Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Bars2009 thumb
9/10

Человечество, смеясь, расстается со своим прошлым (с)

Рецензия на фильм «Комедия строгого режима»

10948 thumb

«Станция Лубянка, следующая станция Охотный ряд, пересадка на станцию Театральная» - обыденно звучат в московском метро эти объявления по радио. Вот уже 20 лет мы не слышим ежедневно имена, которые прежде носили эти площади и проспекты: Дзержинского, Маркса, Свердлова. За двадцатилетие,  прошедшее со дня распада советской империи, выросло поколение, для которого многие имена, которыми пестрела карта государства и планы городов, уже ничего не значат. Спросите молодого человека или девушку, кто такой был Яков Свердлов или Феликс

Дзержинский? – вряд ли получите внятный ответ. Один только Ленин до сих пор не стерт из памяти современников. И по сей день торчит памятником в начале проспекта своего  имени, тихо себе лежит в мавзолее рядом с катком, где звенит коньками «племя младое и незнакомое». С одной стороны, это даже неплохо, а с другой – невежество и незнание собственной истории  удручает. Пусть же они посмотрят этот  кинофильм, где увидят героев былых времен в исполнении абсолютно народных и социально близких артистов.  

Неужели в тот год, (1991), когда снимался этот фильм, имя вполне еще живого писателя Сергея Донатовича Довлатова, никак нельзя было упомянуть в титрах, как автора рассказов из цикла «Зона», которые были использованы при написании сценария?  А ведь вроде бы уже закончилась перестройка, уже распался Советский Союз, уже на родине начали издавать книги писателя-эмигранта.

Те, кто читал «Зону», вспомнят. Те, кто посмотрел этот фильм, прочитают книгу Довлатова и тоже помянут. В прозе Довлатова этот забавный эпизод окружен достаточно мрачными сценами из жизни  заключенных и их охранников в середине 60-годов ХХ века, когда сам автор отбывал службу в конвойных войсках МВД.



«Мир,  в который я попал, был  ужасен. В  этом  мире дрались заточенными рашпилями, ели собак,  покрывали  лица татуировкой  и насиловали коз. В этом мире убивали за пачку чая. В этом мире я увидел людей с кошмарным прошлым, отталкивающим настоящим и трагическим будущим… Мир был ужасен. Но жизнь  продолжалась. Более того,  здесь  сохранялись обычные  жизненные  пропорции.  Соотношение  добра и зла,  горя и радости  оставалось неизменным».

Простите за длинную цитату из самого Довлатова, но считаю необходимым предоставить слово  автору произведения, отталкиваясь от которого, Виктор Студенников и Михаил Григорьев сняли в 1991 году смешную и остроумную «Комедию строгого режима». Это был едва ли не первый художественный фильм, открывающий фильмографию новорожденного государства – Российской федерации. В этом фильме я впервые увидел на экране замечательного актера Виктора Сухорукова.

Ничего странного в том, что в Исправительной Трудовой Колонии №7 силами художественной самодеятельности готовится к постановке отрывок из пьесы «Свет октября» не было и нет.  К 100- летнему юбилею В. И. Ленина готовилась вся страна. Драпировали  кумачом и завешивали плакатами обшарпанные стены домов. Устраивались всесоюзные выставки изобразительных искусств, в театрах ставились «датские» спектакли, где Михаилу Ульянову, Кириллу Лаврову, Иннокентию Смоктуновскому приходилось раз за разом натягивать на голову розовую лысину Ильича. Естественно, состоялось несколько кинопрмьер: «Штрихи в портрету В.И. Ленина», «Красная площадь», «Кремлевские куранты».    

Сергей Довлатов: «Напомню вам, что  лагерь является типично  советским учреждением. И  не только по своему  административно-хозяйственному устройству.  Не  только  по внедряемой  сверху  идеологии.  Не  только в  силу привычных  формальностей. Лагерь  учреждение   советское  -  по  духу.  По  внутренней  сути.  Рядовой уголовник,  как правило, вполне  лояльный  советский  гражданин. То есть он, конечно, недоволен. Спиртное подорожало и так далее. Но основы - священны. И Ленин - вне критики. В этом смысле чрезвычайно показательно  лагерное творчество.  В  лагере без нажима и принуждения торжествует метод социалистического реализма».

