Интересный факт: многие культовые фильмы либо провалились в прокате, либо были задавлены критикой. Иногда они напоминают мне мучеников, почитаемых фанатами за недооцененность. Вот и википедия ссылается на рецензию, описывающую «Убить дракона» как фильм перестроечный, пародийный и вторичный. А ведь среди ложных кумиров часто попадаются настоящие пророки.
Фильм мрачный, жесткий и циничный – режиссер не старался привлечь побольше зрителей. Настроение создает каждая деталь – безжизненные пейзажи, грязные обыватели,
правители в одеждах третьего рейха. Даже юмор оставляет горькое послевкусие – как прямой черный, так и злая, гротескная сатира на советские реалии. Захаров исказил оптимистичную сказку Шварца, сгустил краски до предела и забыл разбавить их обычными музыкальными паузами. Как думаете, почему?
В театре нет места полутонам. Каждый жест, каждая фраза, каждый образ настолько чёткий и однозначный, что не оставляет места для сомнений. Мы с первых кадров видим суть народа города Дракона, мы загодя понимаем, как поведет себя тот или иной персонаж в будущем. Каждая эмоция ярка, гротескно возведена в абсолют. Вы когда-нибудь видели ярко-серый цвет?
Я специально не говорил о музыке. Иногда она контрастна. Пафосные оптимистичные марши оттеняют черноту обстановки, подчеркивают наигранность ситуации. Иногда она мрачная. И тогда она просто усиливает и нагнетает напряженность. Особенно это заметно в медленном и тягучем начале, где нотки похоронного марша полностью отражают реалии города дракона. А иногда она дарит надежду. Музыка Ланселота, главная тема фильма, сопровождает его и словно подчеркивает отличие от остальных героев фильма. И именно она звучит в таком неоднозначном финале фильма.
- Прошу слова.
- Чего?
- Слова.
- Зачем тебе слово, чего ты с ним будешь делать?
Но самое интересное – слушать героев. Слова живут отдельной жизнью, несут в себе целый ряд подтекстов, начиная от горькой иронии и заканчивая отсылками к советской действительности. Практически каждую фразу можно использовать как цитату, практически каждая несет в себе глубокий философский смысл. Как в таких условиях не перегнуть палку? Не скатиться в наигранность и ненатуральность, не превратить фильм в занудную проповедь?
Актеры. Их состав без всяких колебаний можно назвать звездным. Леонов, Янковский, Абдулов, Захарова – именно им достались самые сложные роли, роли людей, которые меняются. Именно они выглядят людьми в драконьем театре. Однако даже неизменные, несколько утрированные роли второго плана, роли не столько людей, сколько символов, собирательных образов, выполнены на высочайшем уровне. Хорошим примером может быть Тихонов, сыгравший архивариуса, – яркий и полный образ советского интеллигента, который тайно ненавидит дракона, боится перемен и революции, боится за свою жизнь и презирает себя за слабость.
- Ну, прохожий, все сначала, а?
Одних ярких мазков мало для хорошей сатиры. Хорошая сатира бьет в самые больные места, в раны общества, которые не заживают и за четверть века. Странно видеть старый фильм, рассказывающий о вещах, которые происходят сегодня. Странно и страшно. Настолько страшно, что иногда хочется завязать глаза повязкой, как один из героев фильма, уподобившись миллионам других испуганных людей. Однако рецензия – плохое место, чтобы отстаивать свои политические взгляды.
- Вы не скажете, что происходит там, наверху, я в последнее время стал плохо видеть.
- Сегодня каждый сам за себя решает, что он видит.
Некоторые фильмы могут долго оставаться непонятыми до конца. И их можно спокойно критиковать и считать пустыми, банальными и вторичными. Пока не придет их время. Пока пророчества не начнут сбываться. Не страшно посмотреть в зеркало?
