Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Azzymut thumb
10/10

"Скажи, Роберт, до чего ты дойдёшь?"

Рецензия на фильм «Пять легких пьес»

13723 thumb

Джек Николсон не снимается в проходных фильмах. Даже если фильм так себе, то харизма  этого актёра превращает кино «в – почти - шедевр». Я говорю, например, о «Волке» и картине «Кровь и вино». Талант  Николсона неоспорим. Тот, кто попробует спорить – будет иметь дело лично со мной. «Почтальон всегда звонит дважды», «Постовой на перекрестке», "Отступники",  "Чертополох", «Честь семьи Прицци», «Лучше не бывает» и

многие другие картины  - все эти великолепные работы заставляют зрителя склонять голову перед стариной Джеком. А «Пролетая над гнездом кукушки» - находится, как справедливо выразился один из пользователей КК,  «вне категории оценок».

 В картине «Пять лёгких пьес» Боба Рейфелсона ещё совсем молодой Николсон. Совсем другая роль. Другая потому, что мы не увидим здесь внешнего надрыва, темперамента актёра, но надрыв внутренний, мятущееся сознание показаны  ярко и, безусловно, убедительно. Роберт Дюпи (по прозвищу Героика) работает на добыче нефти в Техасе. Но на самом деле он – успешный пианист. Это всё равно, что «еврей – дворник» - звучит как анекдот, тем не менее – типичная ситуация для 60-70-х годов, когда бунтарство было в моде. На мой взгляд, ситуация всё же несколько гротесковая, преувеличенная. Однако смотрится вполне естественно. Потому, что он естественен – Джек. Нет его типичного «акульего оскала», нет «игры на грани фола». Лицо Роберта – это лицо обычного парня своего времени, который не знает, куда ему податься, время от времени застывающее в немом вопросе. Этот извечный вопрос  «Что делать?», какую жизнь проживать? Жизнь Боба или Роберта ?  В обшарпанном домике с туповатой, но милой официанткой Рэйд и нежеланным ребёнком, время от времени посещая боулинг и "услаждая" слух кантри – музыкой.  Или жить в собственном «дурдоме» с чудаковатыми родственниками, странными, как и все представители богемы?

Фильм словно поделён на пять пьес, не музыкальных (хотя и они присутствуют - два произведения Шопена,два - Моцарта и одно - Баха), а жизненных. Первая пьеса – «Боб в Техасе», где есть тяжёлая и грязная работа, морализирующий приятель –Элтон, оказавшийся беглым уголовником, и совместный отдых среднего обывателя. Вторая пьеса – «Боб и Рэйд» - ничего особенного, лёгкая, не обременённая техникой, правда, эмоциональная и вызывающая желание сбежать от страстных стонов певицы, исполняющей «Stand by your man». Третья вещь – «Отчий дом», наполненная классическими мотивами Великих, состоящая из нескольких тем «Тита», «Отец», «Карл и Кэтрин», «Спайсер». Четвертый опус – «Роберт и Кэтрин», проникнутый попытками взаимопонимания. И, наконец, пятая, но не заключительная пьеса под названием «Что же будет дальше?». Трудно сказать, что может быть в жизни с человеком, который чрезвычайно требователен к другим, но при этом ничего не хочет давать взамен. Даже Кэтрин - девушка, которая подходит Роберту  как нельзя лучше, отталкивает его, потому, что понимает:  нельзя  полюбить того, который  не любит и не уважает даже себя.

В картине есть несколько моментов, так называемых «ключевых» для понимания. Один из них и, пожалуй, самый яркий – игра Боба на пианино, которое везут на грузовике. Он играет легко и увлеченно настолько, что даже не замечает движения машины. Но в то же время –  уезжает, движется, сам не зная, куда. Это символично отражает его жизнь. Второй момент – это сцена «беседы» с отцом, пережившим инсульт и не узнающим сына. В прежние времена они почти не разговаривали… «Я уезжаю не потому, что ищу чего-то», - говорит Роберт.  И, словно, добавляет про себя: «Я и сам не знаю, чего ищу». И это правда, в которой он может признаться только человеку, который его не понимает, но при этом и не осудит.

