Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Blackcash thumb
9/10

Гадкий утенок

Рецензия на фильм «Черный лебедь»

8812 thumb

Господину Даррену Аронофски не хватило картины «Рестлер» для самовыражения, и он решил снять продолжение – «Черный лебедь». Очень много общего в этих двух картинах, оба фильма про самоотдачу героев своему делу, о целях и методах их достижения, и все это Аранофски снимает с позиции документалиста. Но если «Рестлер» – это фильм о силе воле и каменном характере, то «Лебедь» – это фильм о психозе и фобиях. Тем самым Аранофски пытается нам показать, что достигнуть заветной цели можно

разными путями, но все они тернистые.

В «Лебеде» режиссер показывает нам и тему физического перевоплощения актера в своего театрального героя, и историю гадкого утенка и даже попытки раздвоения личности в обе противоположности по принципу Джекила и Хайда. Но сам он руководствуется вот этим принципом – «лучше, чтобы что-то хрупкое разбилось, когда оно небольшое, чем тогда, когда оно станет большим и значительным». Весь фильм Аранофски построил вокруг «теории черного лебедя», отводя тему балета на второй план.

Многие из вас читали отзывы интеллектуалов и любителей «кина не для всех» о том, как правдоподобно сыграла Портман балерину, они подтверждают свои слова недавним Оскаром для Портман, гордятся, что они чуть ли не лично знакомы с Аранофским, читают его мысли, но это не так. Кино не о балете.

Для самого Аранофски Нина (Натали Портман) – это закомплексованный гадкий утенок с психическими отклонениями, а настоящие балерины – это самые простые девчонки из труппы, например, Лили (Мила Кунис), усердно занимается балетом, гуляет с мальчиками, ходит по клубам, свежее лицо и добрый взгляд. Полный антипод Нине, которая никуда не выходит из своего дома, где там же ведет непрекращающуюся борьбу со своей матерью (Барбара Херши). Нина все свои 20 с лишним лет живет со своей матерью. У них яростное непонимание, не смотря на то, что обе они профессиональные балерины, но подход у них совершенно разный. Не столь успешная в балете мама старается самовыражаться через дочь, а дочь ничего не хочет, кроме как танцевать. Нина живет в своем мире, в своей розовой комнате, где ее друзья – это два десятка розовых плюшевых мишек. А мама Нины всегда есть и готова прийти на помощь своей дочери в любую секунду. Нину не интересуют мальчики или мужчины. Не интересуют девушки и женщины. Ей интересен балет и тренировки, а ее мечта – это главная роль в новой постановке хореографа Тома (Венсант Кассель). Но роль эта «навеки занята» примой в возрасте Бет (Вайнона Райдер), и Нина ее панически боится, ее характер и ее образ жизни.

Вот он самый обычный сюжет про самые обычные будни актеров, театралов и даже спортсменом.

Но Даррен Аронофски усложняет задачу, и героине Нине придает целый букет комплексов вкупе с психическим заболеванием и физической неполноценностью. А мы зрители, вместе с героем Венсана Касселя наблюдаем весь фильм за потугами преображения Нины в черного лебедя, тем самым, мы наивно полагаем, что она излечится от всех комплексов и болезней.

Помним принцип режиссера? «Лучше, чтобы что-то хрупкое разбилось, когда оно небольшое, чем тогда, когда оно станет большим и значительным». Зрители и мастер Тома считают, что фильм про великолепное преображение, а Аранофски опять затягивает нас всеми силами в мир саморазрушения. Такая вот непростая задача стоит перед Натали Портман – играть больного человека, который хочет достигнуть поставленной цели, а не вылечиться.

За что Оскар?

«Оскар дают, если ты сыграл дибила, но не полного дибила, а что-то должно остаться гениальным, как-то: «Человек дождя» – он больной, но далеко не дибил, или «Форрест Гамп» - он то точно дибил, но сделал в жизни такое, на что не каждый нормальный способен». Это примерная цитата Роберта Дауни младшего, уже не помню откуда, но смысл его слов я запомнил надолго.

