Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Niki60 thumb
9/10

ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ

Рецензия на фильм «Бартон Финк»

5799 thumb

В своё время я занимался со своей дочуркой, которая училась в первом классе. Примечательным во время этих занятий было то, что я время от времени чертыхался и проклинал авторов книг для первоклашек, поскольку они были совсем неадаптированными для ребенка 5-6 лет. Это же надо, чтобы дядьки и тетки, с сединою у висках, с огромным жизненным опытом, после защиты докторских диссертаций, профессора не умели написать банальный учебник для 1 класса.

В фильме "Бартон Финк" есть два главных героя – Автор в образе писателя Бартона Финка

и Народ в образе Чарли Медоуза, взаимоотношения которых составляют основу всего фильма.

Бартон Финк – это застенчивый, но тщеславный писатель, который пытается создать из "человеческого материала жизни"  что-то новое на неизведанной территории. Территории, где нету "атласа дорог", но именно там находятся "простые истинны", которые в противовес "банальным абстракциям" должны стать основой нового театра. Тетра о простом народе и для простого народа. Первый успех Бартона Финка на этом поприще в Нью-Йорке принес ему славу человека, который чувствует "поэзию улицы". И именно эта слава сыграет с ним впоследствии злую шутку, когда ему голивудская компания предложит написать киносценрий для второсортного фильма.

Народ в образе Чарли Медоуза многолик. Сначала перед нами предстает добродушный толстяк, который пытается проявить участие к творческому процессу Автора. Жизнь Автора в третьеразрядной гостиннице среди тех о ком он хотел писать привела его к творческому бессилию. "Той самой идеи, которая дает возможность начать у меня до сих пор нет", говорит Автор. Поэтому Народ предлагает ему черпать творческое вдохновение из историй обычных трудяг  ("Я мог бы тебе рассказать несколько историй", неединожды замечает Чарли Медоуз). В этом отношении профессия Чарли Медоуза очень пришлась кстати: разъезжая по стране он действительно бы мог ему много чего поведать. Но к своему удивлению Народ видит, что Автору он не интересен.  Автор от него "отгородился", поскольку имеет свой способ постижения истинны: "копать в глубину", "вытаскивать что-то изнутри", "болезненное изучение", "рассказать жизнь разума". Тогда Народ принимается за дело по другому: он пропускает Автора через некоторый жизненный опыт,  чтобы именно этот багаж знаний и опыта впоследствии помог ему написать киносенарий ("Сделай меня своим борцом", говорит Чарли). Символически этот жизненный опыт показан в фильме в образе простой коробки из под картона, которая как говорил Чарли Медоуз "...поможет тебе написать сценарий". Финк с грустью впоследствии осознает, что у него такого жизненного опыта нету ("Это больше чем есть у меня").  Получение этого багажа знаний болезненно, ведь Народ предожил Автору такую эмоциональную встряску в образе злобного маньяка Карла Манта, что представитель богемы как того и хотел получил "такую боль о которой и не подозревал". Он на грани эмоционального срыва и не понимает почему это случилось с ним: "Потому, что ты не слушаешь! Ты не понимаешь! Ты приходишь в мой дом и ты ... жалуешься, что я очень шумлю!", говорит ему Народ.

В конце-концов Народ своего добивается. Коробка у пишущей машинки сотворила чудо: к Автору вернулось творческое вдохновение да такое, что он решает будто "создал самое важное в своей жизни". Он в эйфории, отмечает свой успех на танцах, не зная, о последнем экзамене, который ему предстоит пройти на киностудии в Голливуде. Вот именно в этой части картины режиссеры оттянулись на всю катушку, сатирически показывая всю подноготную творческого процесса в создании фильмов. Тут действует универсальная формула: придумываем несколько имён и меняем ситуацию («Борец защищает ребенка-идиота»). Душу вкладывать необязательно.  Отношения к авторам тоже потребительское. Бен Гайслер саркастически замечает «Писатели уходят и приходят, а индейцы нужны всегда». Аллегорические подтексты в Гостиннице наглядно показывают что такое Фабрика Грез: не первой свежести обои, что прикрывают что-то грязновато-липкое; адская жара в городе ангелов; кусачие комары-кровососы, что водяться только на болоте, но ни как не в городе и т.д.  Несмотря на полученный жизненный опыт,  Автор сел в лужу (первый блин комом): несправился с банальным киносценарием для боевика об уличных борцах. Вследствии чего Автору, который ставил себя выше Народа продюсер Джек Липник иронически желает «немного подрасти».

