Рискую вызвать шквал негодования тех мальчишек (юных и взрослых), для которых этот фильм является культовым, а также прослыть занудой и моралисткой. Возможно, дело не только в разнице мужского и женского восприятия, но и в том, что фильм я увидела уже в зрелом возрасте – шедевром он мне не показался.
Да, были трогательные моменты, например, в том эпизоде под проливным дождём, когда такой внешне брутальный, всё знающий и всё умеющий Мартин (Тиль Швайгер) оказался таким же беззащитным, как и его друг. Или финальный диалог, уже после
титров – надеюсь, все досматривают до этого места?.. Да, кое-что было смешно, хотя в-целом юмор для меня грубый, а местами и довольно пошлый.
Но всё-таки суть не в этом. В фильме я отметила для себя несколько посылов. С этими посылами я не согласна или не совсем согласна.
Заглавный, дважды произнесённый главными героями посыл – «Бояться глупо». С этим я отчасти согласна. Когда осталось жить несколько дней, глупо бояться, что тебя могут отправить в тюрьму или убить. Глупо бояться пригрозить аптекарю пистолетом, если твой друг умирает у тебя на глазах, а тот не хочет продавать необходимое лекарство.
Но не всего бояться глупо. По моему глубокому убеждению, каждый человек, если он себя таковым считает, должен бояться обидеть другого человека, причинить другому боль. И на этом основываются законы общества – как моральные, так и юридические. «Не убий», «не укради» – это знакомо всем. Но следующий посыл фильма: «То, чего нельзя в обычной жизни, перед смертью простительно».
Ну вот есть два таких хороших парня, и у них есть мечта – увидеть перед смертью море. Нет средств к её осуществлению, но это не беда. Нет машины – можно угнать. Нет бензина – можно заправиться бесплатно, а раз уж заправщик такой скряга и не понимает, как это для них важно – что ж, придётся его ограбить. А вообще универсальное средство для добычи денег во многих фильмах – ограбление банка. А потом всё так удачно сложится – угнанная машина принадлежит плохим парням, а в багажнике кейс с миллионом долларов. И хорошие парни вернут все свои долги, и даже машину. Да а что, новую всегда можно угнать. Доверчивых людей полно.
А теперь представим, что всё сложилось не так сказочно. К примеру, машину они угнали у того, кому она была срочно нужна, – ну, скажем, успеть увидеться с умирающим отцом или съездить за женой, у которой начались роды. И человек не успел. Представим, что кейса с миллионом они не нашли – тогда бы долг работнику заправки и банку вернуть не вышло. Конечно, дневная выручка – не такая уж потеря. И в банке, конечно, они взяли не всё…
Но что вообще касается банков – не знаю, как дело обстоит в сытой Западной Европе, возможно, существуют какие-то компенсации вкладчикам разорившихся банков, поэтому ограбление – не такая уж беда. Но предположим, что компенсаций нет. Представьте, что какая-нибудь фрау недавно потеряла мужа, а в ограбленном банке у неё были все сбережения, и она осталась с двумя малолетними детьми без средств к существованию. Несчастная женщина в отчаянии хватает детей и выбрасывается в окно, она и один ребёнок погибают, а второй выживает, но на всю жизнь остаётся инвалидом. Стоит ли это того, чтобы два хороших парня смогли увидеть море? Конечно же, я сгущаю краски, и делаю это намеренно. Я не согласна с посылом «Мечта любой ценой». Понимаю, как это трудно, но иногда нужно иметь мужество отказаться от мечты.
И ещё. Есть замечательное высказывание: «Делай, что дóлжно, и будь, что будет». Слоганом фильма я бы сделала «Делай, что хочешь, и будь, что будет». Улавливаете разницу?
На протяжении всего фильма мы видим этакий «праздник непослушания». Он начинается с того, что Мартин курит в вагоне для некурящих, Руди молча делает ему замечание, указывая взглядом на вывеску, а тот в ответ пускает ему дым в лицо. Возможно, какой-нибудь подросток подумает: «Круто!» Простите, но для меня это элементарное хамство. Но это мелочи. Постоянная безнаказанность героев вызывает у зрителя состояние эйфории. Но безнаказанность рождает безответственность.
Вообще для меня качество, которое отличает взрослого человека от ребёнка – это ответственность. В самом широком смысле этого слова: ответственность за свои поступки, за всё, что происходит рядом с тобой, за тех, «кого мы приручили»… Дело в том (и это отмечает не только христианская религия), что, причиняя зло другому, ты причиняешь зло и себе, своей душе. И ещё дело в том, что после смерти придётся дать за всё ответ – но об этом большинство создателей фильмов не вспоминают. У них герои как-то автоматически становятся ангелами.
Да, последнее желание Мартина похвально и трогательно, но желание Руди – это, конечно, достойная подготовка к переходу в мир иной! И, конечно, по мнению создателей, это Небеса помогли его осуществить! Я понимаю, что сценаристу нужен был сюжетный ход, который бы привёл героев в бордель в руки к бандитам, но обидно даже не то, что у героя на уме извращения, а то, что не любви он ищет. Вот если бы он решил перед смертью позвонить и встретиться с девушкой, с которой раньше боялся заговорить – это да. Правда, она ведь могла бы и не ответить на его чувства – тут важна и воля другого человека. (Хотя, конечно, сценарист бы её уговорил.) А в борделе всё гарантировано: заплатил деньги – получил удовольствие. Были бы деньги.
