Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Drei kameraden thumb
9/10

...и мы возвращаемся к вопросу о дружбе, характере, этике. Я гладко излагаю? - Как по слизи. (с) Джонни Каспар, - Лео О`Бэннон

Рецензия на фильм «Перекресток Миллера»

2469 thumb

Эпиграф.
Этика — (греч. ἠθικόν, от др.-греч. ἦθος — этос, «нрав, обычай») — философское исследование морали и нравственности. Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, сострадания, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и т. д

***
Наверное хорошо смотреть фильмы братьев

Коэнов "с чистого листа". То есть без предварительного прочтения кучи критики и материалов. Или даже больше: не зная вообще, кто такие братья Коэны, и что такого особенного в этих именах. Тогда зрительскому уму непременно будет предложена увлекательная игра. И изрядное испытание... Нет-нет, "испытание" вовсе не в том смысле, что увидеть на экране предстоит нечто из ряда вон "заумное" и недоступное. Скорее, наоборот. Вполне возможно, что все предельно просто... как сама жизнь. Испытание на живость восприятия, способность к иронии и самоиронии.

...В чем же игра? Да много ее разновидностей. Хотя бы такая: определи жанр фильма. "Перекресток Миллера" - гангстерская драма, пародия на гангстерскую драму или нео-нуар. Сейчас не особо искушенный читатель, возможно, взглянет на меня с неким уважением: надо же, какие умные слова знает! Нет, друзья, не стану уверять, что я употребляю подобные жанровые определения в быту. Конечно, я подсмотрел это в Интернете. В одном из интервью об этом сказал один из братьев.

Итак, о фильме "с чистого листа", как я увидел его, когда смотрел впервые. Что-то мешало с самого начала видеть в фильме классическую гангстерскую драму из ряда "Крестный отец", "Однажды в Америке", "Славные парни", "Казино", "Лицо со Шрамом" и "Путь Карлито". Все не так...

- Самый крутой авторитет города Лео (Альберт Финни) выглядел наивным простым парнем, напрочь лишенным проницательности и мудрости Вито (Майкла) Корлеоне.
- Главный герой Том Риган (Габриэль Бирн) слишком часто, как для главного героя гангстерской драмы, получает по физиономии и по паху от мужин и женщин разных возрастов. При этом, неизменно сохраняя невероятно серьезный и глубокомысленный вид. Трудно представить в подобных ситуациях тоже очень серьезных и рефлексирующих Лапшу или Карлито.
- 30 секунд без смены магазина длится длинная очередь из томмигана в исполнении Лео. Который предстал в роли хореографа для своей жертвы - подосланного убийцы. Блестящая постановка "джиттербага томпсона" видится откровенным сарказмом. Особенно ввиду того, что, как я позже узнал, братья Коэны так полюбили ПП "Томпсона", что стали почти экспертами в этом виде оружия. При скорострельности 800 выстрелов в минуту Лео должен был сменить 4 магазина емкостью 100 патронов. Помимо "танцора", Лео переговорил еще с тремя недоброжелателями в несущемся авто.

...Как ни странно, самым "натуральным" образом стереотипного гангстера показался италоамериканец Джонни Каспар. Этакое комичное отражение Вито Корлеоне с его монологами о морали, принципах и "понятиях". Гротескно "наоборот" представлено даже его общение с сыном, что также вызывает ассоциации с "КО" и "КО2". Как мне показалось, Джон Полито в некоторой степени сознательно пародировал Марлона Брандо. Впрочем это, возможно, мои фантазии.

Конечно, элементы пародии на ганстерскую классику представлены весьма условно и размыто. В зависимости от степени эрудированности зрителя и его готовности выискивать ассоциации и намеки. Здесь нет таких явных цитирований и аллюзий, как у киномана Тарантино. "Знал бы, что мы будем изливать свои чувства, выучил бы песнь песней Соломона" - с горькой иронией говорит Том Риган Верне. Что вполне может быть отсылкой к отношениям Лапши и Деборы в "Однажды в Америке".

***
Немного о сюжете.

...Да ладно вам. Все в рецензиях говорят немного о сюжете, чтоб текст скользил "как по слизи".
Щас расскажу, как в дешевых русских сериалах, которые смотрит моя бабушка: Том - правая рука Лео. Они друзья. И оба любят Верну. Верна любит Тома. Джонни Каспару мешает Берни. Но он брат Верны, которую любят Том и Лео. Тому и Лео жаль Берни, потому что они, в сущности, хорошие парни. А Берни, несмотря на свое родство с прекрасной Верной - редкий проходимец. К тому же лицедей изрядный.

