Режиссёр: Питер Гринуэй
Актеры: Нил Каннингэм, Дэйв Хилл, Дэвид Мейер, Тони Мейер, Николас Амер
Будучи не столько просто режиссером, сколько режиссером-художником, британец Питер Гринуэй уделяет постановке особое место в создании своих картин и тем самым привносит в кино именно то, чего ему так часто не хватает – эстетскую утонченность кадра. Славу имиджмейкера в буквальном смысле этого слова принесла ему картина «Контракт рисовальщика». Этот фильм стал дебютом режиссера в полнометражном игровом кино и содержит в своей основе две излюбленные темы Гринуэя – классическую литературу и работу художника. Так удачно пришедшие на помощь в написании диалогов и постановке сюжета, они, несомненно, сыграли ключевую роль в успехе фильма.
Начало истории положил контракт рисовальщика – соглашение между художником Невиллом (Энтони Хиггинс) и миссис Герберт (Джанет Сузман). Предмет договора – написание 12 рисунков имения ее мужа (Дэйв Хилл) за 12 дней. Одно из условий соглашения: «Встречаться с господином Невиллом наедине для удовлетворения его личных прихотей». Здесь хочется воскликнуть: «Да здравствует барокко, господа!». С его порочностью, распущенностью, излишествами и архитектурными изысками, которые, прежде всего, отражаются и на ландшафтном дизайне. Интеллектуал Гринуэй создает не только идеальную внешне стилизацию под Англию ХVII века, но и украшает ее литературно витиеватыми, циничными и очень содержательными диалогами, прекрасно исполненными актерами его картины.
Идея столь оригинального сценария возникла в голове Гринуэя на отдыхе, во время которого он пытался изобразить на рисунках арендуемый им дом. Именно тогда он впервые заметил, что освещение не позволяет рисовать здание непрерывно с одного ракурса, а потому стал делать это в разное время суток под разными углами наблюдения. В «Контракте рисовальщика» он с успехом переносит эти знания на экран, а, кроме того, демонстрирует свои собственные рисунки.
Выполнение обязательств колоритным персонажем Энтони Хиггинса под сокрушительно саркастичные диалоги уже вполне способно составить основу прекрасного сюжета. Но Гринуэй на этом не останавливается и, подобно искусному ювелиру, добавляет в него новую грань – детективную линию. Наполнив рисунки как будто невзначай оставленными на ландшафте вещами, он умело выводит их в разряд улик. Новая договоренность на тему «удовлетворения личных прихотей» теперь заключается с дочерью Гербертов (Энн-Луиз Лэмберт), а сам художник становится главным участником мастерски сплетенных семейных интриг.
Однажды Жан-Люк Годар сравнил кино с живописью, которая может быть услышана как музыка. Это вполне соответствует впечатлениям от просмотра «Контракта рисовальщика». Статичность съемки, прерываемая лишь редким движением камеры, музыка Майкла Наймана, искусство Гринуэя как постановщика делают каждый кадр подобным ожившим полотнам картин. Как будто подчеркивая этот эффект, режиссер вводит в повествование безмолвный персонаж – псевдо-статую в саду Гербертов. Поначалу лишь разбавляя своим присутствием сюжет, эта таинственная фигура своей скривившейся гримасой поставит идеальную точку в фильме, одновременно раскрыв само отношение автора ко всему показанному на экране. Находясь на грани пошлости, сценарий никогда ее не преступает, но в то же время обличает колониальное прошлое Британии, ее снобизм и любовь к иностранцам, религиозные конфликты и врожденную ненависть к французам. Если «Повар, вор, его жена и её любовник» (1989) посвящен всем тем, кого ненавидит Гринуэй, то «Контракт рисовальщика» о том, что он больше всего презирает в Англии.
Создав удивительно тонкое разговорное кино, безукоризненное с эстетической точки зрения и искрометное по своему содержанию, британский режиссер по праву может называться автором не просто прекрасного фильма, но и в некотором роде настоящего произведения искусства.
Глубокое, философское, смешное, интересное, захватывающее... всё, что зацепило.
Это определенно не "Best" и уж тем более не "of", но однозначно "Special" и уж точно "for"... )
Фильмы о художниках.
очень мне этот фильм нравился. какой-то завораживающий
Чудесно, чудесно. Даешь всего Гринуэя!
