Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Dafafa13 thumb
6/10

Иллюзорный объем

Рецензия на фильм «Черный лебедь»

8812 thumb

Как о самом Д. Аронофски, так и о его работах сказано многое. Но для меня всегда оставалось неизменным убеждение в том, что это режиссер, который в лучших своих картинах достиг феноменальной выразительной точности, гармонии между красками видимого и мощным звучанием эмоций и мыслей, облекаемых в тонкий многоцветный шелк музыки. Эти ленты обращаются к нам не словом,  и потому говорят именно с нашей душой. Фабула и мораль вторичны, важны ощущения. Они и есть истинный сюжет, истинное лицо с множеством мимических оттенков. Каждый кадр –

мельчайшее движение на этом лице, каждая минута – упругий, готовый сжаться нерв, вечный поиск. Эти лучшие его фильмы звучны и объемны, постигнуть их и легко и невозможно. Они гипнотизируют тех, кто видит весь танец и переплетение красок – музыкальных, зрительных, эмоциональных. Работы эти сродни пейзажам Моне.

Рядом мы видим еще одну картину, которой режиссер хотел, возможно, показать мучительное противостояние личности истинной и мнимой, их взаимную обратимость и обреченность на совместную жизнь. Речь не о раздвоении, а о постоянной и стремительной изменчивости. О том, что Пушкин и Есенин назвали «черным человеком», а Высоцкий – « вторым Я». И везде этот человек не двойник, – он враг.
 
Если это так, то возникают противоречия и вопросы. В начале фильма мы видим мечту, мечту, которой с восторгом и волнением упивается  Нина (Н. Портман). Это не просто сновидение, это, в понимании Аронофски,  конечная цель, состоящая в цельности героини, отсутствии мнимых и реальных  оков. Поначалу Нина тревожна, но затем наступает вспышка, приятие победы над собой, наслаждение совершенством.

Теперь, согласно логике, должен быть показан поистине драматичный и тернистый путь к этой кульминационной точке борьбы. Мы видим пока что достаточно тонкие аллегорические  намеки на душевное состояние танцовщицы. Встречи с двойниками, порезы на плече, все более и более нагнетаемое волнение. Первое подозрение вызывает внезапный переход на «балетные интриги», а созерцая актерскую
игру «солисток», попадаешь как бы в молодежный сериал. В значительной  мере это определение относится и к игре М. Кунис. Все больше настораживают реплики Тома (В. Кассель) – «ты сможешь, отпусти себя».

Первое грубое упущение – это глупое смещение акцента в сторону простой закомплексованности, хрупкости и скромности героини как причины происходящих с ней провалов сознания и все более сильных галлюцинаций. Тогда цвет сюжета либо неуместен, либо нелеп. Первое являет собой слабую и нелогичную взаимосвязь всех этих разнородных видений с простым комплексом неполноценности. Да и факторы давления на личность балерины никак нельзя назвать разрушительными. Второе и худшее из двух – отсутствие в картине магнетической сложной личности, природа которой есть пребывание на грани безумия и отчаянная схватка с целью собрать себя воедино.

Далее следует череда плохо вплетенных в картину эротических видений и сцен, истерик, разбавленных грамотно и со вкусом поставленной балетной хореографией. Комично выглядят галлюцинации о буквальном перерождении в черную лебедь, сцена со сросшимися пальцами ног вызывает улыбку, превращение рук в крылья во время танца – легкий смех. Картина не является сильной настоящей драмой, а немалая часть использованных в ней метафор – пошлы и неуместны. Это небольшой набор блеклых,  разрозненных отрезков, которые очевидно не выстраиваются в красивую линию.  

Кульминация ленты – драка в гримерной с мнимой соперницей. Этот эпизод либо смягчен, либо не доработан. Но склониться стоит все же в сторону второго, так как происходящее в нем отрицает идею о губительной болезненной одержимости и оставляет лишь желание себя преодолеть и раскрыться, ведь на некоторое время Нина видит саму себя. Слишком все бездыханно, особенно после того, как обнаруживается ранение зеркалом (предсказуемый и ненужный ход).

