Режиссёр: Алексей Балабанов
Актеры: Алексей Дё, Чингиз Цыдендамбаев, Вадим Прохоров
"Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж
Достоинство, что просит подаянья,
Над простотой глумящуюся ложь,
Ничтожество в роскошном одеянье,
И совершенству ложный приговор,
И девственность, поруганную грубо..."
Уже второй день, как я посмотрела фильм, но до сих пор он не отпускает - и бесит и восхищает одновременно. Безусловно оригинально, мрачно до сумасшествия, беспросветно и депрессивно. При этом и юмор, но очень чёрный, явно присутствует. Достаточно вчитываться в титры, которые комментируют происходящее в отрстранённо-повествовательной манере, чтобы обнаружить его.
Фильм, конечно - мрачно-едкая сатира на человеческий неизбывный, я бы сказала жгучий интерес к низменному, постыдному, извращенному, запрещённому, но тем и более притягательному. Этакий отравленный валентайн самым всматривающимся видам искусства - кино и фотографии, бесстрастно запечетлевающим всё, куда устремляется взор, как бы низко он не опускался.
Что делает "Про Уродов и Людей" уникальным - это стиль. Снятый в манере раннего кинематографа, по цвету выдержанный в благородной и утончённой сепии, в нём мало диалогов, но фильм от этого не страдает. Похоти, желанию, так же как алчности и мерзости не нужны слова, они говорят сами за себя. Поэтому так много в фильме крупных немых планов (пустые глаза Маковецкого - Иогана и воистину дьявольская, поганящая всё и вся, на что она устремлена, ухмылка Сухорукова - Виктора Ивановича), которые вызывают чувство острой и неподдельной... даже не знаю, как объяснить, тоски и подавленности. Да, пожалуй, подавленности от того, что не только так много мерзости в мире, но и оттого, как легко ей возобладать над невинностью и чистотой, надругаться походя одним лишь присутствием и играючи втянуть в затягивающие сети разложения. Пока я смотрела фильм, почему-то мне часто приходило в голову имя Ф.М. Достоевского, и не какое-то определённое произведение, а настрой, атмосфера, тон - пустынный Петербург, то ли из грёзы, то ли из кошмара. Униженные и оскорблённые. Красота спасёт мир - спасёт ли? Добродетель, любовь и нежность не спасают уродливый мир, но сами в грязь втоптаны и с грязью этой сливаются. Живя в грязи - другого существования уже и не представляешь. Не знаю, не берусь судить, но не полемика ли или посвящение темам Достоевского вызвали к жизни уродов и людей Балабанова?
Интересно, Балабанов действительно искренне уверен, что женщины, их слабость, любопытство, невозможность противостоять воинствующей наглой и гнусной пошлости, насилию и вульгарности - источник зла и причина физического и морального падения и неизбежной гибели всех персонажей, которых можно отнести к людям и которые оказались мужского рода? Или это ещё одна кино-провокация, которыми полон его поразительно красивый фильм о многоликости уродства? Единственная женщина, о которой он не успел сказать ничего плохого - мать Лизы, но она умирает ещё в прологе.
Сильное кино. Если бы минут так 15 убрать - из бесконечного спуска Виктора Ивановича по лестнице, ведущей в преисподню, из нескончаемых проездов через Неву и на трамвае под Гавот Прокофьева из Ромео и Джульетты, он бы получился ещё более жёстким, жутким и упругим. Но и так - забыть трудно.
Ещё один фильм вспомнился мне, и он представляется идеальным компаньоном "Уродам и Людям" -"Москва" (2000) Александра Зельдовича по сценарию Владимира Сорокина. Не вдохновился ли Зельдович фильмом Балабанова? Та же подавляющая атмосфера, пустые, стерильные улицы, наглый торжествующий цинизм. Если когда-либо фильмы вобрали в себя и отразили в завораживающе прекрасных и одновременно отталкивающе низменных кинообразах жуткое время, а точнее безвременье абсурда, отсутствия логики и смысла, и смерть надежды, то это московский фильм Александра Зельдовича и петербургский фильм Алексея Балабанова.
