профиттмеченно)) единственное я не поняла откуда столько наград..пожала плечиками ..ну да это их тараканы (кстати да..про дипломную тоже подумала..даже полезла смотреть какй Зайцев ттта!))
Так то на постере не награды, то участие) Наград на "Кинопоиске" нет вроде.
Так то на постере не награды, то участие) Наград на "Кинопоиске" нет вроде.
Пойду очки тогда заказывать новые!
Совсем слепая стала.. ( а я постер и посмотрела то!! Больше нигде не лазила дабы сове Имхо не потерять)))))
Спасибо.
Хотя мне показалось, что восприятие у нас все же разное.
На счет времени выкладывания - все не так строго, час-другой роли не играют)
В любом случае, ждем мнения судей.
Восприятие конечно разное, тебе вот и сюжет в целом пришёлся не по нраву, но я склоняюсь даже больше к 5 звёздам а не 6, и фильм действительно не удался, так что можно сказать, мы с тобой солидарны!
- Плюс! Более подробно см. записки Элизабет Аркхем. )
https://www.kinokopilka.pro/forum_topics/18829