С показа экспонатов выставки «творчества з/к» и начинается картина. Крупным планом сувениры к юбилею вождя. Наборы отмычек и  самодельных ножей с ленинской символикой. На полированном лезвии изображен крейсер «Аврора» и четкий лозунг – Грабь награбленное! Замполит лагеря проводит кастинг, перебирая папки с делами заключенных, отыскивая по типажу будущих исполнителей ролей Дзержинского, Свердлова и самого Владимира Ильича. Председателя ВЧК сыграет долговязый пахан барака, Свердлова – его шестерка. А вот на роль Ленина найти артиста гораздо сложнее. Ну,  никак нельзя доверять роль вождя убийце, или растлителю малолетних. Вот мошенник на доверии – это ничего, сойдет.

Поэтому роль вождя пролетариата доверена лысоватому, зачуханному доходяге по кличке Плешак. И за месяц подготовки к спектаклю, этот зек, чье место у параши, благодаря вживанию в образ по системе Станиславского, преображается в лидера с замашками диктатора и поднимается по иерархической лестнице до степени незыблемого авторитета.  Виктор Сухоруков в этой роли повторяет собственную ухабистую судьбу. Он уже много лет работал в знаменитом Ленинградском театре комедии, но сорвался, запил, опустился, бродяжничал и только в сорок лет начал новую творческую жизнь.



Ему помог питерский режиссер Юрий Мамин, у которого он сыграл роль в гриме Пушкина в комедии «Бакенбарды».  А Студенников и Григорьев, бывшие ассистентами Мамина, пригласили Сухорукова в свою картину. Яркий темпераментный артист с тех пор не знал простоев и наверстывал упущенное. После Пушкина и Ленина он сыграет и Хрущева, и Берию, и даже императора Павла I.

Под прикрытием постановки историко-революционной пьесы, заключенные готовят большой побег. И, казалось бы их планы реализованы на все 150%,  благодаря волшебной силе искусства. Однако, финал приводит на память изречение польского сатирика Станислава Ежи Леца, - Ну, допустим, пробьешь ты головой стену. И что ты будешь делать в соседней камере?

@ Sun, 15 Jan 2012 16:40:51 +0400

Комментарии к рецензии (91)

maleevnikita
anna_claire писал:

Вашим дедушке с бабушкой было лучше? Я, поверьте, искренне им сочувствую, видеть, как твоя жизнь меняется не в лучшую сторону и не иметь возможности противостоять процессу - незавидная доля. Мои прадедушка с прабабушкой с одной стороны и дедушка с бабушкой с другой не вернулись из сталинских лагерей. Один бог и их такие же несчастные сокамерники знают, каковы были их мучения. Я не могу об этом думать без слез и злобы. Самого настоящего бешенства. Поверьте, не были они ни шпионами, ни врагами народа. Наоборот.. мечтали о светлом будущем для всех в своей стране и искренне верили в его скорый приход. Думаю, как и во всем, очень важен личный опыт, личная история. Были бы Вы на моем, а я на Вашем месте... Кто знает, какими были бы наши точки зрения?

то есть вы хотите сказать что необходимо руководствоваться личной неприязнью к органам гос. безопасности и всемерно подчеркивать правоту диссидентов невзирая на все экономические факторы того времени? Вы считаете, что личное важнее государственного? Что потому что ваши дедушки, бабушки сидели в лагерях нужно оправдывать передачу заводов, построенных всем народом в руки частных собственников, Березовских и Чубайсов? Не ставите ли вы собственное горе выше судьбы всего народа? Я порицаю Сталина в отношение репрессий, и он наверно в аду, но я никогда не назову социалистическое государство только тоталитарным. И уж конечно не поддержу реформы 90-х.

1956soe
Быстрый Джо писал:

то есть вы хотите сказать что необходимо руководствоваться личной неприязнью к органам гос. безопасности и всемерно подчеркивать правоту диссидентов невзирая на все экономические факторы того времени? Вы считаете, что личное важнее государственного? Что потому что ваши дедушки, бабушки сидели в лагерях нужно оправдывать передачу заводов, построенных всем народом в руки частных собственников, Березовских и Чубайсов? Не ставите ли вы собственное горе выше судьбы всего народа? Я порицаю Сталина в отношение репрессий, и он наверно в аду, но я никогда не назову социалистическое государство только тоталитарным. И уж конечно не поддержу реформы 90-х.

