Как жизнь людей видится ослу? Давным-давно маленького ослика дети назвали Бальтазаром. Прошли годы, дети выросли, их отношения изменились. Да и Бальтазар все время теперь переходит из рук в руки…
Робер Брессон о фильме:
"Меня вдруг посетила идея снять картину, в которой главным героем был бы осел. На экране предстанет жизнь осла с теми же этапами, которые бывают в жизни человека: детство – ласка; зрелость – работа; талант – осла берут в цирк; затем за некоторое время до смерти он переживает мистический период... а погибает осел из-за того, что несет на себе человеческий грех: он перевозит через границу золото. Я всегда испытывал расположение к ослам и действительно считаю осла самым важным, самым чувствительным, самым умным, самым думающим, самым страдающим животным... Это козел отпущения".
Робер Брессон.
Фрагменты литературной записи по фильму "Робер Брессон" Франсуа Вайерганса (Франция, 1965).
Я вполне понимаю, что чёрно-белый фильм, выпущенный в 1966 году, о котором вы, вполне возможно, никогда не слышали и который, согласно краткому описанию, повествует о жизни, трудах и днях ослика по имени Бальтазар, вызывает у посетителей этой страницы желание поупражняться в остроумии и по теме фильма, и по его названию. Смеяться, конечно, не грешно над тем, что кажется смешно. Но, пожалуйста, коль скоро вы посетили эту страницу, дайте Бальтазару шанс. Посмотрев первые 10 минут, может быть вам захочется задержаться, а может быть уже к 10 минутам вы поймёте, почему самые выдающиеся режиссёры в истории кино называли тихий, бесконечно трогательный, благородно простой и щемяще грустный фильм, сделанный Робером Брессоном, которого называли "святым кинематографа", лучшим (не одним из, но ЛУЧШИМ) фильмом, когда-либо сделанным. К этим режиссёрам относится ниспровергатель всех кумиров, отец новой французской волны, Жан Люк Годар, который назвал "Бальтазара" "целым миром, уместившимся в полтора часа". Михель Хайнеке, признанный исследователь темнейших закоулков человеческих душ и настоящих кошмаров там притаившихся, считает "Бальтазара" лучшим в мире фильмом. Редко когда чистота, невинность и стоицизм, брошенные в мир жестокости и поругания, воплощенные на экране, приводят к настоящему катарсису, как это удалось Роберу Брессону в его минималистком, поэтическом, сердце разбивающем шедевре.
Из многочисленных описаний и комментариев к фильму, одно глубоко тронуло меня, отрывок из рецензии моего друга, не отличающегося обычно сентиментальностью или излишним пафосом в своих коротких и зачастую припечатывающе-саркастических обзорах: "Наудачу, Балтазар -одновременно прост, как глоток воды и деликатно изыскан, как снежинка, но превыше всего его красота и немыслимая печаль. И долго после того, как ученые, академики, теологи, киноведы и философы исчерпают доводы вдискуссиях о его метафизических, метафорических, аллегорических и математических аспектах, его простота и поэтичность останутся запечатленными в памяти."
Два из десяти любимых фильмов Андрея Тарковского - это фильмы Робера Брессона.
Какой трогательный Фильм,повествование ведется так,как книгу хорошую читаешь...