Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Lara77 thumb
6/10

Сколько стоит мечта? (для просмотревших фильм)

Рецензия на фильм «Достучаться до небес»

362 thumb

Рискую вызвать шквал негодования тех мальчишек (юных и взрослых), для которых этот фильм является культовым, а также прослыть занудой и моралисткой. Возможно, дело не только в разнице мужского и женского восприятия, но и в том, что фильм я увидела уже в зрелом возрасте – шедевром он мне не показался.


Да, были трогательные моменты, например, в том эпизоде под проливным дождём, когда такой внешне брутальный, всё знающий и всё умеющий Мартин (Тиль Швайгер) оказался таким же беззащитным, как и его друг. Или финальный диалог, уже после

титров – надеюсь, все досматривают до этого места?.. Да, кое-что было смешно, хотя в-целом юмор для меня грубый, а местами и довольно пошлый.


Но всё-таки суть не в этом. В фильме я отметила для себя несколько посылов. С этими посылами я не согласна или не совсем согласна.
Заглавный, дважды произнесённый главными героями посыл – «Бояться глупо». С этим я отчасти согласна. Когда осталось жить несколько дней, глупо бояться, что тебя могут отправить в тюрьму или убить. Глупо бояться пригрозить аптекарю пистолетом, если твой друг умирает у тебя на глазах, а тот не хочет продавать необходимое лекарство.


Но не всего бояться глупо. По моему глубокому убеждению, каждый человек, если он себя таковым считает, должен бояться обидеть другого человека, причинить другому боль. И на этом основываются законы общества – как моральные, так и юридические. «Не убий», «не укради» – это знакомо всем. Но следующий посыл фильма: «То, чего нельзя в обычной жизни, перед смертью простительно».


Ну вот есть два таких хороших парня, и у них есть мечта – увидеть перед смертью море. Нет средств к её осуществлению, но это не беда. Нет машины – можно угнать. Нет бензина – можно заправиться бесплатно, а раз уж заправщик такой скряга и не понимает, как это для них важно – что ж, придётся его ограбить. А вообще универсальное средство для добычи денег во многих фильмах – ограбление банка. А потом всё так удачно сложится – угнанная машина принадлежит плохим парням, а в багажнике кейс с миллионом долларов. И хорошие парни вернут все свои долги, и даже машину. Да а что, новую всегда можно угнать. Доверчивых людей полно.


А теперь представим, что всё сложилось не так сказочно. К примеру, машину они угнали у того, кому она была срочно нужна, – ну, скажем, успеть увидеться с умирающим отцом или съездить за женой, у которой начались роды. И человек не успел. Представим, что кейса с миллионом они не нашли – тогда бы долг работнику заправки и банку вернуть не вышло. Конечно, дневная выручка – не такая уж потеря. И в банке, конечно, они взяли не всё…


Но что вообще касается банков – не знаю, как дело обстоит в сытой Западной Европе, возможно, существуют какие-то компенсации вкладчикам разорившихся банков, поэтому ограбление – не такая уж беда. Но предположим, что компенсаций нет. Представьте, что какая-нибудь фрау недавно потеряла мужа, а в ограбленном банке у неё были все сбережения, и она осталась с двумя малолетними детьми без средств к существованию. Несчастная женщина в отчаянии хватает детей и выбрасывается в окно, она и один ребёнок погибают, а второй выживает, но на всю жизнь остаётся инвалидом. Стоит ли это того, чтобы два хороших парня смогли увидеть море? Конечно же, я сгущаю краски, и делаю это намеренно. Я не согласна с посылом «Мечта любой ценой». Понимаю, как это трудно, но иногда нужно иметь мужество отказаться от мечты.


И ещё. Есть замечательное высказывание: «Делай, что дóлжно, и будь, что будет». Слоганом фильма я бы сделала «Делай, что хочешь, и будь, что будет». Улавливаете разницу?


На протяжении всего фильма мы видим этакий «праздник непослушания». Он начинается с того, что Мартин курит в вагоне для некурящих, Руди молча делает ему замечание, указывая взглядом на вывеску, а тот в ответ пускает ему дым в лицо. Возможно, какой-нибудь подросток подумает: «Круто!» Простите, но для меня это элементарное хамство. Но это мелочи. Постоянная безнаказанность героев вызывает у зрителя состояние эйфории. Но безнаказанность рождает безответственность.


Вообще для меня качество, которое отличает взрослого человека от ребёнка – это ответственность. В самом широком смысле этого слова: ответственность за свои поступки, за всё, что происходит рядом с тобой, за тех, «кого мы приручили»… Дело в том (и это отмечает не только христианская религия), что, причиняя зло другому, ты причиняешь зло и себе, своей душе. И ещё дело в том, что после смерти придётся дать за всё ответ – но об этом большинство создателей фильмов не вспоминают. У них герои как-то автоматически становятся ангелами.


