Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Dafafa13 thumb
6/10

Иллюзорный объем

Рецензия на фильм «Черный лебедь»

8812 thumb

Как о самом Д. Аронофски, так и о его работах сказано многое. Но для меня всегда оставалось неизменным убеждение в том, что это режиссер, который в лучших своих картинах достиг феноменальной выразительной точности, гармонии между красками видимого и мощным звучанием эмоций и мыслей, облекаемых в тонкий многоцветный шелк музыки. Эти ленты обращаются к нам не словом,  и потому говорят именно с нашей душой. Фабула и мораль вторичны, важны ощущения. Они и есть истинный сюжет, истинное лицо с множеством мимических оттенков. Каждый кадр –

мельчайшее движение на этом лице, каждая минута – упругий, готовый сжаться нерв, вечный поиск. Эти лучшие его фильмы звучны и объемны, постигнуть их и легко и невозможно. Они гипнотизируют тех, кто видит весь танец и переплетение красок – музыкальных, зрительных, эмоциональных. Работы эти сродни пейзажам Моне.

Рядом мы видим еще одну картину, которой режиссер хотел, возможно, показать мучительное противостояние личности истинной и мнимой, их взаимную обратимость и обреченность на совместную жизнь. Речь не о раздвоении, а о постоянной и стремительной изменчивости. О том, что Пушкин и Есенин назвали «черным человеком», а Высоцкий – « вторым Я». И везде этот человек не двойник, – он враг.
 
Если это так, то возникают противоречия и вопросы. В начале фильма мы видим мечту, мечту, которой с восторгом и волнением упивается  Нина (Н. Портман). Это не просто сновидение, это, в понимании Аронофски,  конечная цель, состоящая в цельности героини, отсутствии мнимых и реальных  оков. Поначалу Нина тревожна, но затем наступает вспышка, приятие победы над собой, наслаждение совершенством.

Теперь, согласно логике, должен быть показан поистине драматичный и тернистый путь к этой кульминационной точке борьбы. Мы видим пока что достаточно тонкие аллегорические  намеки на душевное состояние танцовщицы. Встречи с двойниками, порезы на плече, все более и более нагнетаемое волнение. Первое подозрение вызывает внезапный переход на «балетные интриги», а созерцая актерскую
игру «солисток», попадаешь как бы в молодежный сериал. В значительной  мере это определение относится и к игре М. Кунис. Все больше настораживают реплики Тома (В. Кассель) – «ты сможешь, отпусти себя».

Первое грубое упущение – это глупое смещение акцента в сторону простой закомплексованности, хрупкости и скромности героини как причины происходящих с ней провалов сознания и все более сильных галлюцинаций. Тогда цвет сюжета либо неуместен, либо нелеп. Первое являет собой слабую и нелогичную взаимосвязь всех этих разнородных видений с простым комплексом неполноценности. Да и факторы давления на личность балерины никак нельзя назвать разрушительными. Второе и худшее из двух – отсутствие в картине магнетической сложной личности, природа которой есть пребывание на грани безумия и отчаянная схватка с целью собрать себя воедино.

Далее следует череда плохо вплетенных в картину эротических видений и сцен, истерик, разбавленных грамотно и со вкусом поставленной балетной хореографией. Комично выглядят галлюцинации о буквальном перерождении в черную лебедь, сцена со сросшимися пальцами ног вызывает улыбку, превращение рук в крылья во время танца – легкий смех. Картина не является сильной настоящей драмой, а немалая часть использованных в ней метафор – пошлы и неуместны. Это небольшой набор блеклых,  разрозненных отрезков, которые очевидно не выстраиваются в красивую линию.  

Кульминация ленты – драка в гримерной с мнимой соперницей. Этот эпизод либо смягчен, либо не доработан. Но склониться стоит все же в сторону второго, так как происходящее в нем отрицает идею о губительной болезненной одержимости и оставляет лишь желание себя преодолеть и раскрыться, ведь на некоторое время Нина видит саму себя. Слишком все бездыханно, особенно после того, как обнаруживается ранение зеркалом (предсказуемый и ненужный ход).

Даже красивая гибель со словами о совершенстве не вызывает никакого душевного резонанса, поскольку все уже испорчено многочисленными «недоделками». Гармоничная, но не броская игра актеров, как всегда лаконичный сценарий, хороший монтаж, но трагична и сильна здесь лишь музыка. В ней все и растворяется, не оставив и следа.

Посвящается Сюн.