Что еще важного? Созерцательность. Лед в бокалах... Многочисленные и многозначительные сцены со шляпой Тома (кстати, еще одна игра: найди скрытый глубинный смысл в шляпе... или не ищи вовсе). До мелочей проработанные интерьеры... Глаза мальчика, с вожделением снимающего парик с трупа... Сотни мелочей, которые принудят раз за разом возвращаться к просмотру. Почти, как в случае с "Однажды в Америке". Если вы поймете, о чем я...

***
... Так что там об этике в заголовке? В этом весь фильм. Этика мешает Лео быть крутым и расчетливым и принуждает защищать жулика Берни от опасного конкурента Джонни Каспара. Этика вынуждает Тома идти на непривычный компромисс со своей совестью и великодушно оставить Берни жизнь, нажив себе кучу проблем. Этика говорит всем мужчинам первое правило: не смотри на женщину своего друга как на Женщину!  Все нормы Этики нарушает (по мнению Каспара) этот подлый Берни, который позволяет себе обмануть его (Каспара) больше, чем он сам обманывает обывателей. Притчу об Этике предлагают нам братья Коэны. В антураже нуара и с иронией на гангстерский эпос.

***
...И мы снова возвращаемся к вопросу о дружбе, характере, этике. А что если представить развитие событий в условиях гангстерского реализма? Реальной жизни? Можно любить женщину своего влиятельного друга, можно ловко маневрировать в человеческих отношениях, играть на доверии, вальяжно ставить на карту большие ставки. Или играть в благородство, оставляя кого-то в живых и доверясь ему, что о нем никогда никто не услышит.

...Но вы не узнаете, что было дальше, когда вас найдут с пулей в голове в собственной машине. На вашем Перекрестке Миллера. Или не найдут вовсе.

@ Fri, 07 Oct 2011 21:15:08 +0400

Комментарии к рецензии (55)

drei_Kameraden
  • Кинокритик
  • Mon, 10 Oct 2011 07:56:01 +0400

А че невинный комментарий стерли? Обычная ирония, без оскорблений. Или что, иронизировать теперь можно только в одни ворота?

Я же вижу и сейчас в своей рецензии коммент с намеками на Швондера. Щас мы все дружно сделаем вид, что это не относится прямо к автору рецензии. Только цитата приведена из комментария об этой рецензии.

Т.е. по мнению предупредивших меня - это разумная мера иронии в мой адрес? А я в ответе превзошел норму? Какие критерии?

...ну ну. Видать Вагир в чем-то прав.

1956soe
UserZero писал:

А че невинный комментарий стерли? Обычная ирония, без оскорблений. Или что, иронизировать теперь можно только в одни ворота?

Я же вижу и сейчас в своей рецензии коммент с намеками на Швондера. Щас мы все дружно сделаем вид, что это не относится прямо к автору рецензии. Только цитата приведена из комментария об этой рецензии.

Т.е. по мнению предупредивших меня - это разумная мера иронии в мой адрес? А я в ответе превзошел норму? Какие критерии?

...ну ну. Видать Вагир в чем-то прав.

...еще раз убедился в правильности своей оценки рецы! все у Вас достопочтенный идет хорошо, только мимо! cry

...из Булгакова это - "Вчера котов душили, душили..."

drei_Kameraden
  • Кинокритик
  • Mon, 10 Oct 2011 13:30:54 +0400
Лотерейный билет писал:

...еще раз убедился в правильности своей оценки рецы! все у Вас достопочтенный идет хорошо, только мимо! cry

...из Булгакова это - "Вчера котов душили, душили..."

"достопочтенный" - запятыми выдели. Как обращение. Эх ты, друг Булгакова mrgreenнедруг пролетариата)

