Как о самом Д. Аронофски, так и о его работах сказано многое. Но для меня всегда оставалось неизменным убеждение в том, что это режиссер, который в лучших своих картинах достиг феноменальной выразительной точности, гармонии между красками видимого и мощным звучанием эмоций и мыслей, облекаемых в тонкий многоцветный шелк музыки. Эти ленты обращаются к нам не словом, и потому говорят именно с нашей душой. Фабула и мораль вторичны, важны ощущения. Они и есть истинный сюжет, истинное лицо с множеством мимических оттенков. Каждый кадр –
мельчайшее движение на этом лице, каждая минута – упругий, готовый сжаться нерв, вечный поиск. Эти лучшие его фильмы звучны и объемны, постигнуть их и легко и невозможно. Они гипнотизируют тех, кто видит весь танец и переплетение красок – музыкальных, зрительных, эмоциональных. Работы эти сродни пейзажам Моне.
Рядом мы видим еще одну картину, которой режиссер хотел, возможно, показать мучительное противостояние личности истинной и мнимой, их взаимную обратимость и обреченность на совместную жизнь. Речь не о раздвоении, а о постоянной и стремительной изменчивости. О том, что Пушкин и Есенин назвали «черным человеком», а Высоцкий – « вторым Я». И везде этот человек не двойник, – он враг.
Если это так, то возникают противоречия и вопросы. В начале фильма мы видим мечту, мечту, которой с восторгом и волнением упивается Нина (Н. Портман). Это не просто сновидение, это, в понимании Аронофски, конечная цель, состоящая в цельности героини, отсутствии мнимых и реальных оков. Поначалу Нина тревожна, но затем наступает вспышка, приятие победы над собой, наслаждение совершенством.
Теперь, согласно логике, должен быть показан поистине драматичный и тернистый путь к этой кульминационной точке борьбы. Мы видим пока что достаточно тонкие аллегорические намеки на душевное состояние танцовщицы. Встречи с двойниками, порезы на плече, все более и более нагнетаемое волнение. Первое подозрение вызывает внезапный переход на «балетные интриги», а созерцая актерскую
игру «солисток», попадаешь как бы в молодежный сериал. В значительной мере это определение относится и к игре М. Кунис. Все больше настораживают реплики Тома (В. Кассель) – «ты сможешь, отпусти себя».
Первое грубое упущение – это глупое смещение акцента в сторону простой закомплексованности, хрупкости и скромности героини как причины происходящих с ней провалов сознания и все более сильных галлюцинаций. Тогда цвет сюжета либо неуместен, либо нелеп. Первое являет собой слабую и нелогичную взаимосвязь всех этих разнородных видений с простым комплексом неполноценности. Да и факторы давления на личность балерины никак нельзя назвать разрушительными. Второе и худшее из двух – отсутствие в картине магнетической сложной личности, природа которой есть пребывание на грани безумия и отчаянная схватка с целью собрать себя воедино.
Далее следует череда плохо вплетенных в картину эротических видений и сцен, истерик, разбавленных грамотно и со вкусом поставленной балетной хореографией. Комично выглядят галлюцинации о буквальном перерождении в черную лебедь, сцена со сросшимися пальцами ног вызывает улыбку, превращение рук в крылья во время танца – легкий смех. Картина не является сильной настоящей драмой, а немалая часть использованных в ней метафор – пошлы и неуместны. Это небольшой набор блеклых, разрозненных отрезков, которые очевидно не выстраиваются в красивую линию.
Кульминация ленты – драка в гримерной с мнимой соперницей. Этот эпизод либо смягчен, либо не доработан. Но склониться стоит все же в сторону второго, так как происходящее в нем отрицает идею о губительной болезненной одержимости и оставляет лишь желание себя преодолеть и раскрыться, ведь на некоторое время Нина видит саму себя. Слишком все бездыханно, особенно после того, как обнаруживается ранение зеркалом (предсказуемый и ненужный ход).
Даже красивая гибель со словами о совершенстве не вызывает никакого душевного резонанса, поскольку все уже испорчено многочисленными «недоделками». Гармоничная, но не броская игра актеров, как всегда лаконичный сценарий, хороший монтаж, но трагична и сильна здесь лишь музыка. В ней все и растворяется, не оставив и следа.
Посвящается Сюн.
Поставлю плюс за красивый слог или как это у вас называется. (за стилистику меня загнобили, а тут должны будут хвалить по логике вещей )
Мне кажется, что если тебе посмотреть фильм с позиции психолога или "оценщика человеческого поведения", то это будет совсем другой фильм, который заслужит твоего внимания.
Либо сделай проще - "отпусти себя" и просто смотри фильм
Поздравляю с ярким дебютом!
Я тоже не считаю "Черного лебедя" шедевром, здесь он
в сдержанных красках повторил схему своего первого черно-белого
фильма о творческом безумии - "Пи".
Спасибо за поздравления.
ооо, вот это мне очень понравилось))
Немного подредактировала грамматику.
И спасибо! Отличная рецензия, полностью раскрывающая
и мое впечатление о фильме )
Немного подредактировала грамматику.
И спасибо! Отличная рецензия, полностью раскрывающая
и мое впечатление о фильме )
Спасибо),
пунктуацию обяз. повторю.
А мне как-то не очень понравилось. Начало было интригующее, но затем.... Слишком много слов: плохо, глупо, грубо. В общем, слабенько, не смотря на попытки создать "импрессионистский" текст. Поставлю,пожалуй, минус. По крайней мере, не молча.
А мне как-то не очень понравилось. Начало было интригующее, но затем.... Слишком много слов: плохо, глупо, грубо. В общем, слабенько, не смотря на попытки создать "импрессионистский" текст. Поставлю,пожалуй, минус. По крайней мере, не молча.
Я стремился дать как можно более объективный анализ.
Если слова "в обшем слабенько" относятся к этому, то спасибо за критику).
Попыток создать "импрессионистский" текст я не делал, поверьте.
Слова глупо, грубо и т. д. - просто оценка отдельных метафор, сцен, эпизодов.
А если вы имели ввиду тавтологию, то позволю категорически не согласиться.
Словесный окрас рецензии - это реакция на недоработанность ленты.
Благодарю за ваше мнение. Скажите, понравился ли вам этот фильм?
Рецензия акцентируется на недоработочках. Но я бы посоветовал рецензентам вообще этой темы никогда не касаться. Конкретная рецензия это отлично иллюстрирует.
Рецензия акцентируется на недоработочках. Но я бы посоветовал рецензентам вообще этой темы никогда не касаться. Конкретная рецензия это отлично иллюстрирует.
Рецензия обязана отображать объективную реальность.
Если вы не удосужились заметить, во втором абзаце четко приведена режиссерская цель,
преследуемая в данном фильме(на мой взгляд, конечно),
а выше описан стиль, в котором Аронофски создал свои лучшие картины.
Рецензия - это как можно более глубокий анализ,
и жанр этот подразумевает максимум критики(обоснованной и умной).
А просто бессвязный набор впечатлений - это не рецензия, ув. ThomasRim.
Так что если впредь вам захочется высказаться, говорите по существу.