Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Chevaist thumb
8/10

Эх, Люся, Люся… (с)

Рецензия на фильм «Люси»

24500 thumb

Бессон снова снял «свое» кино. Не любит он работать по канонам, лекалам и формочкам. Подравнивает икебану топором, выходит за края полотна, рисует на полях тетрадей, сажает фикусы в саду камней. Он из тех ребят, которые могут позволить себе побаловаться, как Родригес или Тарантино, и с удовольствием этим занимается. Да посмотреть на его фильмографию - странность на странности сидит и странностью погоняет. Вот и этот фильм попал под раздачу критиков, которые начали скрупулезно разбирать его идейную, философскую и научную

составляющую. Можно ли назвать «Б-52» ужасной «Кровавой Мэри», в которой мало водки и слишком много ликера,  а томатного сока вообще нет? Можно! А еще можно носить воду решетом, но нужно ли? Пресловутые вставки из Animal Planet или «В мире животных» вообще невозможно рассматривать как попытку серьезного научного наезда на зрителя, как и участие «Щаз все разъясню» Моргана Фримена, веснушку в студию! Фильм простой и однозначный, с несколькими красиво и сочно преподнесенными прописными истинами, но многие с энтузиазмом включают серьезность и начинают обсуждать провисания философской части, нелогичность действий персонажей и так далее. А может, я неправ, и есть в этом что-то? Надо бы попробовать! Сейчас, напрягусь, достану свой микроскоп, выверну серьезность на максимум. Бармен! Где мой «Б-52», у меня решето пересохло!

10% Мы видим героиню, и не симпатизируем ей. Таких полно в каждом клубе, для них придумано множество метких обидных терминов. Она полна недостатков. Доверчивость, порочность, безрассудность, недалекость. Со всем суповым набором человеческих свойств, мы такие разные - смелые и решительные или трусливые и забитые. Глупые и умные, красивые и уродливые. Все эти ярлыки появляются от нашей ограниченности. Чем больше человек ставит для себя рамок, глубже загоняет в шаблоны, тем ему удобнее. Стандарты красоты, морали, нравственности, религии, политического и общественного строя. Меры веса, длины, объема, времени. Все для удобства простоты мышления. Но просто – это хорошо? И так ли тогда плоха Люси – типичный продукт нашего общества потребления. Общества мер, стандартов и рамок.

11 - 20% Бессон швыряет нам в лицо простой факт. В нашем мире, наличие силы почти всегда порождает насилие, исходящее от ее носителя, либо по отношению к нему от тех, кто его боится. Наличие возможности насилия уже является мощнейшим катализатором для его осуществления. Неудивительно, что разум Люси, находящийся на пороге между состоянием «человек» и «сверхчеловек» находит вполне закономерный вариант в применении полученной силы против обидчиков. Так что, наличие боевых сцен в фильме абсолютно оправдано его сюжетом и смысловым наполнением. Необратимый для героини процесс начинается…

30 - 50% Люси звонит матери. Это граница, после которой термин «человек» начинает терять смысл. Каковы чувства существа, стоящего на следующей ступени эволюции? Любовь, ненависть и прочее - что все это для того, кто мыслит на ином уровне. Мы уже почти не ассоциируем образ Люси с девушкой, которая предстала перед  нами в начале фильма. Хорошо это или плохо - как определить? Для ее родителей – вероятно, плохо. А для нее? После этого «преображения», Люси уже не человек. Не «Homo sapiens», скорее  «Homo superior». А это значит, она вышла за рамки, в которые мы с вами себя загнали, и они для нее - не больше чем набор данных. И понятий «хорошо» и «плохо» больше нет, как нет моральных установок и прочей шелухи человечества. Есть понятия практичности, причинно-следственные связи.

