Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Lara77 thumb
6/10

Сколько стоит мечта? (для просмотревших фильм)

Рецензия на фильм «Достучаться до небес»

362 thumb

Рискую вызвать шквал негодования тех мальчишек (юных и взрослых), для которых этот фильм является культовым, а также прослыть занудой и моралисткой. Возможно, дело не только в разнице мужского и женского восприятия, но и в том, что фильм я увидела уже в зрелом возрасте – шедевром он мне не показался.


Да, были трогательные моменты, например, в том эпизоде под проливным дождём, когда такой внешне брутальный, всё знающий и всё умеющий Мартин (Тиль Швайгер) оказался таким же беззащитным, как и его друг. Или финальный диалог, уже после

титров – надеюсь, все досматривают до этого места?.. Да, кое-что было смешно, хотя в-целом юмор для меня грубый, а местами и довольно пошлый.


Но всё-таки суть не в этом. В фильме я отметила для себя несколько посылов. С этими посылами я не согласна или не совсем согласна.
Заглавный, дважды произнесённый главными героями посыл – «Бояться глупо». С этим я отчасти согласна. Когда осталось жить несколько дней, глупо бояться, что тебя могут отправить в тюрьму или убить. Глупо бояться пригрозить аптекарю пистолетом, если твой друг умирает у тебя на глазах, а тот не хочет продавать необходимое лекарство.


Но не всего бояться глупо. По моему глубокому убеждению, каждый человек, если он себя таковым считает, должен бояться обидеть другого человека, причинить другому боль. И на этом основываются законы общества – как моральные, так и юридические. «Не убий», «не укради» – это знакомо всем. Но следующий посыл фильма: «То, чего нельзя в обычной жизни, перед смертью простительно».


Ну вот есть два таких хороших парня, и у них есть мечта – увидеть перед смертью море. Нет средств к её осуществлению, но это не беда. Нет машины – можно угнать. Нет бензина – можно заправиться бесплатно, а раз уж заправщик такой скряга и не понимает, как это для них важно – что ж, придётся его ограбить. А вообще универсальное средство для добычи денег во многих фильмах – ограбление банка. А потом всё так удачно сложится – угнанная машина принадлежит плохим парням, а в багажнике кейс с миллионом долларов. И хорошие парни вернут все свои долги, и даже машину. Да а что, новую всегда можно угнать. Доверчивых людей полно.


А теперь представим, что всё сложилось не так сказочно. К примеру, машину они угнали у того, кому она была срочно нужна, – ну, скажем, успеть увидеться с умирающим отцом или съездить за женой, у которой начались роды. И человек не успел. Представим, что кейса с миллионом они не нашли – тогда бы долг работнику заправки и банку вернуть не вышло. Конечно, дневная выручка – не такая уж потеря. И в банке, конечно, они взяли не всё…


Но что вообще касается банков – не знаю, как дело обстоит в сытой Западной Европе, возможно, существуют какие-то компенсации вкладчикам разорившихся банков, поэтому ограбление – не такая уж беда. Но предположим, что компенсаций нет. Представьте, что какая-нибудь фрау недавно потеряла мужа, а в ограбленном банке у неё были все сбережения, и она осталась с двумя малолетними детьми без средств к существованию. Несчастная женщина в отчаянии хватает детей и выбрасывается в окно, она и один ребёнок погибают, а второй выживает, но на всю жизнь остаётся инвалидом. Стоит ли это того, чтобы два хороших парня смогли увидеть море? Конечно же, я сгущаю краски, и делаю это намеренно. Я не согласна с посылом «Мечта любой ценой». Понимаю, как это трудно, но иногда нужно иметь мужество отказаться от мечты.


И ещё. Есть замечательное высказывание: «Делай, что дóлжно, и будь, что будет». Слоганом фильма я бы сделала «Делай, что хочешь, и будь, что будет». Улавливаете разницу?


На протяжении всего фильма мы видим этакий «праздник непослушания». Он начинается с того, что Мартин курит в вагоне для некурящих, Руди молча делает ему замечание, указывая взглядом на вывеску, а тот в ответ пускает ему дым в лицо. Возможно, какой-нибудь подросток подумает: «Круто!» Простите, но для меня это элементарное хамство. Но это мелочи. Постоянная безнаказанность героев вызывает у зрителя состояние эйфории. Но безнаказанность рождает безответственность.


Вообще для меня качество, которое отличает взрослого человека от ребёнка – это ответственность. В самом широком смысле этого слова: ответственность за свои поступки, за всё, что происходит рядом с тобой, за тех, «кого мы приручили»… Дело в том (и это отмечает не только христианская религия), что, причиняя зло другому, ты причиняешь зло и себе, своей душе. И ещё дело в том, что после смерти придётся дать за всё ответ – но об этом большинство создателей фильмов не вспоминают. У них герои как-то автоматически становятся ангелами.


