Господину Даррену Аронофски не хватило картины «Рестлер» для самовыражения, и он решил снять продолжение – «Черный лебедь». Очень много общего в этих двух картинах, оба фильма про самоотдачу героев своему делу, о целях и методах их достижения, и все это Аранофски снимает с позиции документалиста. Но если «Рестлер» – это фильм о силе воле и каменном характере, то «Лебедь» – это фильм о психозе и фобиях. Тем самым Аранофски пытается нам показать, что достигнуть заветной цели можно
разными путями, но все они тернистые.
В «Лебеде» режиссер показывает нам и тему физического перевоплощения актера в своего театрального героя, и историю гадкого утенка и даже попытки раздвоения личности в обе противоположности по принципу Джекила и Хайда. Но сам он руководствуется вот этим принципом – «лучше, чтобы что-то хрупкое разбилось, когда оно небольшое, чем тогда, когда оно станет большим и значительным». Весь фильм Аранофски построил вокруг «теории черного лебедя», отводя тему балета на второй план.
Многие из вас читали отзывы интеллектуалов и любителей «кина не для всех» о том, как правдоподобно сыграла Портман балерину, они подтверждают свои слова недавним Оскаром для Портман, гордятся, что они чуть ли не лично знакомы с Аранофским, читают его мысли, но это не так. Кино не о балете.
Для самого Аранофски Нина (Натали Портман) – это закомплексованный гадкий утенок с психическими отклонениями, а настоящие балерины – это самые простые девчонки из труппы, например, Лили (Мила Кунис), усердно занимается балетом, гуляет с мальчиками, ходит по клубам, свежее лицо и добрый взгляд. Полный антипод Нине, которая никуда не выходит из своего дома, где там же ведет непрекращающуюся борьбу со своей матерью (Барбара Херши). Нина все свои 20 с лишним лет живет со своей матерью. У них яростное непонимание, не смотря на то, что обе они профессиональные балерины, но подход у них совершенно разный. Не столь успешная в балете мама старается самовыражаться через дочь, а дочь ничего не хочет, кроме как танцевать. Нина живет в своем мире, в своей розовой комнате, где ее друзья – это два десятка розовых плюшевых мишек. А мама Нины всегда есть и готова прийти на помощь своей дочери в любую секунду. Нину не интересуют мальчики или мужчины. Не интересуют девушки и женщины. Ей интересен балет и тренировки, а ее мечта – это главная роль в новой постановке хореографа Тома (Венсант Кассель). Но роль эта «навеки занята» примой в возрасте Бет (Вайнона Райдер), и Нина ее панически боится, ее характер и ее образ жизни.
Вот он самый обычный сюжет про самые обычные будни актеров, театралов и даже спортсменом.
Но Даррен Аронофски усложняет задачу, и героине Нине придает целый букет комплексов вкупе с психическим заболеванием и физической неполноценностью. А мы зрители, вместе с героем Венсана Касселя наблюдаем весь фильм за потугами преображения Нины в черного лебедя, тем самым, мы наивно полагаем, что она излечится от всех комплексов и болезней.
Помним принцип режиссера? «Лучше, чтобы что-то хрупкое разбилось, когда оно небольшое, чем тогда, когда оно станет большим и значительным». Зрители и мастер Тома считают, что фильм про великолепное преображение, а Аранофски опять затягивает нас всеми силами в мир саморазрушения. Такая вот непростая задача стоит перед Натали Портман – играть больного человека, который хочет достигнуть поставленной цели, а не вылечиться.
За что Оскар?
«Оскар дают, если ты сыграл дибила, но не полного дибила, а что-то должно остаться гениальным, как-то: «Человек дождя» – он больной, но далеко не дибил, или «Форрест Гамп» - он то точно дибил, но сделал в жизни такое, на что не каждый нормальный способен». Это примерная цитата Роберта Дауни младшего, уже не помню откуда, но смысл его слов я запомнил надолго.
Академия очень трепетно относится к актерам, которые играют неполноценных людей. Надо сказать, это действительно сложно. По сути, что мы видим? Девочка с большой головой и маленьким телом, с неуклюжим лицом и уродливыми ногами, скрытным характером и архи застенчивостью. У нее нет друзей и подруг, есть только мама и плюшевые мишки. У нее есть цель, но она не может ее достигнуть, так как ее хореограф считает, что ее дуальность белого и черного лебедя не достаточно хороша. Партию белого лебедя Нина танцует на высшем уровне чисто за счет своего профессионализма, а партии черного лебедя у нее не получаются, но она сильно хочет эту роль. Что делать?