50 - 99% Люси действует как компьютер. У нее есть определенные параметры быстродействия, базы данных и предел прочности ее тела, то есть физического носителя. Она  ставит себе цели и идет к ним, используя доступные средства. И при этом еще пытается держаться за хоть какую-то эмоциональную связь с людьми. Возможно, чтобы ее установки не потеряли в определенный момент смысла. Чтобы успеть раньше, чем судьба человечества станет для нее абсолютно безразличной, как для представителя иной формы жизни, чуждой нашему восприятию. Ни о каких чувствах и эмоциональной актерской игре здесь речи уже быть не может.

100% Что там, за гранью? Не достигнув ее, мы никогда об этом не узнаем. Бессон предлагает свой вариант. У него субъективный взгляд, он может жертвовать научными фактами и достоверностью в угоду стилю. Но как же приятно вместе с ним ровнять икебану топором, выходить за края полотна, рисовать на полях тетрадей и сажать фикусы в саду камней.

Есть ли в фильме все перечисленное, или это исключительно фантазии мозга, переключенного в режим поиска философской мысли? Все как всегда зависит от угла зрения. А теперь можно смело отложить микроскоп с решетом, убавить серьезность до приемлемого уровня и отставить в сторону пустой стакан. Так что же это было – «Б-52» или «Кровавая Мэри»? Судя по комментариям и спорам - точно не пресная вода.

 

А теперь минутка плагиата или "Жан, дай попользоваться, а?"

P.S. Некоторые любят погорячее

 

@ Thu, 13 Nov 2014 10:45:50 +0300

Комментарии к рецензии (118)

Chevaist
  • Киноакадемик
  • Thu, 13 Nov 2014 16:23:41 +0300

О, минус, минус появился))) Загадал, кто, ждем!!!! mrgreen

rozadavletova

+
Чегой-то многовато для Люси ))

DIONIS08
  • Кинокритик
  • Thu, 13 Nov 2014 20:04:08 +0300
Chevaist писал:

А может быть, это не упадок, а всего лишь другой уровень, который мы не можем понять, так как зациклены на своем собственном понимании моральных установок?))Приведу свою любимую цитату про мораль "Моральный – соответствующий местному и изменчивому представлению о том, что хорошо и что плохо. Отвечающий всеобщему понятию о выгоде." (с) Только выгода эта изменчива, что мы прекрасно видим благодаря новостям.

Я пытался середину рецензии сделать как можно более сухой и канцелярской специально, надеюсь не переборщил. На самом деле спотыкаюсь на терминологии, обычно перечитывания спасают но иногда просто взгляд замыливается и остаются шероховатости smile

А это как раз зря: текст должен быть написан в едином стиле, иначе получите "смешенье языков: французского с нижегородским" wink

Что ж, тогда можете считать меня ретроградомsmile Хотя и отрицание морали - не изобретение 21 века, а скорее шаг к регрессу: еще просветители пытались от нее отказаться и в теории, и на практике. Вспомнить Дидро, у которого "мораль - смотри нравственность, нравственность - смотри мораль". Мораль, как ни крути, инструмент общества, а ее отсутствие напрямую ведет к революции. Свобода в рамках не цивилизованного общества вырастает в анархию...

Я, конечно, не большой знаток Люка Бессона, но, как мне показалось, в фильме как раз показан пагубный эффект этой цивилизации и отсутствия морали. Наркотики, освобождая наше сознание и выводя за пределы возможностей, одновременно освобождают и нашу животную сущность, естество, которые изображены в кадрах, наложенных параллельным монтажом. Человек - он существо социальное и без привычных ограничений превращается в дикого зверя, движимого инстинктами: убийства, насилие - все это не что иное, как последствия слишком "продвинутого общества", которое отказывается от морали и начинает действовать во вред себе, неизбежно приходя к саморазрушению. Разве не основная глобальная проблема цивилизации затронута Бессоном прежде всего? И нужен ли такой совершенный интеллект с его преодолением "шелухи человечества"?