Даже красивая гибель со словами о совершенстве не вызывает никакого душевного резонанса, поскольку все уже испорчено многочисленными «недоделками». Гармоничная, но не броская игра актеров, как всегда лаконичный сценарий, хороший монтаж, но трагична и сильна здесь лишь музыка. В ней все и растворяется, не оставив и следа.

Посвящается Сюн.

@ Tue, 15 Mar 2011 02:59:38 +0300

Комментарии к рецензии (83)

AZZYMUT
  • Киноакадемик
  • Tue, 15 Mar 2011 23:16:45 +0300

Извините, не могу удержаться. Во это:"...но ажиотаж спадет, imdb за пару-тройку лет спустится к куда более честной 7-ке, и зритель хотя бы самому себе признается, что в этой ленте нет ничего, кроме совершенно неподходящей музыки, смазанной (если не сказать провальной) сцены танца, желтоглазой Портман и огромного разочарования от дурацкого финала (ну ейжеей! хотя бы финал можно было подать вкусно и со смаком, не как тут" (Дэс).
Вот ЭТО - про "совершенно неподходящую музыку" - милейший! Это Чайковский, если вы забыли! Лебединое озеро ваще-то! Там лебеди и все такое... mrgreen Или вы что-то другое имели в виду?

dafafa13
  • Кинокритик
  • Tue, 15 Mar 2011 23:33:44 +0300
ThomasRim писал:

Что утрирую? Что вы неправильно определили кульминацию? Что видения героини вам кажутся комичными? Что балерина будет смотреться неестественно, будь она магнитически сложной личностью? Что драка в гримерке не стала адской вакханалией духовного разлома, потрму что это все же гримуборная?Я-то понимаю, что вы, быть может, для себя все расписали, но в тексте (об этом не только я писал) многое не поясняется и выглядит просто мнением автора. Впрочем, как хотите. Право забить на мое мнение вы честно себе заработали (полирует табличку рукавом))

Кульминационной считаю именно эту сцену,
а финальное выступление - лишь развязка.

(да, можно на ты)

Комичными(уже подчеркивал) считаю лишь сцены
с буквальным преображением в лебедя.

И кто тут не утрирует и не перекручивает?
Сим завершаю эту полемику,
т.к. все сказанное тебе прошло мимо кассы.
Воспользуйся правом несогласия и нажми уже на кнопку.

ThomasRim
  • Киновед
  • Tue, 15 Mar 2011 23:56:17 +0300
dafafa13 писал:

Кульминационной считаю именно эту сцену,
а финальное выступление - лишь развязка.

(да, можно на ты)

Комичными(уже подчеркивал) считаю лишь сцены
с буквальным преображением в лебедя.

И кто тут не утрирует и не перекручивает?
Сим завершаю эту полемику,
т.к. все сказанное тебе прошло мимо кассы.
Воспользуйся правом несогласия и нажми уже на кнопку.

Какая разница, что ты считаешь? У любого произведения есть конкретная драматургическая композиция)) и я уверяю (не бывает развязок до разрешения основного конфликта), что развязка - это падение Нины со сцены. И вообще, ты больно много "считаешь", но не решаешь нужным объяснить читателю)

Остальные куски моей критики ты тупо вырезал, потому что они кажутся тебе то утрированными, то не подходящими к твоей рецензии. Причем ты радостно кружишься в танце с троллями, прилагающими все усилия, чтобы сделать свое дело в конкретную дискуссию, но не считаешь нужным объяснить мне, серому и тупому, какой логикой ты руководствовался при написании конкретных абзацев. Слушай, а не тролль случайно?