@ Tue, 14 Oct 2014 15:02:38 +0400
Я согласен с рецензией.+
По форме - очень законченный текст. И очень хорошо аргументировано мнение и виденье автора рецензии. Отличное начало и закономерный конец. Никаких претензий. Но почему-то не хочется, дочитав, бурно аплодировать и подкидывать вверх чепчик. На мой вкус, тут нет середины. Нет основной части как таковой. Не хватает анализа самого фильма, есть выводы, но нет особых предпосылок к ним. Это мнение, взвешенное, складно написанное, но крайне краткое, оставляющее у читателя (у меня, в частности) чувство "голода". Сорри, но "я так вижу" )
Не знаю, друзья, оценку буду ставить позже. Надо подумать
По форме - очень законченный текст. И очень хорошо аргументировано мнение и виденье автора рецензии. Отличное начало и закономерный конец. Никаких претензий. Но почему-то не хочется, дочитав, бурно аплодировать и подкидывать вверх чепчик. На мой вкус, тут нет середины. Нет основной части как таковой. Не хватает анализа самого фильма, есть выводы, но нет особых предпосылок к ним. Это мнение, взвешенное, складно написанное, но крайне краткое, оставляющее у читателя (у меня, в частности) чувство "голода". Сорри, но "я так вижу" )
Не знаю, друзья, оценку буду ставить позже. Надо подумать
Да я вот тоже смотрю и вижу, что возможно стоит расширить. После дуэли займусть вплотную.
60-я рецензия, академическая.
«Правители в одеждах третьего рейха», следовательно, «гротескная сатира на советские реалии»? Минус. Хоть и складно.
«Правители в одеждах третьего рейха», следовательно, «гротескная сатира на советские реалии»? Минус. Хоть и складно.
Лара, именно так. Мундиры там действительно рейховские. А сатира на советские реалии. Перестройка, конечно, но даже без подобной призрачной маскировки фильм бы не выпустили. Пересмотрите, мундиры - это фикция, антураж.
Лара, именно так. Мундиры там действительно рейховские. А сатира на советские реалии. Перестройка, конечно, но даже без подобной призрачной маскировки фильм бы не выпустили. Пересмотрите, мундиры - это фикция, антураж.
Там есть и мундиры, и сатира на советскую действительность, и на тоталитаризм как таковой без географической привязанности. Захаров смотрел шире. А вы объединяете мундиры и «советский» в соседних предложениях, настраивая читателя на мысль: «Сталин = Гитлер». Что не есть верно.
Нууууу.......
Такой материал, такой простор для деятельности.... И фильм сам выбрал, следовательно, должен был быть более подготовленным... А на выходе? Пара-тройка рассуждений о сатире, пара-тройка цитат, пара-тройка фамилий...
Куцо, не глубоко...
А фильм-то какооой! обидно....
Там есть и мундиры, и сатира на советскую действительность, и на тоталитаризм как таковой без географической привязанности. Захаров смотрел шире. А вы объединяете мундиры и «советский» в соседних предложениях, настраивая читателя на мысль: «Сталин = Гитлер». Что не есть верно.
Фильм не столько о тоталитаризме (об это три толстяка), сколько о психологии людей, которые не могут без дракона. И основной упор Захаров делал именно на советские реалии - слишком много образов на это намекают. Учитывая это, я сомневаюсь, что выбор мундиров именно нацистских был случаен. Хотя, конечно, мало какой другой современнный тоталитарный режим использует серебристо-черную символику, которая идеально создала атмосферу для фильма.
Я не вкладывал в рецензию никаких сравнений, кроме сказанных прямым текстом. Их тут слишком много можно подобрать, в зависимости от мнения, позиции и опыта зрителя.
Нууууу.......
Такой материал, такой простор для деятельности.... И фильм сам выбрал, следовательно, должен был быть более подготовленным... А на выходе? Пара-тройка рассуждений о сатире, пара-тройка цитат, пара-тройка фамилий...
Куцо, не глубоко...
А фильм-то какооой! обидно....
Никогда не пишу много и не говорю за автора фильма. После дуэли немного расширю, ибо действительно есть апру мест, которые можно подправить.