- Как это прекрасно!
- Ядерную войну называют по-разному, мисс Вульф, но, чтобы прекрасной...
- Люди боятся признаться, что она - красива.
- Смерть - красива?
- Не читайте мне мораль! Что у Вас еще в запасе, Профессор? Мы оба знаем, что умрем. Но для Вас смерть - занимательная игра, и Вы втягиваете в нее весь мир... словно это возможно.
- Это возможно, даже вероятно.
- Смерть, как развлечение, которому можно предаваться в гостиной...
(диалог в начале фильма "Система безопасности" 1964г. между мисс Вульф и профессором Гротшелем)
____________________________________________________________
Америка-красавица никогда бы не простила Стэнли его маленькие еврейские шалости. Прочитав массу книг по конфликтологии (Аллисон Г.Т., Концептуальные модели и кубинский ракетный кризис. 1969г., Холсти О.Р., Кризисы, эскалация, война. 1972г., Тантер Р., Моделирование и управление международными конфликтами. 1974г. и т.д.), могу с уверенностью сказать, что ни один из этих "светлых" умов науки так и не приблизился к пониманию той маразматической ереси, что творилась в начале 1960-х в мировом сообществе. Кубинский ракетный кризис на 13ть дней октября 1962г. заставил всю планету затаить дыхание и ждать. В мировой истории не было момента более напряженного, чем этот. До сих пор поговаривают о возможном уничтожении более трех сотен миллионов русских, американцев и европейцев. Короче, от нас мало бы что осталось. Одно мокрое место разве что.
С самого момента основания Америка разрывалась между защитниками и противниками широкомасштабных военных действий: демократы и республиканцы, слоники и ослики, либералы и консерваторы. Вопрос лишь в том, кто у власти. Джонни Кеннеди (Президент США с 1961 по 1963гг.) был демократом, а следовательно против войны. Ну что сказать? Нам повезло.
Стэнли не смог бы снять этот фильм в Америке. На берегах Британии он создавал его на свой страх и риск. И получилась настоящая бомба! Америка же для того, чтобы хоть как-то ретироваться, в том же 1964 году выпускает на свой кинорынок фильм "Система безопасности" (режиссер - Сидни Люмет, в главной роли - Генри Фонда). Но этот фильм, поверьте мне, остался незамеченным. Слишком серьезный, слишком драматичный, слишком много пафоса.
Стэнли Кубрик был ещё тем мейнстримщиком и шалуном. Он чётко улавливал веяния. Когда пуританскому Западному миру нужен был шок, он дам им "Лолиту", когда атомная бомба - "Доктора Стрейнджлава", когда научная фантастика - "Космическую Одиссею 2001", потом ещё немного "тёмного, шокирующего исследования насилия в человеческом обществе" в "Заводном апельсине" и так далее... Он был хорош!
К 1964 году Стэнли уже два года как живет в Англии, переехав в усадьбу Эббот Мид вблизь Лондона из Америки. В этом же году выходит его сногсшибательный фильм-бомба "Доктор Стрейнджлав или как я перестал бояться и полюбил атомную бомбу". Название, между прочим, до сих пор согласно книге рекордов Гиннеса является самым длинным в кинематографе. Фильм снят по роману "Красная тревога" бывшего капитана авиации ВВС США Питера Джорджа. Но, если в оригинале - это драма, то для своего фильма Стэнли решил, что надо бы повеселее… и сделал чёрную-пречёрную комедию, пригласив на главные роли Питера Селлерса (знакомого нам еще с "Лолиты" 1962г.) и Джорджа К. Скотта (генерал Джордж С. Паттон из одноименного фильма 1970г.).
Итак, эти два красавца, один из которых играет сразу три роли - капитана Британских ВВС Лайонела Мандрейка, Президента США Меркина Маффли и бывшего немецкого физика-ядерщика, а ныне эксперта по военной стратегии США доктора Стрейнджлава (тонкий намек на создателей Манхэттенского проекта), создают совершенно невообразимо сексуальное черно-белое кино про "нечаянно" начавшуюся ядерную войну в период массовой паники и полного неадеквата. Фильм - прекрасный образчик того, как можно и нужно действовать и ощущать себя в реале в период массовых истерий. Виски, сигары и чёрный-пречёрный еврейский юмор. Я представляю себе это именно так.