Да, последнее желание Мартина похвально и трогательно, но желание Руди – это, конечно, достойная подготовка к переходу в мир иной! И, конечно, по мнению создателей, это Небеса помогли его осуществить! Я понимаю, что сценаристу нужен был сюжетный ход, который бы привёл героев в бордель в руки к бандитам, но обидно даже не то, что у героя на уме извращения, а то, что не любви он ищет. Вот если бы он решил перед смертью позвонить и встретиться с девушкой, с которой раньше боялся заговорить – это да. Правда, она ведь могла бы и не ответить на его чувства – тут важна и воля другого человека. (Хотя, конечно, сценарист бы её уговорил.) А в борделе всё гарантировано: заплатил деньги – получил удовольствие. Были бы деньги.


Вообще деньги и собственность для западного человека имеют необычайную ценность, и то, что Мартин и Руди перед смертью разослали деньги незнакомым людям, было Поступком с их стороны (пусть даже они им самим были уже не нужны). Серьёзно, мне очень понравилось, что вот их уже нет, а подарки от них приходят… Так что, конечно, не всё так безнадёжно. И ещё понравилась сама мечта – увидеть море. Не так давно увидела рекламу банковских кредитов: «Мечту 90% человек можно исполнить до вечера». Грустно, когда мечты стоят денег. Давайте мечтать о чём-нибудь другом!

 

@ Tue, 24 Aug 2010 21:35:35 +0400

Комментарии к рецензии (64)

lara77
  • Кинокритик
  • Thu, 02 Sep 2010 23:33:28 +0400
Syrdon писал:

Пользователя и топ - рецензента под ником "Санёк" Вы уже не найдете он самоудалился вместе с рецензиями, нам удалось спасти часть из них, остальные безвозвратно исчезли. В связи с этим самоудаление на КК теперь не возможно))))

Какая жалость, что такие рецензии потеряны! Спасибо за ответ.

kn128
  • Киновед
  • Sun, 14 Nov 2010 14:46:14 +0300

извиняюсь за опоздание... немножко поздно проснулся))) но полгода еще не прошло)

Несмотря на то что рецензия как бы радикально противоположная по содержанию на 100% согласен. Многие высказывания/действия героев можно считать верными исключительно в рамках тех условий в которых они находятся... или даже в рамках картины(как бы выразится...) Т.е. напр. "Ромэо и Джульета" это эталон отношений... о если перенести этот эталон в современную жизнь то получатся: бандитские разборки с применением холодного оружия повлекшей летальный исход... а кончается все групповым самоубийством. В общем романтики мало... Так и тут. Да и вообще многое относительно по сравнению со многим другим Шекспир это эталон, но как показано выше... тоже не идеальный эталон. Думаю не стоит поэтому от Тиля Швайгера требовать больше чем от Шекспира.))
Все вышесказанное например относится к "Боятся -глупо" глупо боятся что все равно умрем (когда от нас это мало зависит) именно в такой ситуации это говорит Руди. Но можно чуууть чуть понять иначе напр. боятся смерти - вообще глупо = живи быстро умирай молодым. И если кто то именно так поймет вина отчасти ляжет на авторов. Думаю что в финале звучит песня панковской (или постпанковской - не различаю если честно) группы не было случайностью (текст кстати не знаю по этому судить не могу). Но думаю не секрет что тезис о том что умирать надо непременно молодым идет именно из той "культуры", причем предпочтение кажется отдается суициду и передозировке.
В общем 10й раз хочется сказать что фильм неоднозначный и все сильно зависит от того кто и как его будет смотреть. Людей с разным багажом знаний/жизненного опыта/мировоззрения/культуры и пр. он может направить в прямо противоположные стороны. Может помочь задуматься, а может утвердить в полной беспечности и подтолкнуть к пропасти...

P.S.: В любом случае фильм добротный видно творчество, а не желание заработать или тому подобное, НО любое человеческое творчество не может быть идеальным как не идеален человек, пожалуй даже плохого в количественном отнош

lara77
  • Кинокритик
  • Mon, 07 Feb 2011 18:37:51 +0300

О, а я только сейчас увидела ваш комментарий!!! Спасибо за такой развёрнутый и подробный анализ. Мой ответ будет не столь объёмным. Согласна с вашими мыслями, и, повторюсь, жалею, что не заметила вашей рецензии до того, как выложила свою. Просто я была весьма неопытным пользователем, а ваша работа не на 1 странице. Она действительно помогла мне иначе взглянуть на фильм и с чем-то примирила, о чём-то заставила задуматься. Как и комментарий. Но в-целом мои впечатления прежние.

