Война. Для каждого из нас значение этого слова не пустой звук. Почти у каждого из нас кто-то прошел через горнило той, давно прошедшей войны. У каждого свои воспоминания, и лицо этой войны тоже разное. И часто оно бывает женским.
Женщины, простые Русские или, правильнее сказать, Советские женщины вынесли на своих хрупких плечах все тяготы той ужасной, кровавой войны. Именно их руками ковался меч Победы, именно они спасали умиравших на поле боя, бомбили врага по ночам, держали его в перекрестии снайперского прицела. Именно их забрасывали в тыл
врага, и именно им — и только им — посвящена картина «А зори здесь тихие».
За основу взята одноименная повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие», опубликованная в журнале «Юность» в 1969 и вызвавшая широкий общественный резонанс. В 1971 году повесть была инсценирована Юрием Любимовым в театре на Таганке (Москва). В 1971 году за экранизацию повести взялся классик советского кинематографа Станислав Ростоцкий. Как впоследствии вспоминал режиссёр и бывший фронтовик — фильм был снят в память о медсестре, которая во время войны вынесла его с поля боя и спасла от смерти.
Ключевые слова — режиссер-фронтовик, только человек, почувствовавший на своей шкуре, что такое война, мог снять такую удивительно пронзительную картину. Так точно воссоздать атмосферу тех лет, показать, что люди от млада до велика были нацелены только на Победу, даже ценою собственной жизни, даже в невыгодных для себя условиях, принимали бой и бились до конца. На мой взгляд, лучшие фильмы о войне, те фильмы, которые не стираются из памяти, сняты или сыграны именно ими. Тут можно вспомнить и «Балладу о солдате» Чухрая, и картины Петра Тодоровского, и мощнейшую картину Столпера «Живые и мертвые». В этой когорте картина «А зори здесь тихие» занимает достойное место, более того — на моей памяти это единственная картина о войне, где главными действующими персонажами были женщины. Ни до, ни после такого в СССР не снимали. Так о чем же она?
Картина «А зори здесь тихие» это история о людях, которые, защищая свою Родину, жертвовали своими судьбами, своей жизнью. История о коротком рейде пяти зенитчиц, история их судеб, как бы вырванная из общего хода истории, всего пять жизней, из двадцати семи миллионов жертв этой жестокой войны. У каждой из них своя судьба, у каждой из них свои счеты к врагу и свой последний бой. Они могли стать жёнами и матерями, они были красивы и молоды, у них были свои красочные мечты, но судьба (или неумолимый ход Истории) выбрала для них другой путь. Путь воина. И путь этот они прошли с честью.
Благодаря хорошо подобранному актерскому составу, история эта выглядит правдиво. Нет фальши. Все по-честному, как в жизни. Героиням картины всего по 19-20 лет и ведут себя они соответственно — веселятся, балагурят, подкалывают. Они полны жизни и молодости. Просто эта молодость пришлась на военные годы, и за этой внешней веселостью и беззаботностью скрывается их прошлое, отмеченное печатью войны. Актрисы, играющие этих девушек, справились со своими ролям на 100%, учитывая, что для многих из них это был дебют в кино. Созданные ими образы надолго впечатываются в память. Дерзкая красавица и по-настоящему, по-мужски, смелая Женя Комилькова, холодная, строгая, мстящая за мужа-пограничника Рита Осянина, бойкая, с крестьянской хваткой Лиза Бричкина, молодая фантазерка Галя Четвертак, интеллигентная Соня Гурвич. Разные характеры, разные судьбы, но в одном они все же схожи: у всех война "порвала ниточку" как сказал их старшина Васков.
Отдельно стоит упомянуть роль Андрея Мартынова. Старшина Васков был его дебютом в кино. Задача перед его героем стояла непростая, надо было сыграть крепкого русского мужика, а во-вторых, суметь передать переживания его героя во время гибели каждой из его подопечных. И каждый раз это надо было сыграть по-разному. На мой взгляд, сыграно отлично, и государственная премия заслужена.
В заключении хотелось бы сказать следующее: увы, но река времени не любит остановок. Все течет, все меняется. Все меньше и меньше остается тех, кто помнит, как это было на самом деле. Вместо них остаются кадры кинохроники, художественные картины, снятые участниками тех событий, памятники с выбитыми на них фамилиями. Именно они почти безмолвно напоминают нам о тех днях, когда сила духа и отвага простых людей творила нашу с вами историю.
Смотрите и не забывайте. Низкий Вам поклон!
@ Tue, 22 Mar 2011 00:43:52 +0300
Здорово написали, плюсую первым)).
эта рецензия понравилась значительно меньше. если бы не судейство, дочитывать бы не стала. много об истории фильма и времени, а о самом фильме как-то чуть ли не вскользь. если бы объем самой рецензии был больше, то бишь о картине хотя бы чуть подробней, то воспринималось бы с большей симпатией.
и ну очень я не люблю перечни актеров, ну вот прям до дрожи... про мартынова хорошо, а вот про большое спасибо и далее по списку... очень это все-таки в духе моего ненавистного "актеры играли, режиссер снимал"... фу)
в общем, анализа как такового я тут не разглядела(
ну и плюс (вернее минус) стилистика же и грамматика...