Академия очень трепетно относится к актерам, которые играют неполноценных людей. Надо сказать, это действительно сложно. По сути, что мы видим? Девочка с большой головой и маленьким телом, с неуклюжим лицом и уродливыми ногами, скрытным характером и архи застенчивостью. У нее нет друзей и подруг, есть только мама и плюшевые мишки. У нее есть цель, но она не может ее достигнуть, так как ее хореограф считает, что ее дуальность белого и черного лебедя не достаточно хороша. Партию белого лебедя Нина танцует на высшем уровне чисто за счет своего профессионализма, а партии черного лебедя у нее не получаются, но она сильно хочет эту роль. Что делать?

Еще до съемок фильма можно предположить, что если роль Нины сыграет «неполноценная» Портман – это Оскар. Добавить сюда просвет груди на тренировках, пару откровенных актов мастурбации, акт вымышленного «само-куннилингуса» – два Оскара.

Яркий фильм о шизофрении с элементами извращенного сексизма достоин как минимум одного Оскара, очевидно же.

Между прочим, весь фильм наполнен сексуальными издевательствами над Ниной (озабоченный дед в метро, секс с чертом, навязчивая мысль про мастурбацию, сексуальные влечения к Лили, картинные домогания и разговоры на интимные темы хореографа Тома), что по мнению зрителей и хореографа Тома, должно было ее раскрепостить и помочь раскрыться в роли черного лебедя. Но все это лишь усложняет жизнь Нины.

Нине мешают сосредоточиться и прима балерина Бет, чьи вещи из гримерки Нина тайком воровала, желая влезть в шкуру по истине «черного лебедя Бет», и талантливая Лили, к которой Нина чувствует сильное гомосексуальное влечение, и мама, которая просто мешает жить. Столько препон выстроилось. Но даже ее первый в жизни оргазм и выкинутые в помойку плюшевые мишки не разрушают этих искусственных препон. Именно Тома делал ставку на раскрытие сексуальности Нины, хотя он сам же вытеснял ее либидо непрерывными мазохистскими тренировками и «домашними заданиями с намеком». Бедная инфантильная Нина начинает сходить с ума от всей этой свалившейся на ее головку каменной плиты в виде стресса. Ее буквально преследуют извращенные галлюцинации, ее поведение все больше и больше подвержено психозу и дальнейшему развитию шизофрении, подмены реальности.

Как преодолеть себя?

Нина в панике, ей страшно, ее не покидает мысль «всех убить».

Под властью невообразимого страха и феерической паники, Нине удается партия черного лебедя на премьере, путем физического превращения одного героя в свою противоположность. В буквальном смысле Аранофски показывает нам, как у Нины выросли черные крылья прямо на сцене. Еще немного, и она полетит.

Но какой ценой?

Лучше она умрет совершенной сейчас, чем позже превратиться в монстра.

9\10

@ Sun, 13 Mar 2011 17:02:10 +0300

Комментарии к рецензии (72)

ThomasRim
  • Киновед
  • Tue, 15 Mar 2011 07:48:00 +0300

Ты опять извращаешь все что можно, но пребывание здесь заставляет к этому привыкнуть)
Полистал твои посты. Банальное хамство с комплексом русской сермяжной крутизны - ведешь себя, как рухнувший на землю небожитель. Постулируемые по поводу и без "я общался со многими режиссерами" и "я делаю кино, а не рецензирую" вызывают порывы неудержимого хохота)) На территории одной рецензии ты радостно обзывал рецензента задротом, потому что ты слишком крут, чтобы писать рецензии)) Это забавно) Таким образом, ничего нового в твоем психотипе нет)

chichal507
  • Киноакадемик
  • Tue, 15 Mar 2011 10:55:48 +0300
BlackCash писал:

Спасибо за критику.
Пару ответных вопросов:
1. Допустим, ты считаешь, что камера совершенно случайно часто нам показывает ее ноги, и они вовсе не страшные, а "просто мутируют и увешаны проф травмами". Ты бы поцеловал ее ноги, если они не такие уродливые, по твоему мнению? Однозначно, нет =)
По поводу красоты Портман я бы не хотел спорить. Мое личное мнение - она вовсе не красивая, у нее очень угловатая внешность, видел девушек гораздо красивее. В кино индустрии она не из-за красоты. Это очевидно. Я ее люблю за профессионализм.
2. Ее поведение - это психоз (паника, стресс, депрессия). Галлюцинации и чувствительность к ним - признаки шизофрении. Почему ты не согласен?
3. В гримерке она хотела убить Лили, вообще-то. В своих галлюцинациях. Или же ты придерживаешься той версии, что Лили - это с самого начала вымышленный ею нереальный персонаж? Не понятна твоя позиция.

п.с.: По праву считаю, что все минусы имеют место быть. Я не защищаю свою рецензию, знаю, что она далеко не хорошая в сравнении с многими другими, более профессиональными, которые восхваляют балет и игру Портман, и ее красоту. Просто есть и такое мнение по фильму, которое более открытое и реальное, чем додумки людей, которые просто не понимают происходящего на экране.

"чем додумки людей, которые просто не понимают происходящего на экране" - сам не похвалишь, никто не похвалит))

знаешь почему так часто показывают ее ноги, потому что это блин балет, его танцуют, там девочки ходят на пальцах, а это неестественно, обычно люди полностью наступают на ногу, а тут на тебе - на пальцах. мало кто понимает зачем ходить на пальцах, поэтому ходят на балет посмотреть и удивиться "ух ты! ходят на пальцах!". а Портман не балерина, она актриса, ей сложно ходить на пальцах и удивлять людей, танцующие ноги не ее, а профессиональной дублерши, показывают крупно, что бы не так было заметно, что это не ноги Натали. Во как расписал) логично подошел к делу без додумак, как вы говорите))
и то что вы видели девушек красивее - вот это я за вас рад, прям слезы наворачиваются, как я за вас рад) про целование ног - бегом смотреть "Жажду", в целовании женских ног, вы не в теме))

не старайтесь всем и вся давать диагноз, тем более художественному фильму) есть такое понятие - метафора, вам тут уже пытались объяснить, в самом начале фильма, ей встречается ее собственная копия, только волосы у нее распущены и одета она в черные одежды - это черный лебедь, ее второе я, в него она будет перерождаться весь фильм. Лили не вымышленный персонаж, она частичка того идеала к которому стремится она, его физическая реальность и образец, наоборот она к ней стремиться, потому что сама еще 12 летняя девочка и кинула в зеркало она себя, а не Лили)

fjlsdfkvl
Zodiak писал:

"чем додумки людей, которые просто не понимают происходящего на экране" - сам не похвалишь, никто не похвалит))

знаешь почему так часто показывают ее ноги, потому что это блин балет, его танцуют, там девочки ходят на пальцах, а это неестественно, обычно люди полностью наступают на ногу, а тут на тебе - на пальцах. мало кто понимает зачем ходить на пальцах, поэтому ходят на балет посмотреть и удивиться "ух ты! ходят на пальцах!". а Портман не балерина, она актриса, ей сложно ходить на пальцах и удивлять людей, танцующие ноги не ее, а профессиональной дублерши, показывают крупно, что бы не так было заметно, что это не ноги Натали. Во как расписал) логично подошел к делу без додумак, как вы говорите))
и то что вы видели девушек красивее - вот это я за вас рад, прям слезы наворачиваются, как я за вас рад) про целование ног - бегом смотреть "Жажду", в целовании женских ног, вы не в теме))

не старайтесь всем и вся давать диагноз, тем более художественному фильму) есть такое понятие - метафора, вам тут уже пытались объяснить, в самом начале фильма, ей встречается ее собственная копия, только волосы у нее распущены и одета она в черные одежды - это черный лебедь, ее второе я, в него она будет перерождаться весь фильм. Лили не вымышленный персонаж, она частичка того идеала к которому стремится она, его физическая реальность и образец, наоборот она к ней стремиться, потому что сама еще 12 летняя девочка и кинула в зеркало она себя, а не Лили)