То, что тебе все надоели, не может постулировать твою правоту. Ты что, реально не видишь, что отдельные куски твоей рецензии нуждаются в аргументации? Хватит уже мучительно корчиться при одном моем слове, а то больше смахивает на банальную трусость.

DEAT4H
  • Киновед
  • Wed, 16 Mar 2011 00:06:11 +0300
AZZYMUT писал:

Извините, не могу удержаться. Во это:"...но ажиотаж спадет, imdb за пару-тройку лет спустится к куда более честной 7-ке, и зритель хотя бы самому себе признается, что в этой ленте нет ничего, кроме совершенно неподходящей музыки, смазанной (если не сказать провальной) сцены танца, желтоглазой Портман и огромного разочарования от дурацкого финала (ну ейжеей! хотя бы финал можно было подать вкусно и со смаком, не как тут" (Дэс).
Вот ЭТО - про "совершенно неподходящую музыку" - милейший! Это Чайковский, если вы забыли! Лебединое озеро ваще-то! Там лебеди и все такое... mrgreen Или вы что-то другое имели в виду?

вот именно! Чайковский! с фильмом - совсем в другом полюсе! другое настроение, другое.. все.
пересмотрите еще раз сцену превращения в черного лебедя. великолепный графический стиль, виртуозный оператор, рихтующий паршивенькое исполнение танца. просто прекрасная визуальная работа.
накладываем музыку и получаем.. пшик. мурашка не побежала - фильм можно хоронить. только за то, что в эту самую кульминационную сцену, к которой нас подводили целых полтора часа, по спине не бежит мурашка, ленту можно сразу же предавать анафеме. ведь это как секс без оргазма - занятие более, чем сомнительное.
и виноват в этом именно композитор, не догадавшийся органично вплести в классическую музыку каких-нибудь подходяще-смачных эмбиентов и ударных, что смогли бы добить нервные узлы зрителей.
ну да и бог с ним, с финалом. нигде, ну вообще ни разу музыка здесь не прозвучала *в тему*, в тон картине. все равно что наложить симфонии Баха на каких-нибудь "Плохих парней 2" Майкла Бэя - и получится, что задорный, юморной и в целом здоровский боевик едва ли кто-то сможет досмотреть до конца - разве что в прикованном состоянии того парня из "Заводного апельсина" )

dafafa13
  • Кинокритик
  • Wed, 16 Mar 2011 00:26:38 +0300
Дэс писал:

вот именно! Чайковский! с фильмом - совсем в другом полюсе! другое настроение, другое.. все.
пересмотрите еще раз сцену превращения в черного лебедя. великолепный графический стиль, виртуозный оператор, рихтующий паршивенькое исполнение танца. просто прекрасная визуальная работа.
накладываем музыку и получаем.. пшик. мурашка не побежала - фильм можно хоронить. только за то, что в эту самую кульминационную сцену, к которой нас подводили целых полтора часа, по спине не бежит мурашка, ленту можно сразу же предавать анафеме. ведь это как секс без оргазма - занятие более, чем сомнительное.
и виноват в этом именно композитор, не догадавшийся органично вплести в классическую музыку каких-нибудь подходяще-смачных эмбиентов и ударных, что смогли бы добить нервные узлы зрителей.
ну да и бог с ним, с финалом. нигде, ну вообще ни разу музыка здесь не прозвучала *в тему*, в тон картине. все равно что наложить симфонии Баха на каких-нибудь "Плохих парней 2" Майкла Бэя - и получится, что задорный, юморной и в целом здоровский боевик едва ли кто-то сможет досмотреть до конца - разве что в прикованном состоянии того парня из "Заводного апельсина" )

А камеру во время танцев все время крутили в противоход,
видимо динамики хотели придать.