Еще до съемок фильма можно предположить, что если роль Нины сыграет «неполноценная» Портман – это Оскар. Добавить сюда просвет груди на тренировках, пару откровенных актов мастурбации, акт вымышленного «само-куннилингуса» – два Оскара.
Яркий фильм о шизофрении с элементами извращенного сексизма достоин как минимум одного Оскара, очевидно же.
Между прочим, весь фильм наполнен сексуальными издевательствами над Ниной (озабоченный дед в метро, секс с чертом, навязчивая мысль про мастурбацию, сексуальные влечения к Лили, картинные домогания и разговоры на интимные темы хореографа Тома), что по мнению зрителей и хореографа Тома, должно было ее раскрепостить и помочь раскрыться в роли черного лебедя. Но все это лишь усложняет жизнь Нины.
Нине мешают сосредоточиться и прима балерина Бет, чьи вещи из гримерки Нина тайком воровала, желая влезть в шкуру по истине «черного лебедя Бет», и талантливая Лили, к которой Нина чувствует сильное гомосексуальное влечение, и мама, которая просто мешает жить. Столько препон выстроилось. Но даже ее первый в жизни оргазм и выкинутые в помойку плюшевые мишки не разрушают этих искусственных препон. Именно Тома делал ставку на раскрытие сексуальности Нины, хотя он сам же вытеснял ее либидо непрерывными мазохистскими тренировками и «домашними заданиями с намеком». Бедная инфантильная Нина начинает сходить с ума от всей этой свалившейся на ее головку каменной плиты в виде стресса. Ее буквально преследуют извращенные галлюцинации, ее поведение все больше и больше подвержено психозу и дальнейшему развитию шизофрении, подмены реальности.
Как преодолеть себя?
Нина в панике, ей страшно, ее не покидает мысль «всех убить».
Под властью невообразимого страха и феерической паники, Нине удается партия черного лебедя на премьере, путем физического превращения одного героя в свою противоположность. В буквальном смысле Аранофски показывает нам, как у Нины выросли черные крылья прямо на сцене. Еще немного, и она полетит.
Но какой ценой?
Лучше она умрет совершенной сейчас, чем позже превратиться в монстра.
9\10
@ Sun, 13 Mar 2011 17:02:10 +0300
4 абзаца про секс и предположение о лучшем
исходе - не многовато ли на себя берёте? )
"Партию белого лебедя Нина танцует на высшем уровне чисто за счет своего профессионализма..."
Вообще-то партию белого лебедя она танцует на уровне потому, поскольку эта роль воплощает её натуру и характер, а вот черного лебедя - должна была играть прожженная жизнью балерина, которой Нина и не была. Так что дело не в сексуальных отклонениях.
___________________________
Есть люди, которые в хорошем фильме увидят пару откровенных сцен и начинают вопить всем, что фильм про извращения. Посмотрите фильм на этом сайте "Покажи мне любовь" и после этого скажите что он о .... лесбиянках.
в абзаце про Оскар какая-то фигня, тут зачем-то про дебила добавили цитату из "Солдаты неудачи"
Портман - большая голова, кривые ноги, неуклюжее лицо (что это значит?). вывод: за это оскар. ни че не понял. мне всегда казалось, что Портман красавица, в общем она самая, что не есть красавица, без всяких казалось.
насчет остального молчу - не смотрел, пока
Спасибо Zodiak-у, он озвучил приблизительную часть того, что заставило меня поставить свой первый минус. Все, кому не лень, обзывают ныне Портман, ставшую лицом хреновой тучи модных домов и рекламирущую теперь все, что только можно, уродиной, коротышкой и так далее. А нас самом деле, конечно, Портман - красотка. Комплексы - само по себе мерзко, а если они еще и на бумаге...
