Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Blackcash thumb
9/10

Гадкий утенок

Рецензия на фильм «Черный лебедь»

8812 thumb

Господину Даррену Аронофски не хватило картины «Рестлер» для самовыражения, и он решил снять продолжение – «Черный лебедь». Очень много общего в этих двух картинах, оба фильма про самоотдачу героев своему делу, о целях и методах их достижения, и все это Аранофски снимает с позиции документалиста. Но если «Рестлер» – это фильм о силе воле и каменном характере, то «Лебедь» – это фильм о психозе и фобиях. Тем самым Аранофски пытается нам показать, что достигнуть заветной цели можно

разными путями, но все они тернистые.

В «Лебеде» режиссер показывает нам и тему физического перевоплощения актера в своего театрального героя, и историю гадкого утенка и даже попытки раздвоения личности в обе противоположности по принципу Джекила и Хайда. Но сам он руководствуется вот этим принципом – «лучше, чтобы что-то хрупкое разбилось, когда оно небольшое, чем тогда, когда оно станет большим и значительным». Весь фильм Аранофски построил вокруг «теории черного лебедя», отводя тему балета на второй план.

Многие из вас читали отзывы интеллектуалов и любителей «кина не для всех» о том, как правдоподобно сыграла Портман балерину, они подтверждают свои слова недавним Оскаром для Портман, гордятся, что они чуть ли не лично знакомы с Аранофским, читают его мысли, но это не так. Кино не о балете.

Для самого Аранофски Нина (Натали Портман) – это закомплексованный гадкий утенок с психическими отклонениями, а настоящие балерины – это самые простые девчонки из труппы, например, Лили (Мила Кунис), усердно занимается балетом, гуляет с мальчиками, ходит по клубам, свежее лицо и добрый взгляд. Полный антипод Нине, которая никуда не выходит из своего дома, где там же ведет непрекращающуюся борьбу со своей матерью (Барбара Херши). Нина все свои 20 с лишним лет живет со своей матерью. У них яростное непонимание, не смотря на то, что обе они профессиональные балерины, но подход у них совершенно разный. Не столь успешная в балете мама старается самовыражаться через дочь, а дочь ничего не хочет, кроме как танцевать. Нина живет в своем мире, в своей розовой комнате, где ее друзья – это два десятка розовых плюшевых мишек. А мама Нины всегда есть и готова прийти на помощь своей дочери в любую секунду. Нину не интересуют мальчики или мужчины. Не интересуют девушки и женщины. Ей интересен балет и тренировки, а ее мечта – это главная роль в новой постановке хореографа Тома (Венсант Кассель). Но роль эта «навеки занята» примой в возрасте Бет (Вайнона Райдер), и Нина ее панически боится, ее характер и ее образ жизни.

Вот он самый обычный сюжет про самые обычные будни актеров, театралов и даже спортсменом.

Но Даррен Аронофски усложняет задачу, и героине Нине придает целый букет комплексов вкупе с психическим заболеванием и физической неполноценностью. А мы зрители, вместе с героем Венсана Касселя наблюдаем весь фильм за потугами преображения Нины в черного лебедя, тем самым, мы наивно полагаем, что она излечится от всех комплексов и болезней.

Помним принцип режиссера? «Лучше, чтобы что-то хрупкое разбилось, когда оно небольшое, чем тогда, когда оно станет большим и значительным». Зрители и мастер Тома считают, что фильм про великолепное преображение, а Аранофски опять затягивает нас всеми силами в мир саморазрушения. Такая вот непростая задача стоит перед Натали Портман – играть больного человека, который хочет достигнуть поставленной цели, а не вылечиться.

За что Оскар?

«Оскар дают, если ты сыграл дибила, но не полного дибила, а что-то должно остаться гениальным, как-то: «Человек дождя» – он больной, но далеко не дибил, или «Форрест Гамп» - он то точно дибил, но сделал в жизни такое, на что не каждый нормальный способен». Это примерная цитата Роберта Дауни младшего, уже не помню откуда, но смысл его слов я запомнил надолго.

Академия очень трепетно относится к актерам, которые играют неполноценных людей. Надо сказать, это действительно сложно. По сути, что мы видим? Девочка с большой головой и маленьким телом, с неуклюжим лицом и уродливыми ногами, скрытным характером и архи застенчивостью. У нее нет друзей и подруг, есть только мама и плюшевые мишки. У нее есть цель, но она не может ее достигнуть, так как ее хореограф считает, что ее дуальность белого и черного лебедя не достаточно хороша. Партию белого лебедя Нина танцует на высшем уровне чисто за счет своего профессионализма, а партии черного лебедя у нее не получаются, но она сильно хочет эту роль. Что делать?

Еще до съемок фильма можно предположить, что если роль Нины сыграет «неполноценная» Портман – это Оскар. Добавить сюда просвет груди на тренировках, пару откровенных актов мастурбации, акт вымышленного «само-куннилингуса» – два Оскара.