@ Tue, 15 Mar 2011 02:59:38 +0300

Комментарии к рецензии (83)

dafafa13
  • Кинокритик
  • Tue, 15 Mar 2011 21:29:53 +0300
Лотерейный билет писал:

...имей ты хоть каплю сострадания.., он без обеда и ужина тут..! cry
...или ты от него отстанешь или я звоню в "Общество защиты животных", они тебя садиста, под статью подведут..! mad

Больше я к нему и не прикоснусь).

DEAT4H
  • Киновед
  • Tue, 15 Mar 2011 22:06:41 +0300

на самом деле все куда проще: "Черный лебедь" - фильм про свихнувшуюся балерину Натали Портман. ровно как и предыдущая работа Аронофски "Рестлер" - о постаревшем неудачнике Микки Рурке. вот только если в последнем зритель видит характерную ровную драму с присущей таким фильмам слезовыжимательностью, то "Лебедь" - абсолютно непонятное кино о понятном. неправильный фильм, снятый по всем канонам. и оттого еще более неправильный.
ну а безумно высокий рейтинг зиждется на имени режиссера, благодаря которому многие особо вдумчивые критики нашли в картине все то, за что принято выдавать членство в особом *культовом* кружке, и на действительно потрясающей игре Портман, явившей себя и в перерывах между красивыми актами мастурбации и тошнотворным членовредительством - действительно тошнотворным, хоть глаза отводи! (только Аронофски (ну, может быть еще и Триер) умеет настолько гадко показывать казалось бы плевые вещи - еще со времен "Реквиема" с заготовленной глазной повязкой гляжу его новые работы)

но ажиотаж спадет, imdb за пару-тройку лет спустится к куда более честной 7-ке, и зритель хотя бы самому себе признается, что в этой ленте нет ничего, кроме совершенно неподходящей музыки, смазанной (если не сказать провальной) сцены танца, желтоглазой Портман и огромного разочарования от дурацкого финала (ну ейжеей! хотя бы финал можно было подать вкусно и со смаком, не как тут)
______
по рецензии - пока самая удачная на этот фильм на КК.
с *комичностью галлюцинаций* ох как не согласен, как и про *неуместность метафор*. впрочем, насчет последнего скажу одного - может быть просто сам фильм не?)
ну и хореографа зазря нахвалили - скучно же! впрочем, вполне возможно это я просто *балет не люблю*)
а так.. однозначный плюс!
ps зело жду по-настоящему разгромную рецензию на этот фильм..

NIKI60
  • Кинокритик
  • Tue, 15 Mar 2011 22:08:45 +0300
dafafa13 писал:

"Речь не о раздвоении, а о постоянной и стремительной изменчивости" - цитата из моей рецензии.
Не вырывайте моих слов из контекста и не перекручивайте их.
"это симбиоз хорошего и плохого" - нет у меня этой мысли;
не о том шла речь, читайте внимательнее.

Подумайте над заголовком и перечитайте первый абзац(это насчет понимания мной различных картин Аронофски). Заголовок, кстати дает оценку картине(ну это уж совсем разжовываю).
А последнее ваше высказывание не считаю аргументом вообще(не вздумайте подумать, что я тут всех принижаю!).

Цитаты из рецензии:
1) "...режиссер хотел, возможно, показать мучительное противостояние личности ИСТИННОЙ и МНИМОЙ, их взаимную обратимость и обреченность на СОВМЕСТНУЮ ЖИЗНЬ".
2) "Речь не о раздвоении, а о постоянной и стремительной ИЗМЕНЧИВОСТИ".
3) "Второе и худшее из двух – отсутствие в картине магнетической СЛОЖНОЙ личности, природа которой есть пребывание на грани безумия и отчаянная схватка с целью собрать себя ВОЕДИНО"
4) "...ведь на некоторое время Нина видит САМУ СЕБЯ"
_____________________________________________
Именно на основании этого я и делал вывод о том Вы считаете, что задумка режиссера сводилась к тому, чтобы показать постоянную борьбу двух личностей. Надо было более конкретно выражать свои мысли и я бы тогда понял правильно...
Если вы говорите об ИЗМЕНЧИВОЙ личности, то употреблять выделенные мною слова не стоило.
______________________________________________
Я вообще не обиделся и очень внимательно читаю не только свои коменты, но и других (это для Безбилетника). Я хочу узнать вашу позицию, чтобы адекватно оценить рецензию. Плохо то, что вы меня сразу отсылаете к тексту рецензии, а не даете четкий ответ. В тексте рецензии есть много многозначных фраз (как в фильме) из которого и получается непонимание. Как автор рецензии вы должны знать что стоит за каждым вашим предложением.
_____________________________________________
В отношении образности, которые используются в произведениях ваши высказывания меня удивляют. Знаете сколько есть интерпретаций, что означает "Черный квадрат" Малевича?
______________________________________________
Исходя из всего этого вопрос: вы говорите о ИЗМЕНЧИВОЙ ЛИЧНОСТИ или борьбе ДВУХ НАТУР в теле Нины? Пожалуйста, не отсылайте меня к тексту рецензии, а дайте четкий ответ о задумке режиссера?