Изысканности и тонкости комедии добавляют и фашистко-евгенистическая логика доктора Страннаялюбовь. Он заявляет, что для спасения нации нужно отказаться от моногамных отношений и выбрать соотношение "10 молодых и сексуально привлекательных женщин на одного мужчину". А какова теория коммунистического заговора по фторированию воды с целью нарушения чистоты "бесценных телесных жидкостей" генерала Джека "Потрошителя" Риппера (Стерлинг Хэйден)?! А чрезмерная вежливость президента США Меркина Маффли, который в разговоре с Дмитрием Кисовым проявляет себя настоящим тюфяком, то и дело, рассыпаясь в сожалениях? И разговор по телефону генерала "Бака" Тёрджидсона со своей молодой секретаршей мисс Скотт о том, что "скоро" он сделает из неё миссис Бак Тёрджидсон, но пока ей надо лечь спать, а перед этим не забыть помолиться. И не забудьте, что военные действия вблизи базы ВВС США шли на фоне плаката "Мир - это наша профессия"... И даже тот факт, что лихой майор ВВС Дж. Т. "Кинг" Конг (Слим Пикенс) всю военную атаку на российскую ракетную базу Лапута (отсылка на летающий остров из романа Джонатана Свифта "Путешествия Гулливера") провел в ковбойской шляпе и жуя жвачку Wrigley — весьма и весьма выразителен…
Как и любой американский фильм тех лет "Доктор Стрейнджлав" грешит гротескным изображением СССР и её представителей. Русский посол Алексей де Садецкий (Питер Булл), единственный показанный представитель нашей гордой нации, представляет собой большого и неповоротливого медведя в пальто и шляпе. Дмитрий Кисов, председатель Совета Министров СССР, пьян и в шумной компании, бюджетный вариант "Машины Судного Дня" на основе кобальт-ториевой бомбы, потому что советский народ требует тратить деньги на "нейлон и машины"? командование ракетными войсками в Омске... ? Ну, не знаю…
Самый шик комедии добавляют последние кадры под прекрасную лирическую песню Второй Мировой "Мы встретимся с Вами снова" в исполнении Веры Линн. Большего цинизма невозможно придумать!
P.S.: Рецензия посвящается Сюррелии, потому что она продолжала верить, что я всё-таки её напишу =)
достаточно увидеть их что бы понять почему они здесь.
Антивоенные фильмы - это фильмы, которые осуждают войну как средство достижения поставленных целей, показывают ужасающие последствия войны для целых народов, стран или отдельных личностей, подвергают критике политику, направленную на подготовку и разжигание войны, описывают протестные движения против военных действий и помогают человеку избавиться от лживой "романтики войны". Антивоенные фильмы способствуют хорошему пищеварению, здравому размышлению, увеличивают продолжительность жизни и приближают колонизацию Марса.
Убийственный фильм! Размах фильма не знает никаких границ. Всем, кому не нравится американский пирог, без сомнения будет интересно посмотреть это кино.
Яркий был фильм,но сегодня полностью устарел,мало кто досмотрит до конца...
неплохой фильм)стенли кубрик красава это лучший фильм после заводного апельсина
Ни рецензия ни коменты не впечатлили. Не буду качать.
Кстати, насчет восхищения Заводным Апельсином - одна из моих любимых книг, и моя главная претензия к Кубрику - блин, там героям 15 лет!!!!!!!!!!!!!! как можно тридцатилетних кабанов снимать в таком кино?! сразу весь смысл теряется, да и выглядят они по меньшей мере нелепо!
Ни рецензия ни коменты не впечатлили. Не буду качать.
Кстати, насчет восхищения Заводным Апельсином - одна из моих любимых книг, и моя главная претензия к Кубрику - блин, там героям 15 лет!!!!!!!!!!!!!! как можно тридцатилетних кабанов снимать в таком кино?! сразу весь смысл теряется, да и выглядят они по меньшей мере нелепо!
А зря. Много теряете....
А зря. Много теряете....
1
фильм отличный, уже смотрел и с удовольствием посмотрю еще раз
Фильм, действительно, устарел.
Смотрел его лет десять назад - сейчас в памяти остались всего три детали: доктор Страннаялюбовь, непроизвольно выкидывающий руку в нацистком приветствии; вояка-ковбой, оседлавший атомную бомбу, как бычка-трёхлетка на родео; ну и подземный штаб-бункер, образ которого, видимо, сильно запал в душу американских кинематографистов и поэтому они чтят и помнят этот фильм.
Сейчас, какой американский военный фильм ни возьми, в нём всегда есть стратеги-аналитики, сидящие в укромном месте с мониторами, картами и прочими атрибутами командного центра и герой-одиночка или горстка героев, которые спасают свободный мир под "чутким руководством" штаба, обитатели которого сопереживают герою в режиме "реального времени", потому что герой держит с ними контакт. В конце фильма, когда враг повержен, все в штабе начинают радоваться-обниматься, а самый главный генерал или даже Сам Президент выходит на связь с простым героем из народных низов говорит ему что-нибудь проникновенное типа "спасибо, сынок".
Один из наилучших фильмов в комической форме рассказывающий о холодной войне. В особенности об отношении армии к Советскому союзу, коммунизму.
Наконец-то кто-то нашел этот гениальный фильм Стенли Кубрика, он может сравниться только с "На следующий день", да и вообще - классика кино! Качать немедленно.