Chevaist
  • Киноакадемик
  • Thu, 13 Nov 2014 20:35:09 +0300
fairyvendy писал:

А это как раз зря: текст должен быть написан в едином стиле, иначе получите "смешенье языков: французского с нижегородским" wink

Что ж, тогда можете считать меня ретроградомsmile Хотя и отрицание морали - не изобретение 21 века, а скорее шаг к регрессу: еще просветители пытались от нее отказаться и в теории, и на практике. Вспомнить Дидро, у которого "мораль - смотри нравственность, нравственность - смотри мораль". Мораль, как ни крути, инструмент общества, а ее отсутствие напрямую ведет к революции. Свобода в рамках не цивилизованного общества вырастает в анархию...

Я, конечно, не большой знаток Люка Бессона, но, как мне показалось, в фильме как раз показан пагубный эффект этой цивилизации и отсутствия морали. Наркотики, освобождая наше сознание и выводя за пределы возможностей, одновременно освобождают и нашу животную сущность, естество, которые изображены в кадрах, наложенных параллельным монтажом. Человек - он существо социальное и без привычных ограничений превращается в дикого зверя, движимого инстинктами: убийства, насилие - все это не что иное, как последствия слишком "продвинутого общества", которое отказывается от морали и начинает действовать во вред себе, неизбежно приходя к саморазрушению. Разве не основная глобальная проблема цивилизации затронута Бессоном прежде всего? И нужен ли такой совершенный интеллект с его преодолением "шелухи человечества"?

Мораль это также уникальный инструмент, с помощью которого еще и воевать удобно. Как идеология, религия и другие) Объяви чужую мораль вне закона и можешь смело давить этот народ, он же аморален)) Есть еще хорошие слова об этом "Я не думаю, что такая вещь, как мораль, на самом деле существует. По-моему, это человеческое изобретение, понадобившееся для того, чтобы легче было управлять народом. Ценности, этика, правовые нормы — все это придумал человек, и все эти штуки, в общем, и сцепляются в некую малопонятную сущность под названием «мораль»." А касательно фильма - в том то и дело, что в этом случае не Люси людям не нужна, а люди ей не нужны) Мы ведь не обращаем внимания на копошащихся под ногами муравьев, хотя там у них внизу социальная структура, войны, размножение. Так что в фильме можно назвать чудом то, что в конце люди ей не стали пофигу и она еще и наследие им оставила, а скорее всего и приглядывать осталась. smile

Chevaist
  • Киноакадемик
  • Thu, 13 Nov 2014 20:35:45 +0300
РозАЛекС писал:

+
Чегой-то многовато для Люси ))

Я поставил такую оценку потому что получил то, что ждал)))

DIONIS08
  • Кинокритик
  • Thu, 13 Nov 2014 20:57:36 +0300
Chevaist писал:

Мораль это также уникальный инструмент, с помощью которого еще и воевать удобно. Как идеология, религия и другие) Объяви чужую мораль вне закона и можешь смело давить этот народ, он же аморален)) Есть еще хорошие слова об этом "Я не думаю, что такая вещь, как мораль, на самом деле существует. По-моему, это человеческое изобретение, понадобившееся для того, чтобы легче было управлять народом. Ценности, этика, правовые нормы — все это придумал человек, и все эти штуки, в общем, и сцепляются в некую малопонятную сущность под названием «мораль»." А касательно фильма - в том то и дело, что в этом случае не Люси людям не нужна, а люди ей не нужны) Мы ведь не обращаем внимания на копошащихся под ногами муравьев, хотя там у них внизу социальная структура, войны, размножение. Так что в фильме можно назвать чудом то, что в конце люди ей не стали пофигу и она еще и наследие им оставила, а скорее всего и приглядывать осталась. smile

