Нет, это я не о нашумевшем свежем римейке фильме 2012 года «Total recall». Речь не о далеком фантастическом будущем, а о не таком уж давнем прошлом. Весь мир с размахом отмечал недавно один знаменательный юбилей. Ровно 50 лет тому назад началось триумфальное шествие по экранам некоего сверхобаятельного и сверхмобильного героя – агента британской разведки Джеймса Бонда. Дата была отмечена мировой премьерой последнего (кажется, 27-го по счету?) боевика. Говорят, весьма качественного. Надеюсь, скоро и мы его увидим и обсудим, но
я опять не об этом. Я хочу напомнить вам об историческом событии глобального значения, которому тоже недавно исполнилось полвека. События, которое едва не привело к реальной, не киношной, 3-й мировой термоядерной войне. Потому-то лично меня сильно взволновала и тронула историческая драма «Тринадцать дней» режиссера Роджера Дональдсона выпуска 2000 года.
Я-то сам хорошо помню это время начала 60-х. Мне 20 лет. Несмотря на начало космической эры и успехи советской науки и оборонной промышленности, продолжались испытания атомных и водородных бомб в открытой среде. Все эти межконтинентальные ракеты, способные обогнуть земной шар, предназначались не только для космических прогулок улыбчивых космонавтов и астронавтов. В конце 50-х советско-американские отношения впервые после второй мировой войны пошли на сближение. Долгий вояж Хрущева по Соединенным штатам и книга "Лицом к лицу с Америкой". Обмен национальными выставками. Романы Хэмингуэя и Сэлинджера. Настоящий вестерн «Великолепная семерка». Ожидался официальный визит президента Эйзенхауэра в СССР, но он сорвался из-за того, что под Свердловском был сбит американский самолет разведчик «Локхид У-2».
Именно такой самолет, фотографирующий 14 октября 1962 года с высоты 20 километров джунгли «острова свободы», мы увидим в начале фильма. На аэрофотоснимках, доставленных в Пентагон, отчетливо заметны следы активного развертывания стартовых площадок для ракет и несколько десятков «сигар». Не тех сигар, которыми доселе славилась Куба, а советских ракет с ядерными боеголовками, которые отсюда могли покрывать всю территорию Соединенных Штатов, исключая разве что Сиетл. В течение года на танкерах и сухогрузах из СССР на Кубу доставлялись под прикрытием гуманитарной помощи ракеты «земля-земля» и «земля-воздух». Доставку советского оружия через океан американская разведка попросту прозевала.
Так называемый «Карибский ракетный кризис» октября1962 года внезапно разразился между США и СССР. Труднейшая задача - решить эту проблему досталась правительству и президенту США Джону Кеннеди и руководству компартии и правительства Советского Союза во главе с Никитой Хрущевым. Авантюрное решение советской верхушки «запустить ежа под шкуру Америки», создать ракетный плацдарм буквально под боком у США на Кубе, где бородатые авантюристы-анархисты обещали обратиться в марксистко-ленинскую веру. Странно, но событие это почему-то не столь широко нынче отмечалось в масс-медиа.
Нынешнее поколение, активно использующее интернет, вполне резонно полагает, что вероятность войны между США и Россией в наше время невозможна. Нынешний враг мирового равновесия появился с совершенно неожиданной стороны – из темных глубин средневековья. Договоры об ограничении и нераспространении ядерного оружия были заключены между сверхдержавами именно после разрешения компромиссом этого конфликта. Компромиссом, в результате которого Америка оставила в покое молодой коммунистический режим на Кубе, а Советский Союз демонтировал и вывез с острова свои ракеты. США дополнительно ликвидировала свои ракетные установки в Турции. Но эти две недели в октябре 1962 года мир висел на волоске. И с той и с другой стороны приходилось сдерживать рискованные выпады «ястребов». Затяжная холодная война окончилась в конце восьмидесятых, можно сказать, ничьей, а можно сказать, и победой западной экономики и идеологии.
День за днем - с 16 по 28 октября - мир колебался на грани самоистребительной термоядерной войны. Мы смотрим настоящий историко-политический триллер. Хотя, исключая апокалиптическую увертюру и несколько динамичных эпизодов на военно-воздушных базах во Флориде и на боевых кораблях, фильм выдержан в ровной спокойной тональности, однако за ней ощущается тяжелое нервное напряжение и колоссальная ответственность президента и его команды. Практически весь хронометраж фильма занят переговорами и встречами политиков и военных в кабинетах и кулуарах Белого дома. Я никогда до этого не видел никого из актеров, занятых в картине. За исключением, естественно, Кевина Кестнера в роли политического советника президента Кенни О. Донелла. В ролях президента Джона Фицджеральда Кеннеди – Брюс Гринвуд, его брата Роберта (Бобби) – Стивен Камп, секретаря Госдепа Дина Раска – Генри Строзье , министра обороны Роберта Макнамары – Дилан Бэйкер, представителя США в ООН Эдлая Стивенсона – Майкл Файрман , многих генералов и адмиралов армии и флота. С советской стороны мы увидим министра иностранных дел Андрея Громыко, посла Анатолия Добрынина и представителя СССР в ООН Валериана Зорина. Актеры подобраны по возрасту и внешнему сходству, но играют предельно достоверно и естественно.