На мой взгляд, один из лучших фильмов Гринуэя. [Второй - "Отсчет утопленников"]. Как метко заметил lo_mar - фильм местами завораживает. После этого фильма я впервые подумал, что арт-хаус - это не всегда шняга.
Завораживает мягко сказано. От фильма остается послевкусие, как от деликатеса. Впервые посмотрел его по телевизору много лет назад. Это настоящий шедевр, берущий меня за душу, как нереализовавшегося художника. Удивительная игра актеров, неподражаемые диалоги, обволакивающая музыка Майкла Наймана, будто написанная во времена героев фильма, все это заставляет думающего зрителя не отрываться от экрана, получая истинное наслаждение.
Один из любимых фильмов! И пусть не отпугивает понятие "артхаус" - возможно, это кино не вписывается в общепринятые стандарты и рамки, но ведь это и есть самое настоящие кино, которым нужно просто наслаждаться!
Завораживает мягко сказано. От фильма остается послевкусие, как от деликатеса. Впервые посмотрел его по телевизору много лет назад. Это настоящий шедевр, берущий меня за душу, как нереализовавшегося художника. Удивительная игра актеров, неподражаемые диалоги, обволакивающая музыка Майкла Наймана, будто написанная во времена героев фильма, все это заставляет думающего зрителя не отрываться от экрана, получая истинное наслаждение.
Вы очень точно подметили насчёт музыки. Действие фильма происходит в 1694 году. Самым известным композитором Англии той эпохи был Генри Пёрсел. При написании музыки к фильму Контракт Рисовальщика, композитор Майкл Наймэн использовал стиль и мотивы произведений Пёрсела. Самая известная мелодия в фильме - Chasing Sheep is Best Left to Shepherds (Пусть овечек догоняют пастухи)
Прекрасный тонкий,лаконичный,интеллектуальный стиль речи,которым пестрят произведения классиков,используемый в этом фильме,доставил мне эстетическое удовольствие.Сюжетная линия с детективной перчинкой усиливает интерес.Скажу языком простым-Стильное КИНО!
Шикарное КИНО 10из10
Мутный фильмец, но скучно не было: витиеватые диалоги занятны. Всем советовать не стал бы - на любителя.
Не претендуя на звание эстета или сноба, я всегда была неравнодушна к ироничному, интеллектуальному, с захватывающими сюжетными перипетиями и фирменным авторским почерком, художественному кино. (Художественному не от противоположности документальному, а в смысле изобразительности, художественности вкуса, изящества построения кадра.) Вероятно, поэтому среди моих любимых режиссёров значатся Уэс Андерсон, Жан-Пьер Жёне и Питер Гринуэй.
Как ни удивительно, полнометражный дебют Гринуэя до сих пор остаётся одной из самых удачных его работ. Это квинтэссенция стиля – в одежде, речи, пейзажах, рисунках, музыке.
"Контракт рисовальщика" близок мне вдвойне: и как художнику, и как филологу. Эдакий похоронный генерал (называю его так по аналогии со свадебным) Нэвилл выстраивает в нужном ему порядке всех жильцов огромного имения, а его тиранические указания к условиям создания рисунков (рождение которых можно наблюдать поэтапно) неподражаемы, как, например, означенные далее:
"Для рисунка №3:
от одиннадцати часов утра до часу пополудни задняя часть дома и северное крыло должны быть свободны. На участке, используемом для сушки белья, всё должно оставаться в неприкосновенности, по договорённости между рисовальщиком и прачкой, которая несёт полную ответственность за расположение белья."
"Для рисунка №5:
от четырёх до шести часов пополудни та часть поместья, где открывается вид с холма, к северу от дома, должна быть свободна от всех членов семьи, домашней прислуги и крестьян. Животные, которые в настоящий момент пасутся на лугу, могут и дальше оставаться там."
Грядущие события и словесные пикировки между героями преподнесут зрителю немало сюрпризов, как и рисунки Нэвилла, на которых он умудрится запечатлеть не только виды имения, а и:
диван,
чемодан,
саквояж,
картину,
корзину,
картонку
и маленькую собачонку.
P.S. "Контракт рисовальщика", как было замечено ниже, действительно во многом пересекается с "Отсчётом утопленников": овцы, утопленники-мужчины и точный счёт предметов присутствуют в обеих картинах. В "Контракте рисовальщика" больше манерности, но меньше натурализма и любви к насекомым. Энтомологи могут отдохнуть, зато художники, "любители текстов, искатели смыслов", – "значит, нам туда дорога"!