А вы считаете, что народом управлять необязательно? Анархист? biggrin

Согласна, но вы в данном споре принимает сторону Люси, однако, появись такая "Люси" сейчас, сомневаюсь, что вы бы сохранили свое мнение неизменным. Кому понравится быть муравьишкой под ее, пусть даже красивой и элегантной ножкой? Про вселенский, неземной разум снимали и снимают очень много, одна из популярнейших тем научной фантастики. Вон, то же "Превосходство" или "Симона" (сродни Люси) и все они плохо заканчиваются. Везде творение поглощает или уничтожает своего создателя. Проблему можно рассматривать и шире: человек - творение природы (или Бога, кому как угодно), и он ее разрушает. В этом плане, "Люси" - сказка с хэпи-эндом.

А от пресловутого чувства превосходства и желания подчинить себе мир сейчас, как, собственно, и всегда, очень много проблем... Наверное, поэтому тема так популярна и животрепещуща. Только вот мозгов у "поработителей", увы, не прибавляется confused

alexjopa
  • Р.Модератор
  • Thu, 13 Nov 2014 21:00:02 +0300

Первое. Никакого упадка морали нет. Скорее наоборот. Сравнивая мировые ценности в 70-е и текущие, можно точно сказать, что мораль наоборот стала жестче. Если сравнивать наш регион, можно сравнить с 90-ми, например. если хотите болше перспективы - сравните с обществом 17-го века или средневековьем.

Второе. Мораль рождена системой ценностей и ограничений нашего разума. Разумность что человека 10-го века, что 21-го +- одинакова, разнится лишь знания и навыки. Оттого мораль в идеальном понимании осталась на уровне. Не убий, не укради и пр. Однако люди есть люди. Был и Джек Потрошитель и Чикатилло. Дикари едят других людей из-за ИНОЙ морали. Они так силу получают. Если Люси таки узнала, что смерть действительно не имеет значения... а почему не убить, если это самый простой вариант?

Другой вопрос, что она несколько раз пощадила кучу бандитов, что в итоге почти вылезло боком. Не думаю, что она не могла этого просчитать. Вопрос "Зачем?" остается открыт.

rozadavletova
Chevaist писал:

Я поставил такую оценку потому что получил то, что ждал)))

Не, я на оценки особого внимания не обращаю в рецензиях - сугубо личное дело каждого. Рассуждений Ваших, на мой взгляд, многовато wink

Chevaist
  • Киноакадемик
  • Thu, 13 Nov 2014 21:33:56 +0300
ahahala писал:

Первое. Никакого упадка морали нет. Скорее наоборот. Сравнивая мировые ценности в 70-е и текущие, можно точно сказать, что мораль наоборот стала жестче. Если сравнивать наш регион, можно сравнить с 90-ми, например. если хотите болше перспективы - сравните с обществом 17-го века или средневековьем.

Второе. Мораль рождена системой ценностей и ограничений нашего разума. Разумность что человека 10-го века, что 21-го +- одинакова, разнится лишь знания и навыки. Оттого мораль в идеальном понимании осталась на уровне. Не убий, не укради и пр. Однако люди есть люди. Был и Джек Потрошитель и Чикатилло. Дикари едят других людей из-за ИНОЙ морали. Они так силу получают. Если Люси таки узнала, что смерть действительно не имеет значения... а почему не убить, если это самый простой вариант?

Другой вопрос, что она несколько раз пощадила кучу бандитов, что в итоге почти вылезло боком. Не думаю, что она не могла этого просчитать. Вопрос "Зачем?" остается открыт.

Согласен, с этой точки зрения то, что она оставила в живых бандитов в больнице, например, это странно. Может быть, она как раз просчитала все настолько что знала, что все проблемы, которые они доставят - ничего не значат в итоге? Ведь по сути дела они доставляли проблемы не ей, а людям - полиции, ученым, да и то не ключевым.

rozadavletova

А может с людишками она решает проблемы по мере поступления - "здесь и сейчас"? mrgreen

Добавить комментарий