Сцену в закусочной многие критики также считают очень значимой. Это, фактически, монолог Боба о том, как получать от жизни то, что хочешь. Может быть, для этого достаточно просто стукнуть кулаком по столу, а может, всё  гораздо сложнее?  Можно принять решение, но от этой стадии до его воплощения - порой целая жизнь. В конце концов - Боб в этот раз не получил свой пешничный тост без курицы и майонеза, но попытка определённо состоялась. 

Фильм - размышление, по форме относящийся к  категории так называемых "road movie". Но эта форма наполнена непростым  содержанием . В кинематографе не так много примеров, когда картина не дает готовых, штампованных ответов, а только - задает вопросы. В итоге - они  так вопросами  и остаются. И это тоже - пища для ума.

Так что же будет дальше? После того, как Боб снова пустится в путь? Фильм обрывается как раз на этом моменте. А нужно ли знать, что дальше? И все ли мы знаем, что будет с нами завтра или послезавтра? Или мы просто создаем иллюзию того, что знаем это, потому, что она помогает нам жить?

- Ты странный человек, Роберт. Скажи, до чего ты дойдёшь?

 

 

 

 

@ Wed, 08 Feb 2012 17:03:40 +0400

Комментарии к рецензии (73)

AZZYMUT
  • Киноакадемик
  • Thu, 09 Feb 2012 14:19:51 +0400
álom писал:

"Сердце Ангела" - там вообще нет Рурка. Там слащавый красавчик. Все. "Сердце" ценен блестящей работой Алана Паркера. Режиссура на грани фантастики. Ну и Лизой Боне... Она там красотка. Ах, да... Ниро эпизодически появляется.

А как вам "Красавчик Джонни?". Надуманный, конечно, но по-моему, Рурк там вполне ничего...

Dtraum
  • Кинокритик
  • Thu, 09 Feb 2012 14:22:06 +0400
AZZYMUT писал:

А как вам "Красавчик Джонни?". Надуманный, конечно, но по-моему, Рурк там вполне ничего...

А вот в "Красавчике" Рурк изумителен.
И еще в "Франциске". Его лучшая роль, как мне кажется. Недооцененный фильм.
"Ковбой Марльборо" интересен же результатом: что получится, когда в откровенно лажовом фильме, с дрянным режиссером и сценарием, играет спустя рукава талантливый актер, на своем творческом пике. Актер запомнился, а фильм - нет.

NIKI60
  • Кинокритик
  • Thu, 09 Feb 2012 16:06:12 +0400
Bars2009 писал:

NIKI написал, - Извините, мол, оценить рецу не могу, так как не смотрел фильм.
А,по-моему, раз уж Вы текст прочитали и он Вас заинтересовал, почему бы просто, молча, не нажать на зеленую лапку с пальчиком вверх. Вроде бы - пустячок, а автору приятно. Вот и я - фильма еще не видел, а поставил (+), и поставил фильм на закачку.

А я текст рецы не читал. Как правило, я не читаю рецу на фильм, который не посмотрел. Вдруг мои мысли не будут созвучны с мыслями автора?

A0903
  • Р.Модератор
  • Thu, 09 Feb 2012 16:42:46 +0400
Лотерейный билет писал:

Рурка надо начинать смотреть с "Сердца Ангела", там попроще и Ниро там силен! Там, как бы, " все в одном флаконе!" arrow

микки еще хорош в Пуле, да и в Рестлере он тоже очень неплох, ведь фактически это как автобиографии его самого)))

A0903
  • Р.Модератор
  • Thu, 09 Feb 2012 16:48:09 +0400
Лотерейный билет писал:

...видишь ли, для меня все делятся на ремеслинников и Актеров милостью Божьей!
...Пачино, Джигарханян мериканского разлива - брюлик в полтора карата и он, болезный, шлифует его до одури, нет искры Божьей в нем!
...а вот Ваня Бортник, две роли всего в "Место встречи..." и в "Родне" и ничего уже не надо доказывать этому миру! Гений!