Порой присутствие Костнера даже немного раздражает. Этот узнаваемый человек из Голливуда иногда несколько нарушает суховатую и объективную реалистичность происходящих переговоров и конфликтов внутри команды демократов, и на международной арене. Однако Кевин Костнер является также и продюсером фильма, и чувствуется, что ему лично близка вся эта история и трагические судьбы братьев Кеннеди. Однажды он в фильме Оливера Стоуна «JFK» уже сыграл человека, который провел свое независимое расследование роковых выстрелов в Далласе 22 ноября 1963 года. Ровно через год еще один трагический юбилей. Да, ведь и до сих пор это дело, в котором отчасти звучат отзвуки «Карибского кризиса», полностью не раскрыто.
Очень рекомендую к просмотру эту документальную историческую драму. Она захватывает и волнует гораздо сильнее, чем напичканные спецэффектами боевики с бэтменами, неудержимыми, прометеями и т.д., которые столь горячо обсуждаются здесь кинолюбителями в последнее время.
Вот за это спасибо. Люблю такие фильмы, но этот почему-то прошел мимо меня. Качаю, в выходные обещаю посмотреть.. сразу после Монгола
Плюс. У мня претензии к автору и тональности(если не сказать больше - правдивости_) его рецензии. Почему не сказать бы, что 400 ракет на тер-рии Турции, которые могли в любой подходящий для пендосов момент стереть европейскую часть СССР в порошок, были размещены там в 61 - до карибских сигар?? Почему именно сбитый, а не обнаруженный разведсамолет припаяли причиной отмены ответного визита Эйзенхауера? Аа, пускай вражеские самолеты бороздят советские просторы в поисках ядерного оружия, коего у американцев к 62 году было в разы больше и в десятки раз больше могли они его доставить на тер-рию СССР, чем СССР на тер-рию США... И надеюсь вы в курсе, что пути разрешения конфликта предложил Хрущев в своем послании, а не вставшие в позу американцы? Все, просто все средства используете для того, чтобы очернить прошлое МОЕЙ Родины. Предатель вы, Барс. Тьфу.
Плюс. У мня претензии к автору и тональности(если не сказать больше - правдивости_) его рецензии. Почему не сказать бы, что 400 ракет на тер-рии Турции, которые могли в любой подходящий для пендосов момент стереть европейскую часть СССР в порошок, были размещены там в 61 - до карибских сигар?? Почему именно сбитый, а не обнаруженный разведсамолет припаяли причиной отмены ответного визита Эйзенхауера? Аа, пускай вражеские самолеты бороздят советские просторы в поисках ядерного оружия, коего у американцев к 62 году было в разы больше и в десятки раз больше могли они его доставить на тер-рию СССР, чем СССР на тер-рию США... И надеюсь вы в курсе, что пути разрешения конфликта предложил Хрущев в своем послании, а не вставшие в позу американцы? Все, просто все средства используете для того, чтобы очернить прошлое МОЕЙ Родины. Предатель вы, Барс. Тьфу.
А за плюс - спасибо, идейный Вы наш!
Золотой плюс! Спасибо! Скачал!
Поставила плюс, хоть вы намного больше уделили внимания описанию конкретного исторического события, нежели самому фильму.
Поставила плюс, хоть вы намного больше уделили внимания описанию конкретного исторического события, нежели самому фильму.
Спасибо!
В том то и дело, что фильм о конкретном историческом событии, о котором я попытался вспомнить все.
Может быть, со временем добавлю в текст несколько абзацев.
Дорогой Барс, если вы позволите так к вам обращаться У вас замечательные интересные и познавательные тексты. Однако помните, что "предметом рецензии выступают не непосредственные факты действительности, на которых основаны очерки, корреспонденции, зарисовки, репортажи и т.п., а информационные явления – книги, брошюры, спектакли, кинофильмы, телепередачи" (Тертычный А.А.). Поэтому в рецензии прежде всего важно рассказать потенциальным зрителям о том, что действительно заслуживает ее внимания в выбранном вами фильме.
Барс, я присоединяюсь к замечанию wildberries.
Это все ж не исторический сайт. Ближе к фильмам, пожалуйста.
Барс, я присоединяюсь к замечанию wildberries.
Это все ж не исторический сайт. Ближе к фильмам, пожалуйста.
Осознал, стараюсь дополнить...
Но кроме того, еще раз пытаюсь объяснить свой полемический задор именно той необыкновенной активностью, с которой здесь обсуждаются достоинства и недостатки кинокартин и сериалов про черт знает что.
Осознал, стараюсь дополнить...
Но кроме того, еще раз пытаюсь объяснить свой полемический задор именно той необыкновенной активностью, с которой здесь обсуждаются достоинства и недостатки кинокартин и сериалов про черт знает что.
На вкус и цвет. Вот и мама моя, как увидит у меня томик с фэнтази или фантастикой, все пытается в меня тапком попасть. Читай сына классику.