В творческом дуэте Джона Туртурро и Джона Гудмена мне больше всего понравилась игра первого, поскольку Джон Гудмен творит разнопланновый образ, в то время как Джон Туртурро должен был воссоздать единый целостный образ творческого человека "не от мира сего", который с пафосом рассказывает Народу о своем предназначении. Внешний вид Финка забавен, ты не можешь без улыбки слушать его поучительные рассуждения об искусстве, смотря как он при этом важничает, но с другой стороны немного сочувствуешь этому большому мечтателю, который на своей шкуре должен был ощутить "жизнь разума".

Большинство фильмов Коэнов это жизненные драмы, в которых режиссеры рассказывают о вполне обычных и понятных нам вещах, которые случаются повсеместно. Но фильм «Бартон Финк» немножко о другом: непохож на их обычные произведения. Он посвящен творческим личностям, которые никак не могут понять простых вещей, витая где-то в своём выдуманном мире. Вот почему именно творческие личности в Жюри этот фильм и оценили по достоинству, возможно видя в нем отголоски чего-то личного. Но с другой стороны для Автора не все потеряно.  Об этом свидетельствует концовка фильма, которая символична. Автор находится на распутье: с одной стороны его мечта материализовалась, тоесть воплотилась в реальной жизни, показывая что он спустился с небес на землю, но с другой стороны его нежелание открыть коробку (он еще даже не решил его ли она)  демонстрирует, что он не готов до конца принять эту реальную жизнь. Коронная фишка Коэнов - никогда не давать однозначный ответ на поставленный вопрос.

@ Fri, 16 Sep 2011 18:14:57 +0400

Комментарии к рецензии (106)

AZZYMUT
  • Киноакадемик
  • Sun, 18 Sep 2011 15:09:35 +0400
Лотерейный билет писал:

"П.С. Может, не все заметила, конечно."

...угу, главное пропустили - там, сермяжное-посконное понимание Коэнов..! cry
...Васисуалий Лоханкин - жил - жив - и будет жить... wink

Ну, каждый имеет право на свое понимание (атор плюс еще пять человек,хотя бы). Субъективизм, знаете ли, штука неистребимая.
mrgreen

1956soe
AZZYMUT писал:

Ну, каждый имеет право на свое понимание (атор плюс еще пять человек,хотя бы). Субъективизм, знаете ли, штука неистребимая.
mrgreen

Субъективизм и полное непонимание, знаете ли, вещи разные!

пример: ...я, вот в поросячьем восторге от Стайгера в "Ватерлоо", и не там где он "играет" лицом, а там где в сцене высадки в италии, идет навстречу 25 полку и "играет" Наполеона "РУКАМИ", спрятаными за спиной..! (попробуйте пересмотреть) просто гениальная актерская находка, когда по рукам можно видеть как он из Боунопарте, заставляет себя быть Наполеном..! ...вот это моё субьективное восприятие! а то, что тут аффтор жует уже не в первой своей "простыни", ничего кроме раздражения не вызыват..!

...уф...! самый длинный мой коммент... cry

NIKI60
  • Кинокритик
  • Sun, 18 Sep 2011 15:57:37 +0400
Лотерейный билет писал:

Субъективизм и полное непонимание, знаете ли, вещи разные!

пример: ...я, вот в поросячьем восторге от Стайгера в "Ватерлоо", и не там где он "играет" лицом, а там где в сцене высадки в италии, идет навстречу 25 полку и "играет" Наполеона "РУКАМИ", спрятаными за спиной..! (попробуйте пересмотреть) просто гениальная актерская находка, когда по рукам можно видеть как он из Боунопарте, заставляет себя быть Наполеном..! ...вот это моё субьективное восприятие! а то, что тут аффтор жует уже не в первой своей "простыни", ничего кроме раздражения не вызыват..!

...уф...! самый длинный мой коммент... cry

Обычный выпад Билета: отвлекаемся на что-то другое (мол, мы сами не промах) и коротко говорим, а рецензент все равно недалекий. Почему? Ищите ответ в простынях.
______________________
Ну что тебе стоит написать "своё видение" фильма "Бартон Финк"?!! Обещаю, в отличии от тебя на личность не перейду. Если я буду несогласен, то дам квалифицированный ответ без унижения собеседника.

drei_Kameraden
  • Кинокритик
  • Sun, 18 Sep 2011 20:03:09 +0400

Я посмотрел фильм. Позволю себе оставить отзыв, да не сочтет автор рецензии это "личным наездом" mrgreen
Рецензия несостоятельна. Даже если не брать во внимание граммотические и стилистических огрехи. По сути она представляет собой не очень грамотное и стройное изложение того, что увидел автор на экране. Но все это описание крайне слабо наделено смыслом, т.к. автор на полном серьезе повествует о событиях сюжета, которые являются диким необузданным стебом, издевкой. Еще нелепее на этом фоне выглядят последующие выводы автора)))

"Козырная карта" автора рецы - метафора об "авторе и народе" также не особо добавляет очков рецензии. И не потому что не имеет место быть (копаться в скрытых смыслах не возброняется, хотя у Коэнов - дело это неблагодарное ). А все по той же причине: попытке автора разложить по полочкам "нерозложимое"

Короче, автор: ты единожды смотрел фильм? Про себя могу сказать, что мне для рецензии на него показалось мало не только неоднократно его посмотреть, но и вообще моя эрудированность в кино на данный момент. Крайне многоплановый фильм. Требующий нестандартный подход.