...шелуха спадет, а гениальность останется, это как с Галичем, кто ща вспомнит какие сценарии он писал, а песни остались!
...по мне Высоцкий, как актер кино, ну никакой, энергетика на экран не передавалась, а на его песнях я вырос, вот таки дела...

не соглашусь, Пачино в Серпико гениален просто, а Крестный отец без него был б полной туфтой.

1956soe
Syrdon писал:

микки еще хорош в Пуле, да и в Рестлере он тоже очень неплох, ведь фактически это как автобиографии его самого)))

...я об этом писал - меня стерли..!
...Рурк оч хорош в средних картинах, "Последний изгой" и т.п.

chichal507
  • Киноакадемик
  • Thu, 09 Feb 2012 17:37:16 +0400
Syrdon писал:

не соглашусь, Пачино в Серпико гениален просто, а Крестный отец без него был б полной туфтой.

влезу немножечко) решил прочитать после просмотра Отцов, первоисточник, Марио Пьюзо, всегда же говорят "книга лучше", на самом то деле не сопоставимы две вещи, но над ухом жужат "... а вот книга!", хочешь не хочешь начинаешь верить. совершенно замечательная, убивающая сон, книжка Марио Пьюза, оказалась замечательной книжкой, убивающей сон и все, а думалось, а хотелось того же эффекта как и от кино. и мне подумалось: ведь кино это всегда, почти, совместное искусство целого коллектива сценаристов, техников, организаторов, идейных вдохновителей, актеров, художников и, может быть, книга Пьюзо один из элементов экранных Отцов, поэтому говорить, что без Пачино кино туфта в корне неверно.
а Аль в "Пугало" мой любимый)

chichal507
  • Киноакадемик
  • Thu, 09 Feb 2012 17:40:39 +0400

поставил плюс рецензии, во многом оправдать вышестоящий срач) но я не смотрел, не знаю как там было)

janpaul
  • Киноакадемик
  • Thu, 09 Feb 2012 17:59:57 +0400
álom писал:

А вот в "Красавчике" Рурк изумителен.
И еще в "Франциске". Его лучшая роль, как мне кажется. Недооцененный фильм.
"Ковбой Марльборо" интересен же результатом: что получится, когда в откровенно лажовом фильме, с дрянным режиссером и сценарием, играет спустя рукава талантливый актер, на своем творческом пике. Актер запомнился, а фильм - нет.

Лучшая роль Рурка - Генри Чинаски в фильме Барбье Шредера "Пьянь". Сыграно отчаянно гениально - "Неужели мы только тени на стенах коридоров?". Чарльз Буковски, глядя на Рурка, видел себя молодого. И это говорил Буковски, который ненавидел кино за ложь! "Я хожу по комнатам мёртвых, по улицам мёртвых, городам мёртвых — людей без глаз, без голов; людей с фабричными чувствами и стандартными реакциями; людей с газетными мозгами, телевизионными душами и школьными идеалами" - Чарльз Буковски. Рурк сродни Буковски - всегда настоящий. И это при том, что Рурк - "великий, непонятый и не принятый обществом человек" - Кэрри Отис. Таких, как Рурк, не любят в киноиндустрии - "Все продюссеры могут поцеловать меня в ... седалищные мышцы" - так написал актёр на двери своего вагончика, когда из "9 1/2 недель" было вырезано всё, что можно было вырезать, и в итоге получились мелодраматические фрейдиские сопли. Всё, что происходит с Рурком - это его собственная жизнь, и - что бы не происходило - жизнь всегда настоящая. "Дело в том, что я там как гладиатор. Они кайфуют, глядя, как я пожираю собственное дерьмо" - Чарльз Буковски, роман "Женщины". Микки Рурк для меня - это "Пьянь", "Отходная молитва", "Франциск", "Бойцовая рыбка", "Пуля", "Обещание", "Последний ковбой" (F. T. W.)... Одним словом, F. T. W. - это уже по отношению к миру.
"Мне запомнился Микки Рурк. Он был единственным, кто думал перед тем, как ответить на мой вопрос" - Сергей Шолохов, автор и ведущий программы "Тихий Дом". Теперь бросим в огонь мысли щепотку пафоса: Рурк - это некий Сантехник Мира! "А сантехники восхищают меня больше писателей. Они выполняют важную работу: обеспечивают течение дерьма, но, в отличие от писателей, дерьмо у них подлинное" - замечательно сформулировал Чарльз Буковски, писатель.
P. S. "Люди очень боятся тишины. Очень сильно боятся, потому что не знают, что она означает. А я люблю тишину. Она идёт людям на пользу" - Филипп Андре Рурк-младший, он же Микки.