И еще - что значит "Аранофски не хватило "Рестлера" для самовыражения, и он снял "Черного Лебедя" - это вообще что? И еще много бреда иной степени спелости. Еще и на спойлеры наткнулся
Урожайность клюквы среди рецензий на эту картину растет день ото дня
в абзаце про Оскар какая-то фигня, тут зачем-то про дебила добавили цитату из "Солдаты неудачи"
Портман - большая голова, кривые ноги, неуклюжее лицо (что это значит?). вывод: за это оскар. ни че не понял. мне всегда казалось, что Портман красавица, в общем она самая, что не есть красавица, без всяких казалось.
насчет остального молчу - не смотрел, пока
Про цитату, согласен, перегнул палку. Но суть не меняется. Та глупая штука отражает реальную картину жизни.
Про Портман:
Уродливые ноги - оператор много раз акцептирует внимание камеры на ногах Портман, а у балерины они все в синяках, покоцанные, ногти перебиты, а в конце фильма так вообще ей кажется, что у нее ноги мутанта. Пропорции - на это указывала Бет, и указывала мать.
На счет лица вскользь пошутил парень из бара.
Режиссер показывает красавицу не с пухлыми губками и торчащими сиськами, а измученную и уродливую. Это его замысел, а не мой. Фильм про это.
Спасибо Zodiak-у, он озвучил приблизительную часть того, что заставило меня поставить свой первый минус. Все, кому не лень, обзывают ныне Портман, ставшую лицом хреновой тучи модных домов и рекламирущую теперь все, что только можно, уродиной, коротышкой и так далее. А нас самом деле, конечно, Портман - красотка. Комплексы - само по себе мерзко, а если они еще и на бумаге...
И еще - что значит "Аранофски не хватило "Рестлера" для самовыражения, и он снял "Черного Лебедя" - это вообще что? И еще много бреда иной степени спелости. Еще и на спойлеры наткнулся
Урожайность клюквы среди рецензий на эту картину растет день ото дня
Ответы на все твои вопросы, что удивительно, но они есть в этом интервью с режиссером фильма.
http://www.mtv.com/news/articles/1646763/black-swan-director-darren-aronofsky-on-ballet-natalie-portman-lesbian-kisses.jhtml
... Аронофски хотел сделать фильм о любви рестлера с балериной ...
"Партию белого лебедя Нина танцует на высшем уровне чисто за счет своего профессионализма..."
Вообще-то партию белого лебедя она танцует на уровне потому, поскольку эта роль воплощает её натуру и характер, а вот черного лебедя - должна была играть прожженная жизнью балерина, которой Нина и не была. Так что дело не в сексуальных отклонениях.
___________________________
Есть люди, которые в хорошем фильме увидят пару откровенных сцен и начинают вопить всем, что фильм про извращения. Посмотрите фильм на этом сайте "Покажи мне любовь" и после этого скажите что он о .... лесбиянках.
1. У тебя есть натура и характер белого лебедя - иди танцуй. Без проф подготовки. В фильме сам тома хвалит ее за проф подготовку и как она усердно тренируется (над белым лебедем).
2. Я прежде всего руководствовался самим фильмом, а не моими чувствами к Портман. На сексизм делает напор Тома, Лили, сама Нина.
Тома вообще искренне верит, что если Нина научится получать оргазмы, то сможет танцевать черного лебедя.
Это не мои домыслы - это в фильме ясно показано и проговаривается по 20 раз героями фильма.
Зачем писать тупые комменты?
И возможно зря я отвечаю тут на комментарии, еще аргументированно.
Я сам не знаю, почему вы не воспринимаете фильм таким, каким вам его показывает режиссер?
Я хотел написать что-то, что реально отражает происходящее в фильме, задумку режиссера, картинку оператора, а не розовых слоников, и какая в жизни Портман красивая...
Ответы на все твои вопросы, что удивительно, но они есть в этом интервью с режиссером фильма.
http://www.mtv.com/news/articles/1646763/black-swan-director-darren-aronofsky-on-ballet-natalie-portman-lesbian-kisses.jhtml
... Аронофски хотел сделать фильм о любви рестлера с балериной ...
Но не сделал ведь. И сейчас мы видим конкретное и законченное произведение искусства. И идеально отретушированные фотографии Портман на афишах серьезно коробят во мне уверенность, что Аранофски стремился показать уродство или измученность главной героини))
Прочитай интервью. Там написано все. Если плохо знаешь англ язык - засунь его в переводчик гугл.
А еще советую посмотреть сам фильм, а не постер с афиши, прежде чем писать свои догадки.