эта рецензия понравилась значительно меньше. если бы не судейство, дочитывать бы не стала. много об истории фильма и времени, а о самом фильме как-то чуть ли не вскользь. если бы объем самой рецензии был больше, то бишь о картине хотя бы чуть подробней, то воспринималось бы с большей симпатией.
и ну очень я не люблю перечни актеров, ну вот прям до дрожи... про мартынова хорошо, а вот про большое спасибо и далее по списку... очень это все-таки в духе моего ненавистного "актеры играли, режиссер снимал"... фу)
в общем, анализа как такового я тут не разглядела(
ну и плюс (вернее минус) стилистика же и грамматика...
А мне рец. понравилась за отношение к людям,
прошедшим войну.
эта рецензия понравилась значительно меньше. если бы не судейство, дочитывать бы не стала. много об истории фильма и времени, а о самом фильме как-то чуть ли не вскользь. если бы объем самой рецензии был больше, то бишь о картине хотя бы чуть подробней, то воспринималось бы с большей симпатией.
и ну очень я не люблю перечни актеров, ну вот прям до дрожи... про мартынова хорошо, а вот про большое спасибо и далее по списку... очень это все-таки в духе моего ненавистного "актеры играли, режиссер снимал"... фу)
в общем, анализа как такового я тут не разглядела(
ну и плюс (вернее минус) стилистика же и грамматика...
Об истории картины как раз мало. Много о времени? Так картина как раз об этом. О том времени, размышление на эту тему. Мне кажется, что именно это важно. Перечисления актеров....думаю это можно убрать. Я сторонник краткой формы. Считаю, что в рецензиях не должно быть много воды. Кратко, по существу и не более того. Это мой подход. Кто-то любит по другому. Это его право)))
А мне рец. понравилась за отношение к людям,
прошедшим войну.
отношение к людям - это хорошо, но для рецензии не всегда достаточно) лично у меня сложилось впечатление, что автор торопился))
Об истории картины как раз мало. Много о времени? Так картина как раз об этом. О том времени, размышление на эту тему. Мне кажется, что именно это важно. Перечисления актеров....думаю это можно убрать. Я сторонник краткой формы. Считаю, что в рецензиях не должно быть много воды. Кратко, по существу и не более того. Это мой подход. Кто-то любит по другому. Это его право)))
ну... если рассказывать о времени в контексте фильма, то да. а получилось наоборот - это и не понравилось. повторюсь - сложилось впечатление, что автор торопился))
Не парься, Алан. Весна на женщинах сказывается губи..хм, сильнее, чем, на мужчинах, наверное)) (у меня дежавю)... Рецензия мне передала настроение, а значит удалась. Анализ бывает иногда излишним, потому что может убить живое настроение/впечатление. Плюс.
Не парься, Алан. Весна на женщинах сказывается губи..хм, сильнее, чем, на мужчинах, наверное)) (у меня дежавю)... Рецензия мне передала настроение, а значит удалась. Анализ бывает иногда излишним, потому что может убить живое настроение/впечатление. Плюс.
кхм... если мое мнение не совпадает с вашим, это еще не значит, что у меня крыша поехала... а вот подобные высказывания, с каким бы юморком они не выдавались, вовсе не плюс вам)
зы: а рецензия, к вашему сведению, как жанр в принципе предполагает некий анализ. вопрос в том, насколько вкусно он подается
Оч странно Рецензия, если честно, в разы лучше предыдущей (нет пафоса, нет спойлеров, нет стопиццотного умиляющего размышления на тему, что да как война, от человека, мало что в ней понимающего), а тут ее порят за безграмотность и стилистику. Вы вообще смотрите на содержание, или пошла мода на кое-как пошитые серые блузы?)
Рецензия - стопроцентно о фильме, им пропитано каждое предложение - потому что есть дух, настроение картины. Хотя все равно думаю, что на такой фильм можно было бы и развернуться на полную, все же боль целого народа, гениальные съемки. Это я бы не смог, а вы чего ж
Оч странно Рецензия, если честно, в разы лучше предыдущей (нет пафоса, нет спойлеров, нет стопиццотного умиляющего размышления на тему, что да как война, от человека, мало что в ней понимающего), а тут ее порят за безграмотность и стилистику. Вы вообще смотрите на содержание, или пошла мода на кое-как пошитые серые блузы?)
Рецензия - стопроцентно о фильме, им пропитано каждое предложение - потому что есть дух, настроение картины. Хотя все равно думаю, что на такой фильм можно было бы и развернуться на полную, все же боль целого народа, гениальные съемки. Это я бы не смог, а вы чего ж
по поводу нет пафоса я с вами ой как не соглашусь. хотя на такую тему без пафоса обойтись, пожалуй, сложновато будет... поэтому к этому не придиралась ни в одном тексте.
у автора, на мой взгляд, есть куда более удачные рецензии, так что я просто не верю, что эту он писал... старательно что ли))) если бы не стоял его ник, даже не подумала бы, что его рук дело.