NIKI60
  • Кинокритик
  • Wed, 16 Mar 2011 01:37:42 +0300
dafafa13 писал:

Имелось ввиду то, что балерина перерождается плавно,
а эта ее иная ипостась не есть другая личность(отсюда мнимость). Это скорее состояние,
в которое приходит душа героини, но эта душа не расколота надвое.
Под изменчивостью я понимал эти переходы,
которые происходят по принципу маятника.
Про "видит саму себя" - это не метафора; в фильме
во время борьбы в гримерной Нина в буквальном смысле
видит галлюцинацию в виде себя самой.
Сложная личность - это личность не раздробленная, а многогранная,
непростая(я сложный человек к примеру).
"Собрать воедино" в конкретном контексте -
это прекратить душевные муки, и обрести "почву под ногами".

Правда вот сам фильм вышел посредственным.

Все-таки я не совсем согласен с Вами. Если то, что происходит с Ниной работает по "принципу маятника", то это подразумевает наличие явных и скрытых качеств и человек обретет душевный спокой и "почву под ногами", когда уразумеет кто он. Вы же сами писали в рецензии о борьбе с вторым я (второй абзац; ой, извиняюсь за тавтологию mrgreen).
Но тогда почему в фильме показан не процесс САМОПОЗНАНИЯ, который должен раскрыть такую сложную натуру, а ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС, который должен, как Вы удачно подметили "сбросить оковы"? И оковы эти сбрасываются не для "собирания себя воедино" - это не есть самоцель режиссера (давайте не будем забывать кто она такая по фильму), а для возрождения Нины в той ипостаси, что даст ей возможность исполнять партию Черного лебедя. Она к этому ИДЕТ, а не РАСКРЫВАЕТ себя для этого. Последняя фраза Нины: "Я - достигла".
Вот почему я и говорю о замещении личности, а не о её изменчивом состоянии. Кстати, Вы сами использовали термин "перерождение".
__________________________________
О художественной ценности фильма не буду с Вами спорить - это уже чисто субъективный подход.

P.S. Кстати, Вы действительно содержательно изменяли текст рецензии?

dafafa13
  • Кинокритик
  • Wed, 16 Mar 2011 02:06:58 +0300
NIKI писал:

Все-таки я не совсем согласен с Вами. Если то, что происходит с Ниной работает по "принципу маятника", то это подразумевает наличие явных и скрытых качеств и человек обретет душевный спокой и "почву под ногами", когда уразумеет кто он. Вы же сами писали в рецензии о борьбе с вторым я (второй абзац; ой, извиняюсь за тавтологию mrgreen).
Но тогда почему в фильме показан не процесс САМОПОЗНАНИЯ, который должен раскрыть такую сложную натуру, а ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС, который должен, как Вы удачно подметили "сбросить оковы"? И оковы эти сбрасываются не для "собирания себя воедино" - это не есть самоцель режиссера (давайте не будем забывать кто она такая по фильму), а для возрождения Нины в той ипостаси, что даст ей возможность исполнять партию Черного лебедя. Она к этому ИДЕТ, а не РАСКРЫВАЕТ себя для этого. Последняя фраза Нины: "Я - достигла".
Вот почему я и говорю о замещении личности, а не о её изменчивом состоянии. Кстати, Вы сами использовали термин "перерождение".
__________________________________
О художественной ценности фильма не буду с Вами спорить - это уже чисто субъективный подход.

P.S. Кстати, Вы действительно содержательно изменяли текст рецензии?

Спасибо за ваш интерес к моей работе.
Действительно, в рец. развивались два направления, как возможные.
Но в их основе не лежало самопознание.
Героиня не разбиралась в том, что с ней происходило, не боролась
,а просто претерпевала изменения. Перерождение -
это не термин(это слово, кстати, упоминалось с контексте).

Спокойной ночи, рад был поговорить.

п. с. Текст рецензии не менялся с момента выкладки на сайт.
Модератором были исправлены лишь
незначительные грамматич. ошибки(это делается всегда).