NIKI60
  • Кинокритик
  • Fri, 14 Sep 2012 00:58:02 +0400

На мой взгляд, фильм посвящен Игроку, который, ловко манипулируя людьми, раскладывает пасьянс собственной Игры. Он делает ставки, блефует, часто выигрывает, но и нередко проигрывает. Для проявления высшего класса в Игре нужен холодный и расчетливый ум, предугадывание действий противника наперед, отсутствие эмоций (или их проявление только тогда, когда нужно) и никаких сантиментов (быть бессердечным). А что это за Игра? Неважно. Главное играть, это болезненный азарт, который стал частью твоей натуры и ты делаешь "ставки" на все. И вот когда ты, именно ты, самостоятельно срываешь банк, тогда можно вальяжно опустится в кресло, попыхивая сигаретой, и ...подумать, а на ЧТО ещё можно поставить.
_______________________
Я согласен с тем, что гангстерские перипетии здесь только антураж, хотя они неплохо вплетены вокруг основной идеи фильма. Некоторая пародия на гангстеров должна развлечь зрителей, что наблюдают за Игрой, но я не согласен, что перед нами кинопритча об Этике. Ведь этика в устах бандитов это ...очень явная пародия. Да, надо было написать о музыке (она здесь просто конфетка!).

A0903
  • Р.Модератор
  • Fri, 14 Sep 2012 01:00:57 +0400

Тогда игроков тут двое Том и Берни и Том переигрывает его вчистую))

NIKI60
  • Кинокритик
  • Fri, 14 Sep 2012 01:03:00 +0400
Syrdon писал:

Тогда игроков тут двое Том и Берни и Том переигрывает его вчистую))

Берни мелкий игрок, который, сам того не понимая, был частью Игры. Он не умеет играть, за что потерял все. Кстати, сестра Берни тоже игрок, который поняла что собой представляет Том и ей это не понравилось (баба, что с нее взять).

Dtraum
  • Кинокритик
  • Fri, 14 Sep 2012 17:11:21 +0400
NIKI писал:

На мой взгляд, фильм посвящен Игроку, который, ловко манипулируя людьми, раскладывает пасьянс собственной Игры. Он делает ставки, блефует, часто выигрывает, но и нередко проигрывает. Для проявления высшего класса в Игре нужен холодный и расчетливый ум, предугадывание действий противника наперед, отсутствие эмоций (или их проявление только тогда, когда нужно) и никаких сантиментов (быть бессердечным). А что это за Игра? Неважно. Главное играть, это болезненный азарт, который стал частью твоей натуры и ты делаешь "ставки" на все. И вот когда ты, именно ты, самостоятельно срываешь банк, тогда можно вальяжно опустится в кресло, попыхивая сигаретой, и ...подумать, а на ЧТО ещё можно поставить.
_______________________
Я согласен с тем, что гангстерские перипетии здесь только антураж, хотя они неплохо вплетены вокруг основной идеи фильма. Некоторая пародия на гангстеров должна развлечь зрителей, что наблюдают за Игрой, но я не согласен, что перед нами кинопритча об Этике. Ведь этика в устах бандитов это ...очень явная пародия. Да, надо было написать о музыке (она здесь просто конфетка!).

"Ведь этика в устах бандитов это ...очень явная пародия." - не согласен. Свой кодекс, "понятия", нормы общежития - были связующим звеном преступности во все времена. Иначе они б просто не дожили до наших дней. Тут стоит вопрос о выживании. Другое дело, что "кодекс пиратов распространяется только на пиратов".

NIKI60
  • Кинокритик
  • Fri, 14 Sep 2012 18:15:16 +0400
álom писал:

"Ведь этика в устах бандитов это ...очень явная пародия." - не согласен. Свой кодекс, "понятия", нормы общежития - были связующим звеном преступности во все времена. Иначе они б просто не дожили до наших дней. Тут стоит вопрос о выживании. Другое дело, что "кодекс пиратов распространяется только на пиратов".

Этика наука о морали. А мораль нас учит, что хорошо, а что плохо. Преступление и преступники это всегда плохо. Воровской кодекс, бандитские договоры, пиратские каноны - никакого отношения к морали не имеют, кроме той, что последняя даёт им однозначную оценку. Моральные нормы вырабатываются обществом вцелом, а не бандитами.
_______________________
Посмотри внимательно начало фильма. Ведь Каспар сам сознался в разговоре с Лео, что ему как-то неловко употреблять такое слово как "этика" (во времена настали!). Оно и понятно почему. Он организовал (борцов выбирали богобоязненных, как говорил Датчанин) и поставил на договорной бой, кто-то слил информацию и он не заработал деньги. Каким местом здесь этика? Рассуждать о порядочности, когда ты сам преступил черту это нелепо и ...смешно. Каспар - этичный бандит, Лео - честный бандит. Этичность и честность - понятия несовместимы с уголовным миром. Это пародия. Другой мысли здесь получить нельзя.