Яркий фильм о шизофрении с элементами извращенного сексизма достоин как минимум одного Оскара, очевидно же.

Между прочим, весь фильм наполнен сексуальными издевательствами над Ниной (озабоченный дед в метро, секс с чертом, навязчивая мысль про мастурбацию, сексуальные влечения к Лили, картинные домогания и разговоры на интимные темы хореографа Тома), что по мнению зрителей и хореографа Тома, должно было ее раскрепостить и помочь раскрыться в роли черного лебедя. Но все это лишь усложняет жизнь Нины.

Нине мешают сосредоточиться и прима балерина Бет, чьи вещи из гримерки Нина тайком воровала, желая влезть в шкуру по истине «черного лебедя Бет», и талантливая Лили, к которой Нина чувствует сильное гомосексуальное влечение, и мама, которая просто мешает жить. Столько препон выстроилось. Но даже ее первый в жизни оргазм и выкинутые в помойку плюшевые мишки не разрушают этих искусственных препон. Именно Тома делал ставку на раскрытие сексуальности Нины, хотя он сам же вытеснял ее либидо непрерывными мазохистскими тренировками и «домашними заданиями с намеком». Бедная инфантильная Нина начинает сходить с ума от всей этой свалившейся на ее головку каменной плиты в виде стресса. Ее буквально преследуют извращенные галлюцинации, ее поведение все больше и больше подвержено психозу и дальнейшему развитию шизофрении, подмены реальности.

Как преодолеть себя?

Нина в панике, ей страшно, ее не покидает мысль «всех убить».

Под властью невообразимого страха и феерической паники, Нине удается партия черного лебедя на премьере, путем физического превращения одного героя в свою противоположность. В буквальном смысле Аранофски показывает нам, как у Нины выросли черные крылья прямо на сцене. Еще немного, и она полетит.

Но какой ценой?

Лучше она умрет совершенной сейчас, чем позже превратиться в монстра.

9\10

@ Sun, 13 Mar 2011 17:02:10 +0300

Комментарии к рецензии (72)

BlackCash
  • Киновед
  • Sun, 13 Mar 2011 23:53:09 +0300
NIKI писал:

Для того чтобы играть какое-то амплуа надо иметь хотя бы о нем определенное представление. У Нины его не было вообще по определению. Вот она и пошла "взрослеть" и набираться "опыта". Но я не могу понять, почему вы все свели к сексу? Зачем так было надо все гиперболизировать? Вы однобоко смотрели на фильм. И причем здесь проститутки? Вы что-то слишком много думаете о сексе, да еще и платном. Неужели личные проблемы? confused Как в фильме "...меня девушки не любят".
Вам же упрек делают в том, что на первое место вынесли одну из составных частей фильма, которая не есть ГЛАВНАЯ. А вы на ней именно и зациклились.

По твоему, основная линия - это 1 шт. Экстаси и 1 поход в бар. Так понимать? mrgreen

Смотри глубже. Нина хочет трахаться в мечтах с Лили, возможно, просто дружить, я не знаю, а в итоге она ее убивает куском зеркала (на самом деле не ее, но хочет убить именно Лили).
Здоровому человеку придет в голову мысль о том, что у тебя вместо ног какие то рыбьи хвосты? Или убить мнимого врага, а по сути порезать саму себя?
Т.е. для тебя такие события в порядке вещей? Каждый день мутузишь вымышленного Майка Тайсона у себя в комнате? Это всего-лишь новая личность лезет наружу? хахаха

BlackCash
  • Киновед
  • Sun, 13 Mar 2011 23:57:09 +0300
ThomasRim писал:

Жду аргументов.
Твое "ты не понимаешь" да "фильм не об этом" просто требуют семечек и удобной позиции - на корточках, например)
Я вот понимаю) Это я Гротовского читал, а не ты, всепонимающий)

Гротовский - режиссер фильма?

A0903
  • Р.Модератор
  • Mon, 14 Mar 2011 00:00:07 +0300

Предупреждаю всех дискутирующих держаться в рамках приличия и не переходить на личности.
В случае не соблюдения, оставляю за собой право на дисциплинарные взыскания особо ретивым.