AZZYMUT
  • Киноакадемик
  • Thu, 09 Feb 2012 19:03:11 +0400
janpaul писал:

Лучшая роль Рурка - Генри Чинаски в фильме Барбье Шредера "Пьянь". Сыграно отчаянно гениально - "Неужели мы только тени на стенах коридоров?". Чарльз Буковски, глядя на Рурка, видел себя молодого. И это говорил Буковски, который ненавидел кино за ложь! "Я хожу по комнатам мёртвых, по улицам мёртвых, городам мёртвых — людей без глаз, без голов; людей с фабричными чувствами и стандартными реакциями; людей с газетными мозгами, телевизионными душами и школьными идеалами" - Чарльз Буковски. Рурк сродни Буковски - всегда настоящий. И это при том, что Рурк - "великий, непонятый и не принятый обществом человек" - Кэрри Отис. Таких, как Рурк, не любят в киноиндустрии - "Все продюссеры могут поцеловать меня в ... седалищные мышцы" - так написал актёр на двери своего вагончика, когда из "9 1/2 недель" было вырезано всё, что можно было вырезать, и в итоге получились мелодраматические фрейдиские сопли. Всё, что происходит с Рурком - это его собственная жизнь, и - что бы не происходило - жизнь всегда настоящая. "Дело в том, что я там как гладиатор. Они кайфуют, глядя, как я пожираю собственное дерьмо" - Чарльз Буковски, роман "Женщины". Микки Рурк для меня - это "Пьянь", "Отходная молитва", "Франциск", "Бойцовая рыбка", "Пуля", "Обещание", "Последний ковбой" (F. T. W.)... Одним словом, F. T. W. - это уже по отношению к миру.
"Мне запомнился Микки Рурк. Он был единственным, кто думал перед тем, как ответить на мой вопрос" - Сергей Шолохов, автор и ведущий программы "Тихий Дом". Теперь бросим в огонь мысли щепотку пафоса: Рурк - это некий Сантехник Мира! "А сантехники восхищают меня больше писателей. Они выполняют важную работу: обеспечивают течение дерьма, но, в отличие от писателей, дерьмо у них подлинное" - замечательно сформулировал Чарльз Буковски, писатель.
P. S. "Люди очень боятся тишины. Очень сильно боятся, потому что не знают, что она означает. А я люблю тишину. Она идёт людям на пользу" - Филипп Андре Рурк-младший, он же Микки.

А Вы считаете "9,5 недель" глубоким философским произведением? И что же, интересно, было вырезано?
П.С. Не знала, что "поцелуйте меня в ж... пу" - граничит с гениальностью.
П.П.С. А по поводу Шолохова... Это ж надо так опустить всех, кто у него был до того! Вот умора! Хотя мне кажется, что не всегда напряжение в лице свидетельствует о попытке думания.

Добавить комментарий