Вновь повторюсь, мне неприятны не только те выводы, на которые меня первоначально натолкнул фильм, а ещё и сама атмосфера, грубый и не всегда смешной для меня юмор, хотя я и не так уж щепетильна, как можно подумать. И фильм по-прежнему не считаю шедевром. Но если почитать комментарии, поучительная история получается. Я выложила рецензию, чтобы кто-то задумался и взглянул на фильм с другой стороны. А в итоге это мне пришлось о многом задуматься и многое пересмотреть. И ещё это обсуждение принесло мне замечательных друзей! Так что, думаю, не напрасно всё это было. )

Ещё раз спасибо за отклик!) А, оказывается, к тому же и за плюс! wink

kn128
  • Киновед
  • Sun, 13 Feb 2011 20:44:29 +0300

То что ответ "не столь объемный" это просто здорово mrgreen жаль у меня никак не получается отвечать "коротко и ясно". буду учиться... Насчет того что фильм не обсолютный эталон я 10 раз говорил... Но все в сравнении познается... сколько щас фильмов вообще ни о чем (в лучшем случае) А от некоторых реально тошнит. Последний тошнотворный из мною просмотренных Реальная любовь - там вообще ни 1 (!) смешного эпизода (а "Рождественская комедия"wink а тошнотворного хоть отбавляй. Ан нет вспомнил 1: старый рокер-наркоман пошло шутит в прямом эфире - его поправляют что "ТВ смотрят дети" он не понимая в чем его попровляют продолжает "Ах детишки совсем про вас забыл : с Рождеством вас". Пожалуй это относится к авторам фильма которые сняв кучу конкретных сцен не забыли добавить нечто для детей... Так что после напр. этого фильма Достучаться покажуться ну просто классикой...

lara77
  • Кинокритик
  • Tue, 15 Feb 2011 17:02:52 +0300
hryak128 писал:

То что ответ "не столь объемный" это просто здорово mrgreen жаль у меня никак не получается отвечать "коротко и ясно". буду учиться... Насчет того что фильм не обсолютный эталон я 10 раз говорил... Но все в сравнении познается... сколько щас фильмов вообще ни о чем (в лучшем случае) А от некоторых реально тошнит. Последний тошнотворный из мною просмотренных Реальная любовь - там вообще ни 1 (!) смешного эпизода (а "Рождественская комедия"wink а тошнотворного хоть отбавляй. Ан нет вспомнил 1: старый рокер-наркоман пошло шутит в прямом эфире - его поправляют что "ТВ смотрят дети" он не понимая в чем его попровляют продолжает "Ах детишки совсем про вас забыл : с Рождеством вас". Пожалуй это относится к авторам фильма которые сняв кучу конкретных сцен не забыли добавить нечто для детей... Так что после напр. этого фильма Достучаться покажуться ну просто классикой...

Не могу не согласиться... mrgreen А я смотрю, эта рецензия продолжает приносить мне интересные знакомства! wink

TEKTONIC
  • Киновед
  • Tue, 15 Feb 2011 17:17:34 +0300

Проскакивают летние рецензии, значит весна будет ранняя. +

1956soe
TEKTONIC писал:

Проскакивают летние рецензии, значит весна будет ранняя. +

Какая тут весна..! Стужа минус 40.., нет, абсолютный Ноль..! Как гундосую церковную проповедь прослушал...
А ведь фильм о другом. В навечно распланированном обществе, когда ты заряжен кредитами до самой смерти, когда все хочется, но ничего нельзя...
Автор кричит, а давайте помечтаем..! Мы будем грабить банки, стрелять в полицейских, угонять машины..!
А в итоге все останутся живы и даже главный бандит отпустит нас к мечте.., потому что "на небе только и разговоров про Море..."

...и вспоминаешь барона Мюнхаузена, жуткого вруля...
...ну, автор рецы, напишите, что врать - это не хорошо...

Profess
  • Киновед
  • Tue, 15 Feb 2011 23:42:42 +0300

Вообще то фильм достаточно условный, философская притча, действие происходит немного вне пространства и времени. confused

lara77
  • Кинокритик
  • Wed, 16 Feb 2011 18:41:51 +0300
Лотерейный билет писал:

Какая тут весна..! Стужа минус 40.., нет, абсолютный Ноль..! Как гундосую церковную проповедь прослушал...
А ведь фильм о другом. В навечно распланированном обществе, когда ты заряжен кредитами до самой смерти, когда все хочется, но ничего нельзя...
Автор кричит, а давайте помечтаем..! Мы будем грабить банки, стрелять в полицейских, угонять машины..!
А в итоге все останутся живы и даже главный бандит отпустит нас к мечте.., потому что "на небе только и разговоров про Море..."

...и вспоминаешь барона Мюнхаузена, жуткого вруля...
...ну, автор рецы, напишите, что врать - это не хорошо...

Прочитайте внимательно все комментарии, потом поговорим.
И жду - не дождусь вашего творчества...

lara77
  • Кинокритик
  • Wed, 16 Feb 2011 18:44:18 +0300
Profess писал:

Вообще то фильм достаточно условный, философская притча, действие происходит немного вне пространства и времени. confused

К вам тоже просьба прочитать комментарии... Моё восприятие фильма изменилось, но рецензия остаётся прежней. И, как вижу, не напрасно - обсуждение пошло по второму кругу... )

Добавить комментарий