Неоднозначные, запоминающиеся, заставляющие задуматься.
Если ваша крыша прочно стоит на месте и это вызывает у вас дискомфорт, посмотрите фильмы из коллекции и вы опять осознаете, что в мире нет ни одной мысли, на которую точно можно опереться, и нет никого, кому можно верить. Мне все эти фильмы понравились.
"Но незаконченные, беспорядочные, хаотические, не ведущие к заранее поставленной разумом цели, противоречивые, как сама жизнь, размышления - разве они не ближе нашей душе, нежели системы, хотя бы и великие системы..." (Лев Шестов, у которого я позаимствовала название плейлиста)
Гениальные артисты, лучшие режиссеры, родной язык. Отдых для души.
Лучшая роль Маковецского.
фильм довольно труден для восприятия. для лучшего понимания
рекомендую (после просмотра или вместо него) прочитать статью из книги "3500 кинорецензий" (на Конопоиске, например)
Лучшая роль Маковецского.
Тоже так считаю. И Витя Сухоруков тоже заявил здесь о себе, как о талантливом актёре, отменно!
Добротный Кино-Арт.
Шикарный,просто невероятный фильм
в топе когда-нибудь появится??
Очень резкий и прекрасно снятый фильм.
Спасибо, что без красок.
Одним словом - Балабанов.
Всегда любил Маковецкова, Сухорукова, Неволину.
Самой лучшей ролью у Маковецкого всё же считаю - "Макаров", Сухорукова - "Бакенбарды",
Неволина мне очень понравилась в её первой роли в фильме "Сентиментальное путешествие на картошку".
чистейшая бекккето-кафкианская атмосфера,
одна из лучших артистичных шуток в мире кино, затронувшая темы:
кафка, извращение, порок, сублимация, алкоголизм, кинематограф,
_про уродов и людей_ стилизован под фотографию и немое кино, кадры,
в которых доминирует коричневый окрас, выглядят ожившей бумагой
_бромпортрет_, есть свойственные немому кино титры, абсурдно-комические.
фильм читается как просчитанная циничная провокация, режиссер либо хоте вызвать
громкий скандал и раскол публики на два лагеря, либо добиться занятного дуракаваляния.
в моем топе обязателен. спасибо
чистейшая бекккето-кафкианская атмосфера,
одна из лучших артистичных шуток в мире кино, затронувшая темы:
кафка, извращение, порок, сублимация, алкоголизм, кинематограф,
_про уродов и людей_ стилизован под фотографию и немое кино, кадры,
в которых доминирует коричневый окрас, выглядят ожившей бумагой
_бромпортрет_, есть свойственные немому кино титры, абсурдно-комические.
фильм читается как просчитанная циничная провокация, режиссер либо хоте вызвать
громкий скандал и раскол публики на два лагеря, либо добиться занятного дуракаваляния.
в моем топе обязателен. спасибо
Черт! После такого комента грех не посмотреть. За одного его - спасибо)
Адобрямс. Не говоря о картинке, актерах, сюжете (кстати, чей скрипт, кто знает?), смотрится легко, без провалов до конца - отдельный пирожок Едитору! 10 из 10.
Фильм "Про уродов и людей" вышел в 1998 году, действия в начале 20 века, а как будто-бы наше время, сегодня. Вчерашние Уроды, сегодня в культуре, бизнесе, во власти - Люди. Сейчас вот даже списки на выборах возглавляют. Похожий фильм, который давно снят, тоже в 98-году - "Окраина". Как будто-бы это наше время. Посмотрите, рекомендую. Tоже, картинкa, сюжет - супер! А игра актеров, которые в советское время играли председателей, коммунистов, героев, - просто поражает. Великолепно.