PS. Особенность творчества Коэнов в том, что зритель рискует быть не только свидетелем их едкого сарказма, но его объектом)))

drei_Kameraden
  • Кинокритик
  • Sun, 18 Sep 2011 20:21:43 +0400

К автору, на всякий случай:

предвидя, что ты не поймешь в чем претензии, попробую намекнуть более материализованно. Ты, даже признавая что фильм содержит иронию, испытываешь потребность иметь точку опоры в чем-то серьезном и умном. Поэтому отталкиваешься от таких понятий, как "Бартон Финк ищет простые истины, хочет писать о простом народе и т.д.". Забывая или не видя, что сам этот монолог Финка про его поиски уже является издевкой и едкой иронией. После этого все прочие рассуждения выглядят нелепо.

Надеюсь понятно. яснее все равно не сумею. mrgreen

PS. Рассматривать этот фильм как кино о превратностях творческого пути писателя - то же самое, что искать в "Перекрестке Миллера" крутую гангстерскую сагу))) И разочароваться. Не видя, что весь фильм - сплошная пародия на жанр. И даже серьезность ГГ нарочито гротескна)

Юзер о "Перекрестке Миллера" (перл года) :
Кот Базилио Зритель
30 августа 2010 г.
Фильмец середнячком в этом жанре.В принципе стандарт ганстерского кино,но смысл не какай не несет.Советую посмотреть ради сравнения с другими картинами того же жанра

mrgreen

TWELVE
  • Кинокритик
  • Sun, 18 Sep 2011 21:57:55 +0400
UserZero писал:

Я посмотрел фильм. Позволю себе оставить отзыв, да не сочтет автор рецензии это "личным наездом" mrgreen
Рецензия несостоятельна. Даже если не брать во внимание граммотические и стилистических огрехи. По сути она представляет собой не очень грамотное и стройное изложение того, что увидел автор на экране. Но все это описание крайне слабо наделено смыслом, т.к. автор на полном серьезе повествует о событиях сюжета, которые являются диким необузданным стебом, издевкой. Еще нелепее на этом фоне выглядят последующие выводы автора)))

"Козырная карта" автора рецы - метафора об "авторе и народе" также не особо добавляет очков рецензии. И не потому что не имеет место быть (копаться в скрытых смыслах не возброняется, хотя у Коэнов - дело это неблагодарное ). А все по той же причине: попытке автора разложить по полочкам "нерозложимое"

Короче, автор: ты единожды смотрел фильм? Про себя могу сказать, что мне для рецензии на него показалось мало не только неоднократно его посмотреть, но и вообще моя эрудированность в кино на данный момент. Крайне многоплановый фильм. Требующий нестандартный подход.

PS. Особенность творчества Коэнов в том, что зритель рискует быть не только свидетелем их едкого сарказма, но его объектом)))

если уж о грамматике заговорили, то "грамАтические" - будет правильней wink

drei_Kameraden
  • Кинокритик
  • Sun, 18 Sep 2011 22:02:03 +0400
TWELVE писал:

если уж о грамматике заговорили, то "грамАтические" - будет правильней wink

Ты мне не указ) русский - не твой родной язык wink

TWELVE
  • Кинокритик
  • Sun, 18 Sep 2011 23:40:50 +0400
UserZero писал:

Ты мне не указ) русский - не твой родной язык wink

у правды нет национальной принадлежности и/или языковых барьеров)
так что это синхрофазатрон)))

drei_Kameraden
  • Кинокритик
  • Mon, 19 Sep 2011 00:04:48 +0400
TWELVE писал:

у правды нет национальной принадлежности и/или языковых барьеров)
так что это синхрофазатрон)))

как и граммотические - это была ирония) я кошу (косю) по братьев Коэнов. какбэ стебусь lolчитай переписку ниже в этой ветке

NIKI60
  • Кинокритик
  • Mon, 19 Sep 2011 01:56:06 +0400
UserZero писал:

Я посмотрел фильм. Позволю себе оставить отзыв, да не сочтет автор рецензии это "личным наездом" mrgreen
Рецензия несостоятельна. Даже если не брать во внимание граммотические и стилистических огрехи. По сути она представляет собой не очень грамотное и стройное изложение того, что увидел автор на экране. Но все это описание крайне слабо наделено смыслом, т.к. автор на полном серьезе повествует о событиях сюжета, которые являются диким необузданным стебом, издевкой. Еще нелепее на этом фоне выглядят последующие выводы автора)))

"Козырная карта" автора рецы - метафора об "авторе и народе" также не особо добавляет очков рецензии. И не потому что не имеет место быть (копаться в скрытых смыслах не возброняется, хотя у Коэнов - дело это неблагодарное ). А все по той же причине: попытке автора разложить по полочкам "нерозложимое"

Короче, автор: ты единожды смотрел фильм? Про себя могу сказать, что мне для рецензии на него показалось мало не только неоднократно его посмотреть, но и вообще моя эрудированность в кино на данный момент. Крайне многоплановый фильм. Требующий нестандартный подход.

PS. Особенность творчества Коэнов в том, что зритель рискует быть не только свидетелем их едкого сарказма, но его объектом)))

Извиняюсь, что так долго не отвечал, но мы в семейном кругу смотрели мультсериал про "Аватара" (сейчас мне от Билета достанется).
___________________
Я понял твою позицию. Она не есть нова. Про стеб в этом фильме на КК говорили http://www.kinokopilka.tv/movies/5799-barton-fink. Ну ладно, дело не в этом, кто там первый что сказал.

Пойдем по пунктам:
_____________________
1. Основой моей рецензии стало то, что есть основой данного фильма - взаимоотношение Автора и Народа Ты это признаешь (уже хорошо), но говоришь, что нету смысла это выделать, поскольку нельзя разложить по полочкам "нерозложимое". Мой тебе ответ: ты очень сильно ошибся изначально в своих суждениях, после прочтения рецензии. Я ничего по полочкам не раскладываю. Наоборот, я собрал воедино кусочки целой истории, что произошла с Бартоном Финком. Зачем я это сделал: в Коэновских фильмах всегда есть основа, определенная жизненная история, что случается с главным героем. Если ты думаешь, что понять эту историю легко (проламываясь среди скрытых подтекстов и ответвлений в сторону), то ты очень сильно ошибаешься. Но понимание её это уже первый шаг к пониманию фильмов этих режиссеров (вот почему разложение по полочкам тут не подходит). Конкретные примеры или цитаты, что я привел в обоснование этой истории - доказательства её существования, но не разложение по полочкам. Ты согласился - это история имеет место быть. Посему с индукцией закончим.
______________________
2. Давай поговорим теперь о стебе. Зачем мы собрали воедино жизненную историю. Для нас это конструкция, на которую мы можем нанизывать свои версии, используя как раз образные выражения, что мы увидели в фильме и развитие сюжета. Ты говоришь о стебе, но для меня он не совсем подходит. Я мог бы конечно обратить твоё внимание, что в реце я упоминал про пафос Автора, его важничанье, про сатирическое изображение творческого процесса. Но не буду. Я наведу другой пример, который прошел мимо тебя еще в начале фильма (кстати, из-за этого и заварился весь сыр-бор). Финк талантливый драматург, но в каком смысле он талантлив: его утонченное мировосприятие жизни простого народа, которое выразилось в театральной постановке имело колоссальный успех на Бродвее. Но вот создание чего-то банального, банального киносценария для не ахти какого фильма не прокатило. Продюсер Липник сам замечает - "мы не сразу собираемся завоёвывать мир". Вот если бы Финк был полной бездарностью, тогда это уже был бы стеб. Зато режиссеры всласть оттянулись высмеивая делков из кинобизнеса (одно целование сапога чего стоит). Но голливудская часть это приложение к основной истории, поэтому её на первое место я не выношу. Мало того - по хронометражу фильм больше уделяет внимание Финку и Медоузу, нежели Голливуду. Поэтому снова возвращаемся к творческой личности.
________________________
3. Теперь по мелочам: а) рецензия "представляет собой не очень грамотное и стройное изложение того, что увидел автор на экране". Ну извините, всем не угодишь. Покуда не приводил примеры и цитаты - реца сумбурная, соответственно минус. Как только их привел - нестройный пересказ сюжета. Вы уж разберитесь, что вам нужно. Тут сделаю одну ремарку: в фильмах, которые построены на догадках без определенных спойлеров при написании рецы не обойтись; б) "...автор: ты единожды смотрел фильм?" Два раза.
__________________________
4. Если все-таки фильм пародия, стеб, то как ты объяснишь его концовку? Как подведешь увиденное под свою версию фильма? На этот вопрос я бы очень желал получить ответ!
_________________________
5. P.S. Спасибо за конструктивный диспут, что не переходит на личности.

Добавить комментарий