Dtraum
  • Кинокритик
  • Fri, 14 Sep 2012 18:56:00 +0400
NIKI писал:

Этика наука о морали. А мораль нас учит, что хорошо, а что плохо. Преступление и преступники это всегда плохо. Воровской кодекс, бандитские договоры, пиратские каноны - никакого отношения к морали не имеют, кроме той, что последняя даёт им однозначную оценку. Моральные нормы вырабатываются обществом вцелом, а не бандитами.
_______________________
Посмотри внимательно начало фильма. Ведь Каспар сам сознался в разговоре с Лео, что ему как-то неловко употреблять такое слово как "этика" (во времена настали!). Оно и понятно почему. Он организовал (борцов выбирали богобоязненных, как говорил Датчанин) и поставил на договорной бой, кто-то слил информацию и он не заработал деньги. Каким местом здесь этика? Рассуждать о порядочности, когда ты сам преступил черту это нелепо и ...смешно. Каспар - этичный бандит, Лео - честный бандит. Этичность и честность - понятия несовместимы с уголовным миром. Это пародия. Другой мысли здесь получить нельзя.

Верно, "моральные нормы вырабатываются обществом" или , если точнее, социумом, т.е. объединением людей. Воры, противопоставлявшие себя государству - такой же социум. И, как у любого социума, у него есть своя иерархия и .... свои законы. Основной из них - у своих крысячить западло.

Вот и пришел один авторитет к пахану перетереть по понятиям. Фраер залетный у авторитета скрысячил. Пахан отошел от воровских принципов, не наказал фраера, потому что фраер ему с барышей отстегивал, и получил в результате разборки с применением огнестрельного оружия. Вот и все.

Выражение "честный вор" разве не слышали? "Не снес наездов честный вор! Пропал козырный парень Саша..." Это никакой не юмор и не пародия. Честный вор - вор живущий по законам ("понятиям" ) своего воровского мира.

Да, мораль нас учит, что хорошо, а что плохо. Так же как и "понятия" воров. Они учат, что вору "западло", а что нет. "Понятия" - моральные нормы воровского социума.

Общество - не одно и большое. Обществ много. Имя им тьма.

NIKI60
  • Кинокритик
  • Fri, 14 Sep 2012 19:31:34 +0400
álom писал:

Верно, "моральные нормы вырабатываются обществом" или , если точнее, социумом, т.е. объединением людей. Воры, противопоставлявшие себя государству - такой же социум. И, как у любого социума, у него есть своя иерархия и .... свои законы. Основной из них - у своих крысячить западло.

Вот и пришел один авторитет к пахану перетереть по понятиям. Фраер залетный у авторитета скрысячил. Пахан отошел от воровских принципов, не наказал фраера, потому что фраер ему с барышей отстегивал, и получил в результате разборки с применением огнестрельного оружия. Вот и все.

Выражение "честный вор" разве не слышали? "Не снес наездов честный вор! Пропал козырный парень Саша..." Это никакой не юмор и не пародия. Честный вор - вор живущий по законам ("понятиям" ) своего воровского мира.

Да, мораль нас учит, что хорошо, а что плохо. Так же как и "понятия" воров. Они учат, что вору "западло", а что нет. "Понятия" - моральные нормы воровского социума.

Общество - не одно и большое. Обществ много. Имя им тьма.

Мы немножко отошли от темы. В фильме, Каспар говорил именно о той этике, которая есть для всех, которая учится в университетах. Поэтому ему так было неловко, и поэтому его этические аргументы выглядят нелепо и смешно (он обманул, но обижается когда его обманули). Но фильм не об этике вообще или "этике воров". Воровское или бандитское в нем вообще вторично.
______________________________
Эпизод со шляпой. Слышали выражение "Дело в шляпе". Шляпа - символический образ удачно проведенных комбинаций Игроком. Почему он такое важное значение придавал своей шляпе? Том сам говорил Верне, что ему приснился сон как он бежал за шляпой, но так и не смог её догнать. И сказал что это глупо бегать за шляпой. Действительно, глупо пытаться получить в жизни все с помощью хитросплетений. Можно ведь и по-простому. Попросить. Вспомни, как Верна ему сказала "Ты мог меня просто попросить" (мол чтобы она была с ним). Но ведь ему это не надо. Как сказал Лео в начале фильма: "Это единственна радость, что осталась в его жизни". Том - закоренелый Игрок. Вот почему я и считаю, что фильм не об этике.

Добавить комментарий