Вообще деньги и собственность для западного человека имеют необычайную ценность, и то, что Мартин и Руди перед смертью разослали деньги незнакомым людям, было Поступком с их стороны (пусть даже они им самим были уже не нужны). Серьёзно, мне очень понравилось, что вот их уже нет, а подарки от них приходят… Так что, конечно, не всё так безнадёжно. И ещё понравилась сама мечта – увидеть море. Не так давно увидела рекламу банковских кредитов: «Мечту 90% человек можно исполнить до вечера». Грустно, когда мечты стоят денег. Давайте мечтать о чём-нибудь другом!
@ Tue, 24 Aug 2010 21:35:35 +0400
вынужден поставить минус, как взрослый и не очень мальчишка.
ту не "мечта любой ценой", нет, им действительно все равно, чья была машина, чьи деньги в банке, они не строили таких умазаключительных конструкций, как вы, автор. ведь, если ты умираешь, то умирает и весь мир, не будет женщины с детьми, не будет той любимой с которой боялся поговорить, все, баста, это смерть))
вынужден поставить минус, как взрослый и не очень мальчишка.
ту не "мечта любой ценой", нет, им действительно все равно, чья была машина, чьи деньги в банке, они не строили таких умазаключительных конструкций, как вы, автор. ведь, если ты умираешь, то умирает и весь мир, не будет женщины с детьми, не будет той любимой с которой боялся поговорить, все, баста, это смерть))
Думаю, что продолжение будет обязательно. Посмотрим... Хотелось бы не очнь скоро )))
Думаю, что продолжение будет обязательно. Посмотрим... Хотелось бы не очнь скоро )))
если только американцы снимут римейк)
вынужден поставить минус, как взрослый и не очень мальчишка.
ту не "мечта любой ценой", нет, им действительно все равно, чья была машина, чьи деньги в банке, они не строили таких умазаключительных конструкций, как вы, автор. ведь, если ты умираешь, то умирает и весь мир, не будет женщины с детьми, не будет той любимой с которой боялся поговорить, все, баста, это смерть))
Я посмотрела - Вам 19. А мне 33. Наверное, в этом дело. Но на минус не обижаюсь, мы все разные и восприятие разное, и потом,я готова к гораздо более бурнй реакции.
если только американцы снимут римейк)
Да нет, я про продолжение для всех нас после смерти! (((
Да нет, я про продолжение для всех нас после смерти! (((
далеко так не заглядываю.
вынужден поставить минус, как взрослый и не очень мальчишка.
ту не "мечта любой ценой", нет, им действительно все равно, чья была машина, чьи деньги в банке, они не строили таких умазаключительных конструкций, как вы, автор. ведь, если ты умираешь, то умирает и весь мир, не будет женщины с детьми, не будет той любимой с которой боялся поговорить, все, баста, это смерть))
Хочу попросить прощения и у Вас, и у других возможных читателей за "мальчишек". Я имела в виду, что все мы когда-то были молоды, и здорово, когда это сохранилось в душе. Тогда всё воспринималось по-другому, и часто именно то восприятие остаётся ключевым. Никого не хотела обидеть, наоборот!
Хочу попросить прощения и у Вас, и у других возможных читателей за "мальчишек". Я имела в виду, что все мы когда-то были молоды, и здорово, когда это сохранилось в душе. Тогда всё воспринималось по-другому, и часто именно то восприятие остаётся ключевым. Никого не хотела обидеть, наоборот!
вы даже за "мальчишек" извиняетесь, вот где собака зарыта)) вам должно быть все равно, что кто-то там на вас обидится, пошлите его к черту. нужно быть хоть немного импульсивной, тут не дело в возрасте, то же самое в фильме.
героями движет страх, если все время будешь двигаться, что-то делать, то некогда будет пилить себя самого мыслями о смерти, море не является самой мечтой, путь к морю является целью, цель - попытка убежать от неминуемой смерти, даже скорее от мыслей о неминуемой смерти, а мечты пропали одновременно с диагнозом врачей.
если бы... если бы...
а если бы автор рецензии была в хорошем настроении, написала бы она что-нибудь стоящее? или тоже разразилась бы гневным срачем?
а если бы она посмотрела кино внимательно, пошло бы ей это на пользу?
эти потуги изменить сюжет и переписать сценарий смешны, по-крайней мере.
как говорила Шапокляк "хорошими делами прославиться нельзя" ? вы с ней подружки?
тогда самое время вывести на чистую воду "Форест Гамп" и ""Крамер против Крамера".
и ничего не бойтесь. всегда успеете спрятаться за "женским мнением".
а в целом ... тьфу!!!
Как вообще вы смотрите кино?
Крёстный Отец, это тоже антисоциальшина воспевающая криминальный образ жизни?
Глупая рецензия, даже не тем, что это попытка сказать "фи" на то кино, которое лично мне нравиться. А тем, что в ней написанно. Однозначный минус.
"По моему глубокому убеждению, каждый человек, если он себя таковым считает, должен бояться обидеть другого человека, причинить другому боль"
эта грёбанная толерантность погубит цивилизованный мир.