NIKI60
  • Кинокритик
  • Wed, 16 Mar 2011 02:11:11 +0300
Дэс писал:

на самом деле все куда проще: "Черный лебедь" - фильм про свихнувшуюся балерину Натали Портман. ровно как и предыдущая работа Аронофски "Рестлер" - о постаревшем неудачнике Микки Рурке. вот только если в последнем зритель видит характерную ровную драму с присущей таким фильмам слезовыжимательностью, то "Лебедь" - абсолютно непонятное кино о понятном. неправильный фильм, снятый по всем канонам. и оттого еще более неправильный.
ну а безумно высокий рейтинг зиждется на имени режиссера, благодаря которому многие особо вдумчивые критики нашли в картине все то, за что принято выдавать членство в особом *культовом* кружке, и на действительно потрясающей игре Портман, явившей себя и в перерывах между красивыми актами мастурбации и тошнотворным членовредительством - действительно тошнотворным, хоть глаза отводи! (только Аронофски (ну, может быть еще и Триер) умеет настолько гадко показывать казалось бы плевые вещи - еще со времен "Реквиема" с заготовленной глазной повязкой гляжу его новые работы)

но ажиотаж спадет, imdb за пару-тройку лет спустится к куда более честной 7-ке, и зритель хотя бы самому себе признается, что в этой ленте нет ничего, кроме совершенно неподходящей музыки, смазанной (если не сказать провальной) сцены танца, желтоглазой Портман и огромного разочарования от дурацкого финала (ну ейжеей! хотя бы финал можно было подать вкусно и со смаком, не как тут)
______
по рецензии - пока самая удачная на этот фильм на КК.
с *комичностью галлюцинаций* ох как не согласен, как и про *неуместность метафор*. впрочем, насчет последнего скажу одного - может быть просто сам фильм не?)
ну и хореографа зазря нахвалили - скучно же! впрочем, вполне возможно это я просто *балет не люблю*)
а так.. однозначный плюс!
ps зело жду по-настоящему разгромную рецензию на этот фильм..

Большинство зрителей и кинокритиков похвально приняли этот фильм. Так что в особый "культовый" кружок идут те, кто пытается испоганить фильм, чтобы выделится из толпы. Это теперь модно.

NIKI60
  • Кинокритик
  • Wed, 16 Mar 2011 02:19:04 +0300
dafafa13 писал:

Спасибо за ваш интерес к моей работе.
Действительно, в рец. развивались два направления, как возможные.
Но в их основе не лежало самопознание.
Героиня не разбиралась в том, что с ней происходило, не боролась
,а просто претерпевала изменения. Перерождение -
это не термин(это слово, кстати, упоминалось с контексте).

Спокойной ночи, рад был поговорить.

п. с. Текст рецензии не менялся с момента выкладки на сайт.
Модератором были исправлены лишь
незначительные грамматич. ошибки(это делается всегда).

Так Вы же аргументируете мою позицию. twisted

Изменения ПРОСТО ТАК не происходят. Они есть следствием чего-то. В фильме ЯВНО показано влияние других людей, событий на Нину. Ну как это можно не расценивать как попытки ИЗМЕНИТЬ личность? Нету здесь "собирание воедино". Есть воспитание недостающей части, для партии Черного лебедя.

Если Вы под таким подходом будете смотреть на фильм, тогда многое в фильме не будет Вами восприниматься так негативно. Возможно в техническом плане и нету необходимой гармоники, или были использованы резкие аллегории или метафоры, но данный фильм все-таки очень многогранное произведение.

dafafa13
  • Кинокритик
  • Wed, 16 Mar 2011 02:19:27 +0300
NIKI писал:

Большинство зрителей и кинокритиков похвально приняли этот фильм. Так что в особый "культовый" кружок идут те, кто пытается испоганить фильм, чтобы выделится из толпы. Это теперь модно.

Никто нарочно не ставит целью унизить
фильм ради самоутверждения, просто шедевром его назвать никак нельзя.
Он действительно снят не совсем удачно.

Добавить комментарий