"Если ты в 16 лет не был коммунистом - у тебя нет сердца, если в 30 лет ты им остался - у тебя нет головы" arrow
Уймись! mrgreen Со временем это пройдет!

maleevnikita
Лотерейный билет писал:

"Если ты в 16 лет не был коммунистом - у тебя нет сердца, если в 30 лет ты им остался - у тебя нет головы" arrow
Уймись! mrgreen Со временем это пройдет!

вот именно от того что воспринимают социализм исключительно психологически у нас и все беды. Между тем я поддерживаю только экономический аспект, трудовую теорию стоимости в частности. я не утопист.

1956soe
Быстрый Джо писал:

вот именно от того что воспринимают социализм исключительно психологически у нас и все беды. Между тем я поддерживаю только экономический аспект, трудовую теорию стоимости в частности. я не утопист.

Нет, миленький, ты адепт утопизма!
"Они делают вид, что нам платят, а мы делаем вид, что работаем..!" - вот так социализм "работает" на самом деле! (устал я ерунду эту обсуждать!)

maleevnikita
Лотерейный билет писал:

Нет, миленький, ты адепт утопизма!
"Они делают вид, что нам платят, а мы делаем вид, что работаем..!" - вот так социализм "работает" на самом деле! (устал я ерунду эту обсуждать!)

правильно лучше работать за 4 тыс. и делать умным дядям миллионы))
вы поживите на минимум, по пробивайте лбом коррумпированных чиновников, пробейтесь к бесплатному образованию, где все платники.Или вы будете мне объяснять, что они в 20 лет своим трудом на автомобили заработали при наших зарплатах?)) Учите меня, отцы разума... У вас багаж советский есть, вы по накатанному, а сегодня социальные лифты стоят.

anna_claire
  • Киновед
  • Tue, 17 Jan 2012 10:13:40 +0400
Быстрый Джо писал:

то есть вы хотите сказать что необходимо руководствоваться личной неприязнью к органам гос. безопасности и всемерно подчеркивать правоту диссидентов невзирая на все экономические факторы того времени? Вы считаете, что личное важнее государственного? Что потому что ваши дедушки, бабушки сидели в лагерях нужно оправдывать передачу заводов, построенных всем народом в руки частных собственников, Березовских и Чубайсов? Не ставите ли вы собственное горе выше судьбы всего народа? Я порицаю Сталина в отношение репрессий, и он наверно в аду, но я никогда не назову социалистическое государство только тоталитарным. И уж конечно не поддержу реформы 90-х.

Забавный Вы.. Или наивный или даже боюсь предположить... "Построенных всем народом .." узнаю риторику. Мух от котлет сначала научитесь отделять.. А теперь на минутку представьте, что это ВЫ в этом лагере, и ВАС расстреляют завтра после пыток, унижений и издевательств. Что ВАШУ жену тоже расстреляют или уже, предварительно вдоволь над ней поиздевавшись, и ни в чем себя не ограничивая со шлюхой-женой врага народа, ВАШИХ детей в лучшем случае просто выкинут на улицу или отправят в детский дом, и у них уже никогда, слышите, никогда не будет мамы и папы. И все это во имя народа и "экономического смысла" Просто ВЫ сели в ВАШ любимый поезд под названием "государственное важнее личного". Во имя "светлого будущего народа", который якобы строит заводы. Не думайте о том, как Вам плохо в эти минуты, пусть "светлое будущее народа" согреет, думайте об экономическом смысле, Келевра, когда будет размазывать слезы радости и умиления и кровь от побоев по щечкам. ВЫ знаете почему ВЫ завтра сдохните, ВЫ СЧАСТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК, ВЫ не ставите личное важнее государственного.

maleevnikita
anna_claire писал:

Забавный Вы.. Или наивный или даже боюсь предположить... "Построенных всем народом .." узнаю риторику. Мух от котлет сначала научитесь отделять.. А теперь на минутку представьте, что это ВЫ в этом лагере, и ВАС расстреляют завтра после пыток, унижений и издевательств. Что ВАШУ жену тоже расстреляют или уже, предварительно вдоволь над ней поиздевавшись, и ни в чем себя не ограничивая со шлюхой-женой врага народа, ВАШИХ детей в лучшем случае просто выкинут на улицу или отправят в детский дом, и у них уже никогда, слышите, никогда не будет мамы и папы. И все это во имя народа и "экономического смысла" Просто ВЫ сели в ВАШ любимый поезд под названием "государственное важнее личного". Во имя "светлого будущего народа", который якобы строит заводы. Не думайте о том, как Вам плохо в эти минуты, пусть "светлое будущее народа" согреет, думайте об экономическом смысле, Келевра, когда будет размазывать слезы радости и умиления и кровь от побоев по щечкам. ВЫ знаете почему ВЫ завтра сдохните, ВЫ СЧАСТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК, ВЫ не ставите личное важнее государственного.