NIKI60
  • Кинокритик
  • Mon, 14 Mar 2011 00:05:03 +0300
BlackCash писал:

По твоему, основная линия - это 1 шт. Экстаси и 1 поход в бар. Так понимать? mrgreen

Смотри глубже. Нина хочет трахаться в мечтах с Лили, возможно, просто дружить, я не знаю, а в итоге она ее убивает куском зеркала (на самом деле не ее, но хочет убить именно Лили).
Здоровому человеку придет в голову мысль о том, что у тебя вместо ног какие то рыбьи хвосты? Или убить мнимого врага, а по сути порезать саму себя?
Т.е. для тебя такие события в порядке вещей? Каждый день мутузишь вымышленного Майка Тайсона у себя в комнате? Это всего-лишь новая личность лезет наружу? хахаха

А какой тогда должен быть хронометраж фильма, чтобы увиденное вами показалось спокойным переходом из одной личности в другую? И какие события тогда должны быть показаны на экране? Учеба в школе со своими минусами, подстава на работе, проблемы в семье... вообщем вы уловили. Но нет, все это как-то обыденно и тускло - и для фильма и для режиссера. Он взял все радикальное, намеренно преувеличенное и уложился в час с хвостиком. А вы на это купились. Вам уже указывали чтобы вы некоторые сцены из фильма воспринимали метафорически. Но нет, вы хотите проанализировать ситуацию БУКВАЛЬНО. Это же искусство. Для такого фильма надо другой подход.

ThomasRim
  • Киновед
  • Mon, 14 Mar 2011 00:08:51 +0300
BlackCash писал:

Гротовский - режиссер фильма?

Гротовский - лучший из апологетов исследований, проводимых в "Черном лебеде".) Его книги, кстати, отлично освежают восприятие этого конкретного фильма, и получше, чем интервью с поп-каналами)
Ты слишком буквально понимаешь фильм, отсюда - поверхностность рецензии и комментариев.

BlackCash
  • Киновед
  • Mon, 14 Mar 2011 00:22:08 +0300

Нет. Тут не нужен особый подход.
Вообще, тут особо нечего обсуждать. Фильм есть фильм.
Остальное дополняют философы и Гроновские на столько, на сколько хватит фантазии.. Работа у них такая.
Я общался со многими режиссерами, и некоторые из них действительно удивляются, на сколько могут исказить и дополнить своим воображением их фильм критики.
Как Брайн Де Пальма говорил: "Я снял фильм про кошку, а они мне про инопланетян".

BlackCash
  • Киновед
  • Mon, 14 Mar 2011 00:33:26 +0300
ThomasRim писал:

Гротовский - лучший из апологетов исследований, проводимых в "Черном лебеде".) Его книги, кстати, отлично освежают восприятие этого конкретного фильма, и получше, чем интервью с поп-каналами)
Ты слишком буквально понимаешь фильм, отсюда - поверхностность рецензии и комментариев.

Не слышал никогда про твоего Гротовского.
Дай ссылки на его работы.

dafafa13
  • Кинокритик
  • Mon, 14 Mar 2011 00:35:11 +0300

Знаете, ваша рецензия -
это пересказ содержания+неуместные цитаты+отсутствие адекватного анализа
+ужасно хромая стилистика.
Советовал бы вам избавиться от фраз вроде
"попытки раздвоения личности в обе противоположности" ,
"феерическая паники"
А часть вашего предложения
"ее поведение все больше и больше подвержено
психозу и дальнейшему развитию шизофрении, подмены реальности" чего стоит.
Какое-то нелепое школьное сочинение, честно говоря.
Вывод, сформулированный в последнем предложении, считаю не правильным, но это так, кслову.

ThomasRim
  • Киновед
  • Mon, 14 Mar 2011 00:42:08 +0300
BlackCash писал:

Нет. Тут не нужен особый подход.
Вообще, тут особо нечего обсуждать. Фильм есть фильм.
Остальное дополняют философы и Гроновские на столько, на сколько хватит фантазии.. Работа у них такая.
Я общался со многими режиссерами, и некоторые из них действительно удивляются, на сколько могут исказить и дополнить своим воображением их фильм критики.
Как Брайн Де Пальма говорил: "Я снял фильм про кошку, а они мне про инопланетян".

Если нечего обсуждать - зачем ты говоришь, что тебе интересно послушать чужие мнения? twisted тихо похихикать в кулак?
А зачем себя ограничивать? Почему бы и не развивать картину режиссера самостоятельно?) По-моему, смысл не в отгадывании чего-то конкретного, а в духовном саморазвитии. Это же замечательно, разве нет? В буквализме нет развития, есть смерть мысли. Тем более что в случае Аранофски режиссер очень даже щедр на двусмысленность, щедрее, чем ты себе представляешь) нафига ломать голову о потолок буквализма?
Фильм есть фильм. Отлично сказал. Определять непонятное непонятным - это фишка такая?

ThomasRim
  • Киновед
  • Mon, 14 Mar 2011 00:45:32 +0300
BlackCash писал:

Не слышал никогда про твоего Гротовского.
Дай ссылки на его работы.

Мне тебе как ссылки раздать? Я про книги говорю, а не статьи)
Книга "К Бедному театру". Приятного чтения)
И Ежи Гротовский - это не "мой", это великий режиссер и теоретик театра и искусства) общаешься с режиссерами - и не слышал даже о нем. ты прямо-таки напрашиваешься на скабезность, если честно.

Добавить комментарий