Да, последнее желание Мартина похвально и трогательно, но желание Руди – это, конечно, достойная подготовка к переходу в мир иной! И, конечно, по мнению создателей, это Небеса помогли его осуществить! Я понимаю, что сценаристу нужен был сюжетный ход, который бы привёл героев в бордель в руки к бандитам, но обидно даже не то, что у героя на уме извращения, а то, что не любви он ищет. Вот если бы он решил перед смертью позвонить и встретиться с девушкой, с которой раньше боялся заговорить – это да. Правда, она ведь могла бы и не ответить на его чувства – тут важна и воля другого человека. (Хотя, конечно, сценарист бы её уговорил.) А в борделе всё гарантировано: заплатил деньги – получил удовольствие. Были бы деньги.


Вообще деньги и собственность для западного человека имеют необычайную ценность, и то, что Мартин и Руди перед смертью разослали деньги незнакомым людям, было Поступком с их стороны (пусть даже они им самим были уже не нужны). Серьёзно, мне очень понравилось, что вот их уже нет, а подарки от них приходят… Так что, конечно, не всё так безнадёжно. И ещё понравилась сама мечта – увидеть море. Не так давно увидела рекламу банковских кредитов: «Мечту 90% человек можно исполнить до вечера». Грустно, когда мечты стоят денег. Давайте мечтать о чём-нибудь другом!

 

@ Tue, 24 Aug 2010 21:35:35 +0400

Комментарии к рецензии (64)

santoss83
  • Кинолюбитель
  • Thu, 26 Aug 2010 09:33:32 +0400
Homer писал:

Бояться глупо того, чего нельзя избежать - нужно быть готовым к этому, и на примере этой картины автор показал именно это. Два друга достойно встретили то чего не избежать, достойно во всех отношениях...
А то, что вокруг картины налепили сценаристы так это только для восприятия визуальной картинки...
Я понимаю, вашу точку зрения, но если честно мне ближе точка зрения Келевры...
Поэтому рецензия без оценки...
Фильм действительно шедевр своего времени и заслуживает гораздо высшей оценки...

чистая правда excl

lara77
  • Кинокритик
  • Thu, 26 Aug 2010 21:29:52 +0400
Cryden писал:

Кстати, Lara. Жаль, что не могу обратиться к вам по имени...
Сейчас таки прочитал часть комментариев, пока не устал))) Все прям так гневно держат оборону! =)))
Знаете, я даже рад, что таки нашелся один человек, которому не понравился этот фильм. Возможно рекламный ход, возможно намек на гениальность)
Могу сказать точно, что до прочтения всех этих комментариев, я проголосовал за рецензию плюсом, потому, что рецензия написана отлично и не зависит от того, как киномен относится к фильму!
Спасибо вам! Вы открыли для меня именно ту сторону фильма, про которую я не задумывался!

Спасибо! Нет,не самореклама, честно! Меня уже обвиняли в намерениях Герострата. И уж точно не претензия на гениальноть! Я над этим фильмом думаю давно, и высказала абсолютно честно и искренне то, что "наболело". Спасибо, что задумались! Для этого и писала! Я тоже подумаю над вашими словами о фильме.

lara77
  • Кинокритик
  • Thu, 26 Aug 2010 21:45:30 +0400
Быстрый Джо писал:

Не согласны со сценарием? Боитесь, что они могли кому-то по-настоящему навредить? Не бойтесь - они достучались до неба, им дали вольную, им помогли "сверху", Господь всю дорогу был с ними рядом, и не позволял им причинить непоправимый вред окружающим. Почему бы, например, не воспринимать эту историю так? ))

Я думала над вашими словами. Не могу сказать, что вы меня переубедили, но вы немного смягчили моё отношение к фильму и объяснили, что другие в нём видят хорошего. Так что всё это было не зря! Посмотрите мой комментарий к рецензии «Чему же нас учат Руди и Мартин?», если хотите.
Смотрела ваши рецензии, прочитала «самую лучшую» - здорово! Побольше бы таких творческих и думающих личностей!

lara77
  • Кинокритик
  • Thu, 26 Aug 2010 21:47:31 +0400
Zodiak писал:

вы даже за "мальчишек" извиняетесь, вот где собака зарыта)) вам должно быть все равно, что кто-то там на вас обидится, пошлите его к черту. нужно быть хоть немного импульсивной, тут не дело в возрасте, то же самое в фильме.
героями движет страх, если все время будешь двигаться, что-то делать, то некогда будет пилить себя самого мыслями о смерти, море не является самой мечтой, путь к морю является целью, цель - попытка убежать от неминуемой смерти, даже скорее от мыслей о неминуемой смерти, а мечты пропали одновременно с диагнозом врачей.