Я согласен, когда гавно обзывают фекалиями, вроде не так противно, правда?? Вторая личность, альтер-Эго - не есть ли это эвфемизмы понятия "шизофрения"?

drei_Kameraden
  • Кинокритик
  • Tue, 15 Mar 2011 12:45:57 +0300
BlackCash писал:

У нас разное восприятие жизни.
Я смотрю фильм ради фильма, а не ради последующей демагогии.
Мне интересны сценарий, игра актеров, работа режиссера. Я всегда стараюсь воспринимать фильм так, как его хочет донести до меня режиссер с актерами.
И да, я не вкладывал душу (или как вы это называете) в эту так называемую рецензию, я посмотрел фильм и за 2-3 минуты накатал данный текст.
Конечно, надо бы подредактировать сам текст более детально, но мне пофигу.
Я написал свое восприятие фильма, интересно было, кто-то еще разделяет такую же точку зрения без заумной расплывчатой терминологии. И я прав по своему. А ты по фильму ни слова не сказал, кроме "Портман на постере красивая" фап фап.
Так что, юноша, можешь не утруждаться.
Вообще забей.

Вот, кстати, насчет твоего "пофигу":

BlackCash Кинолюбитель
Вчера 02:15
Никто не комментит cry

ПожаловатьсяОтветить

***

Что вообще за странное стремление демонстративно принизить свой труд, тем самым проявляя неуважение к читателям question2 Не уважать свое творчество, не уважать читателей этого самого творчества - вот это есть извращение, о котором ты так охотно распространялся в своей рецензии.

Нашел чем гордиться: я накатал за 2 минуты, мне на всех насрать, но 5 страниц комментов при твоем участии уже есть.

Vaghir

сошлись два тролля в жаркой схватке.
один в пуантах и с мундштуком, весь изящный, влажный и подрагивающий.
второй в сермяге и с оглоблей, заросший, вонючий и шкрябающийся пятерней.
в лучших традициях консолингового файтинга!

а, ну да, рецензия - ересь. особенно про "каменный характер" Рэма, который не может преодолеть ни одной своей слабости.
цитата из "солдат неудачи".

dafafa13
  • Кинокритик
  • Tue, 15 Mar 2011 14:27:09 +0300

))))

dafafa13
  • Кинокритик
  • Tue, 15 Mar 2011 14:28:47 +0300
Алекс Гой писал:

сошлись два тролля в жаркой схватке.
один в пуантах и с мундштуком, весь изящный, влажный и подрагивающий.
второй в сермяге и с оглоблей, заросший, вонючий и шкрябающийся пятерней.
в лучших традициях консолингового файтинга!

а, ну да, рецензия - ересь. особенно про "каменный характер" Рэма, который не может преодолеть ни одной своей слабости.
цитата из "солдат неудачи".

lol lol

fjlsdfkvl

Ну что ж - хороший мальчик, раз не имеешь никакого отношения (+). Однако ты не опроверг свою юношескую непоследовательную ретивость, еще один плюс за честность )
Итого: 2 с плюсом. Пока...

chichal507
  • Киноакадемик
  • Tue, 15 Mar 2011 15:21:35 +0300
Кржемилек писал:

Я согласен, когда гавно обзывают фекалиями, вроде не так противно, правда?? Вторая личность, альтер-Эго - не есть ли это эвфемизмы понятия "шизофрения"?

болезнь и развитие личности - разница есть.

ThomasRim
  • Киновед
  • Tue, 15 Mar 2011 16:05:34 +0300
Кржемилек писал:

Ну что ж - хороший мальчик, раз не имеешь никакого отношения (+). Однако ты не опроверг свою юношескую непоследовательную ретивость, еще один плюс за честность )
Итого: 2 с плюсом. Пока...

Наставляющий тон векового древа испортил твою потрясающую хохму)

Добавить комментарий