dafafa13
  • Кинокритик
  • Tue, 15 Mar 2011 22:30:23 +0300
NIKI писал:

Цитаты из рецензии:
1) "...режиссер хотел, возможно, показать мучительное противостояние личности ИСТИННОЙ и МНИМОЙ, их взаимную обратимость и обреченность на СОВМЕСТНУЮ ЖИЗНЬ".
2) "Речь не о раздвоении, а о постоянной и стремительной ИЗМЕНЧИВОСТИ".
3) "Второе и худшее из двух – отсутствие в картине магнетической СЛОЖНОЙ личности, природа которой есть пребывание на грани безумия и отчаянная схватка с целью собрать себя ВОЕДИНО"
4) "...ведь на некоторое время Нина видит САМУ СЕБЯ"
_____________________________________________
Именно на основании этого я и делал вывод о том Вы считаете, что задумка режиссера сводилась к тому, чтобы показать постоянную борьбу двух личностей. Надо было более конкретно выражать свои мысли и я бы тогда понял правильно...
Если вы говорите об ИЗМЕНЧИВОЙ личности, то употреблять выделенные мною слова не стоило.
______________________________________________
Я вообще не обиделся и очень внимательно читаю не только свои коменты, но и других (это для Безбилетника). Я хочу узнать вашу позицию, чтобы адекватно оценить рецензию. Плохо то, что вы меня сразу отсылаете к тексту рецензии, а не даете четкий ответ. В тексте рецензии есть много многозначных фраз (как в фильме) из которого и получается непонимание. Как автор рецензии вы должны знать что стоит за каждым вашим предложением.
_____________________________________________
В отношении образности, которые используются в произведениях ваши высказывания меня удивляют. Знаете сколько есть интерпретаций, что означает "Черный квадрат" Малевича?
______________________________________________
Исходя из всего этого вопрос: вы говорите о ИЗМЕНЧИВОЙ ЛИЧНОСТИ или борьбе ДВУХ НАТУР в теле Нины? Пожалуйста, не отсылайте меня к тексту рецензии, а дайте четкий ответ о задумке режиссера?

Имелось ввиду то, что балерина перерождается плавно,
а эта ее иная ипостась не есть другая личность(отсюда мнимость). Это скорее состояние,
в которое приходит душа героини, но эта душа не расколота надвое.
Под изменчивостью я понимал эти переходы,
которые происходят по принципу маятника.
Про "видит саму себя" - это не метафора; в фильме
во время борьбы в гримерной Нина в буквальном смысле
видит галлюцинацию в виде себя самой.
Сложная личность - это личность не раздробленная, а многогранная,
непростая(я сложный человек к примеру).
"Собрать воедино" в конкретном контексте -
это прекратить душевные муки, и обрести "почву под ногами".

Правда вот сам фильм вышел посредственным.

ThomasRim
  • Киновед
  • Tue, 15 Mar 2011 22:33:43 +0300
dafafa13 писал:

Больше я к нему и не прикоснусь).

Нет, серьезно, прости конечно, но ты удивителен. Сам попросил разжевать и проаргументировать, сам же потом и свалил под ехидное сопение одного товарища twisted впрочем, как знаешь. Но это реально странно)

dafafa13
  • Кинокритик
  • Tue, 15 Mar 2011 22:39:13 +0300
Дэс писал:

на самом деле все куда проще: "Черный лебедь" - фильм про свихнувшуюся балерину Натали Портман. ровно как и предыдущая работа Аронофски "Рестлер" - о постаревшем неудачнике Микки Рурке. вот только если в последнем зритель видит характерную ровную драму с присущей таким фильмам слезовыжимательностью, то "Лебедь" - абсолютно непонятное кино о понятном. неправильный фильм, снятый по всем канонам. и оттого еще более неправильный.
ну а безумно высокий рейтинг зиждется на имени режиссера, благодаря которому многие особо вдумчивые критики нашли в картине все то, за что принято выдавать членство в особом *культовом* кружке, и на действительно потрясающей игре Портман, явившей себя и в перерывах между красивыми актами мастурбации и тошнотворным членовредительством - действительно тошнотворным, хоть глаза отводи! (только Аронофски (ну, может быть еще и Триер) умеет настолько гадко показывать казалось бы плевые вещи - еще со времен "Реквиема" с заготовленной глазной повязкой гляжу его новые работы)

но ажиотаж спадет, imdb за пару-тройку лет спустится к куда более честной 7-ке, и зритель хотя бы самому себе признается, что в этой ленте нет ничего, кроме совершенно неподходящей музыки, смазанной (если не сказать провальной) сцены танца, желтоглазой Портман и огромного разочарования от дурацкого финала (ну ейжеей! хотя бы финал можно было подать вкусно и со смаком, не как тут)
______
по рецензии - пока самая удачная на этот фильм на КК.
с *комичностью галлюцинаций* ох как не согласен, как и про *неуместность метафор*. впрочем, насчет последнего скажу одного - может быть просто сам фильм не?)
ну и хореографа зазря нахвалили - скучно же! впрочем, вполне возможно это я просто *балет не люблю*)
а так.. однозначный плюс!
ps зело жду по-настоящему разгромную рецензию на этот фильм..

Да, насчет рейтинга это вы правы. Ваш взгляд на фильм во многом разделяю.
Я счел комичными лишь галлюцинации с "пернатой" трансформацией.
Вначале все вроде-бы шло неплохо.

Да и зачем так уж бескомпромиссно громить.
И так ясно, что фильм вышел посредственный.

A0903
  • Р.Модератор
  • Tue, 15 Mar 2011 22:44:15 +0300

Хочу напомнить все участникам дискуссии, что правила никто не отменял))) Постарайтесь вести диалог в рамках и не переходить на личности. Спасибо) Большой брат следит за Вами))))

dafafa13
  • Кинокритик
  • Tue, 15 Mar 2011 22:49:27 +0300
ThomasRim писал:

Нет, серьезно, прости конечно, но ты удивителен. Сам попросил разжевать и проаргументировать, сам же потом и свалил под ехидное сопение одного товарища twisted впрочем, как знаешь. Но это реально странно)

Ты вообще зря начал лепить обиженные реплики.
И не в аргументах твоих дело.
В твоем громадном отзыве меня напрочь убило
приписывание мне совершенно иных мыслей.
Цитаты, которые ты привел ужасно вырваны из контекста и переиначены.
Многое утрируешь.

Твоего взгляда на фильм я не осуждаю.
Ты можешь все, что угодно сказать о рец. ,
но прочти ее нормально, не строй на домыслах обвинений.
И тогда в преть у нас будет получаться диалог.
Твоего права не соглашаться никто не отнимал.

ThomasRim
  • Киновед
  • Tue, 15 Mar 2011 23:08:48 +0300
dafafa13 писал:

Ты вообще зря начал лепить обиженные реплики.
И не в аргументах твоих дело.
В твоем громадном отзыве меня напрочь убило
приписывание мне совершенно иных мыслей.
Цитаты, которые ты привел ужасно вырваны из контекста и переиначены.
Многое утрируешь.

Твоего взгляда на фильм я не осуждаю.
Ты можешь все, что угодно сказать о рец. ,
но прочти ее нормально, не строй на домыслах обвинений.
И тогда в преть у нас будет получаться диалог.
Твоего права не соглашаться никто не отнимал.

Что утрирую? Что вы неправильно определили кульминацию? Что видения героини вам кажутся комичными? Что балерина будет смотреться неестественно, будь она магнитически сложной личностью? Что драка в гримерке не стала адской вакханалией духовного разлома, потрму что это все же гримуборная?Я-то понимаю, что вы, быть может, для себя все расписали, но в тексте (об этом не только я писал) многое не поясняется и выглядит просто мнением автора. Впрочем, как хотите. Право забить на мое мнение вы честно себе заработали (полирует табличку рукавом))

AZZYMUT
  • Киноакадемик
  • Tue, 15 Mar 2011 23:12:34 +0300

Ребя! Вам не надоело? Что- других дел нет? arrow mrgreen

Добавить комментарий