Если хотите, посмотрите мой комментарий к рецензии «Чему же нас учат Руди и Мартин?»
У нас, оказывается, общий фильм в числе любимых – «Общество мёртвых поэтов». Я сначала написала свою рецензию, а потом заметила, что другая – именно ваша!

lara77
  • Кинокритик
  • Thu, 26 Aug 2010 21:48:48 +0400
tamt писал:

если бы... если бы...
а если бы автор рецензии была в хорошем настроении, написала бы она что-нибудь стоящее? или тоже разразилась бы гневным срачем?
а если бы она посмотрела кино внимательно, пошло бы ей это на пользу?
эти потуги изменить сюжет и переписать сценарий смешны, по-крайней мере.
как говорила Шапокляк "хорошими делами прославиться нельзя" ? вы с ней подружки?
тогда самое время вывести на чистую воду "Форест Гамп" и ""Крамер против Крамера".
и ничего не бойтесь. всегда успеете спрятаться за "женским мнением".
а в целом ... тьфу!!!

Сначала меня задел ваш тон, но всё-таки решила ответить по существу. Я понимаю, если бы о моём любимом фильме высказались так негативно, мне бы, наверно, тоже было обидно. Ну а если этот фильм действительно меня сильно разочаровал – что, мне до конца своих дней нужно было молчать в тряпочку, потому что большинству он нравится? Я не жалею, что искренне высказалась. Вот Келевра и Zodiak изложили мне свои взгляды на фильм, и я их услышала. Ну а если спокойно, без обид подумать – неужели я так уж во всём не права? Но даже если со мной не согласятся, кто-то всё равно задумается, а это уже немало!

lara77
  • Кинокритик
  • Thu, 26 Aug 2010 21:50:35 +0400
Николай писал:

чистая правда excl

Если хотите, посмотрите мой комментарий к рецензии «Чему же нас учат Руди и Мартин?»

lara77
  • Кинокритик
  • Thu, 26 Aug 2010 21:58:50 +0400
Cryden писал:

Кстати, Lara. Жаль, что не могу обратиться к вам по имени...
Сейчас таки прочитал часть комментариев, пока не устал))) Все прям так гневно держат оборону! =)))
Знаете, я даже рад, что таки нашелся один человек, которому не понравился этот фильм. Возможно рекламный ход, возможно намек на гениальность)
Могу сказать точно, что до прочтения всех этих комментариев, я проголосовал за рецензию плюсом, потому, что рецензия написана отлично и не зависит от того, как киномен относится к фильму!
Спасибо вам! Вы открыли для меня именно ту сторону фильма, про которую я не задумывался!

Если хотите, посмотрите мой комментарий к рецензии «Чему же нас учат Руди и Мартин?»

Cryden
  • Киновед
  • Thu, 26 Aug 2010 22:04:08 +0400

Кстати, это мой любимый фильм. Смотрю, когда кажется что "Жизнь - г..., но мы с лопатой". Так сказать средство от плохого настроения))) Могу сказать, что просмотрел его 44 раза, а после этого сбился. Точное количество не определить уже. Кстати, на энный раз просмотра обратил внимание, что фильм изобилует мелкими деталями. Присмотритесь! =)

lara77
  • Кинокритик
  • Sat, 28 Aug 2010 13:16:47 +0400
tamt писал:

правильно. всегда сразу надо переходить на личности. типа, как этот лысый и в очках может сказать чего-либо дельное)))
правда рецензия от этого лучше не станет. поэтому сразу придумайте что ещё плохого можно сказать обо всех критиках.
а в целом, то же самое тьфу!

Посмотрите мой второй ответ и хватит злиться!

lara77
  • Кинокритик
  • Sat, 28 Aug 2010 13:22:26 +0400
Cryden писал:

Кстати, это мой любимый фильм. Смотрю, когда кажется что "Жизнь - г..., но мы с лопатой". Так сказать средство от плохого настроения))) Могу сказать, что просмотрел его 44 раза, а после этого сбился. Точное количество не определить уже. Кстати, на энный раз просмотра обратил внимание, что фильм изобилует мелкими деталями. Присмотритесь! =)

Спасибо, что при том, что это ваш любимый фильм, вы прислушались и к моему мнению! С вашими портретами героев я согласилась сразу. Но, на мой взгляд, образ Небес искажён. Что вы думаете по поводу идеи "Жзнь, или что-то вроде этого"?
А вы, оказывается, с немецким дружите? ))

Добавить комментарий