Конечно, мне будет погано. Но почему все это произошло? В чем причина? Случай? Причем тут тогда камень в адрес социализма? За свободу и веру? Тогда сердце мужеством должно наполняться. Обвинили не за что. Судья - сволочь, правоохранительные органы - мошенники! Но почему вы вините в этом социализм? Маркс что требовал расстрелов что ли?

А кто заводы строил? Не люди? Сама что ли индустриализация произошла? Вы пешки в руках умелых дельцов, владельцев собственности, на ваших чувствах играют, используя лозунги свободы и демократии. Хороша свобода - пить пиво по подъездам))

anna_claire
  • Киновед
  • Tue, 17 Jan 2012 10:45:41 +0400
Быстрый Джо писал:

Конечно, мне будет погано. Но почему все это произошло? В чем причина? Случай? Причем тут тогда камень в адрес социализма? За свободу и веру? Тогда сердце мужеством должно наполняться. Обвинили не за что. Судья - сволочь, правоохранительные органы - мошенники! Но почему вы вините в этом социализм? Маркс что требовал расстрелов что ли?

А кто заводы строил? Не люди? Сама что ли индустриализация произошла? Вы пешки в руках умелых дельцов, владельцев собственности, на ваших чувствах играют, используя лозунги свободы и демократии. Хороша свобода - пить пиво по подъездам))

Да, конечно, случай. Случайно десяток миллионов. И социализм тут с Марксом совсем ни при чем.

maleevnikita
anna_claire писал:

Да, конечно, случай. Случайно десяток миллионов. И социализм тут с Марксом совсем ни при чем.

политика одного человека. Брежнев тоже стрелял?
С чего вы взяли что действия Сталина, Ленина да кого угодно в части репрессий можно оправдать трудовой теорией стоимости или социализмом как государственным устройством? Они прикрылись рядом идей для достижения политических целей. Где-то действительно справившись с внутренними врагами, а где-то напрасно погубив людей, но почему за это должна отвечать вся экономическая концепция? Это их грехи, а не социализма.
Сколько людей сгинуло от нищеты, безработицы, криминала и национальной розни в 90-х? А? Кто в ответе за это? Вроде же все само собой и никто не виноват. Легко обвинить коммунистов, а огрехи капиталистов так явно в глаза не лезут, никто ж вроде приказов не отдавал, сами люди сгинули. А между тем это прямое следствие "шоковой терапии".

NIKI60
  • Кинокритик
  • Tue, 17 Jan 2012 11:14:17 +0400
Быстрый Джо писал:

Конечно, мне будет погано. Но почему все это произошло? В чем причина? Случай? Причем тут тогда камень в адрес социализма? За свободу и веру? Тогда сердце мужеством должно наполняться. Обвинили не за что. Судья - сволочь, правоохранительные органы - мошенники! Но почему вы вините в этом социализм? Маркс что требовал расстрелов что ли?

А кто заводы строил? Не люди? Сама что ли индустриализация произошла? Вы пешки в руках умелых дельцов, владельцев собственности, на ваших чувствах играют, используя лозунги свободы и демократии. Хороша свобода - пить пиво по подъездам))

А ты знаешь как эти заводы строились и сколько людей полегло, только чтобы они были? Сколько Союз вывез за границу зерна, чтобы продать за валюту и купить эти заводы? А сколько в результате этого вывоза зерна передохло от голода людей? Не знаю кто сказал, если цифра пошла на миллионы, то это уже не жертва, а статистика. Так вот никогда не оперируй статистикой, а оставь себе место для чего-то человеческого.
_________________
То что ты говоришь про теорию трудовой стоимости утопизм чистейшей воды. Если человек САМ это сделал он должен считать это своим ЛИЧНЫМ иначе он его никогда больше делать не будет. Когда в Украине проходила коллективизация, то люди массово вырезали весь скот, который отбирали для колхозов и совхозов, несмотря на уголовную ответственность за это. Если не мне - тогда никому. Неготов человек работать по принципу заработай больше, а отдадим тебе меньше. Ценности не те.

Добавить комментарий