Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Dafafa13 thumb
6/10

Иллюзорный объем

Рецензия на фильм «Черный лебедь»

8812 thumb

Как о самом Д. Аронофски, так и о его работах сказано многое. Но для меня всегда оставалось неизменным убеждение в том, что это режиссер, который в лучших своих картинах достиг феноменальной выразительной точности, гармонии между красками видимого и мощным звучанием эмоций и мыслей, облекаемых в тонкий многоцветный шелк музыки. Эти ленты обращаются к нам не словом,  и потому говорят именно с нашей душой. Фабула и мораль вторичны, важны ощущения. Они и есть истинный сюжет, истинное лицо с множеством мимических оттенков. Каждый кадр –

мельчайшее движение на этом лице, каждая минута – упругий, готовый сжаться нерв, вечный поиск. Эти лучшие его фильмы звучны и объемны, постигнуть их и легко и невозможно. Они гипнотизируют тех, кто видит весь танец и переплетение красок – музыкальных, зрительных, эмоциональных. Работы эти сродни пейзажам Моне.

Рядом мы видим еще одну картину, которой режиссер хотел, возможно, показать мучительное противостояние личности истинной и мнимой, их взаимную обратимость и обреченность на совместную жизнь. Речь не о раздвоении, а о постоянной и стремительной изменчивости. О том, что Пушкин и Есенин назвали «черным человеком», а Высоцкий – « вторым Я». И везде этот человек не двойник, – он враг.
 
Если это так, то возникают противоречия и вопросы. В начале фильма мы видим мечту, мечту, которой с восторгом и волнением упивается  Нина (Н. Портман). Это не просто сновидение, это, в понимании Аронофски,  конечная цель, состоящая в цельности героини, отсутствии мнимых и реальных  оков. Поначалу Нина тревожна, но затем наступает вспышка, приятие победы над собой, наслаждение совершенством.

Теперь, согласно логике, должен быть показан поистине драматичный и тернистый путь к этой кульминационной точке борьбы. Мы видим пока что достаточно тонкие аллегорические  намеки на душевное состояние танцовщицы. Встречи с двойниками, порезы на плече, все более и более нагнетаемое волнение. Первое подозрение вызывает внезапный переход на «балетные интриги», а созерцая актерскую
игру «солисток», попадаешь как бы в молодежный сериал. В значительной  мере это определение относится и к игре М. Кунис. Все больше настораживают реплики Тома (В. Кассель) – «ты сможешь, отпусти себя».

Первое грубое упущение – это глупое смещение акцента в сторону простой закомплексованности, хрупкости и скромности героини как причины происходящих с ней провалов сознания и все более сильных галлюцинаций. Тогда цвет сюжета либо неуместен, либо нелеп. Первое являет собой слабую и нелогичную взаимосвязь всех этих разнородных видений с простым комплексом неполноценности. Да и факторы давления на личность балерины никак нельзя назвать разрушительными. Второе и худшее из двух – отсутствие в картине магнетической сложной личности, природа которой есть пребывание на грани безумия и отчаянная схватка с целью собрать себя воедино.

Далее следует череда плохо вплетенных в картину эротических видений и сцен, истерик, разбавленных грамотно и со вкусом поставленной балетной хореографией. Комично выглядят галлюцинации о буквальном перерождении в черную лебедь, сцена со сросшимися пальцами ног вызывает улыбку, превращение рук в крылья во время танца – легкий смех. Картина не является сильной настоящей драмой, а немалая часть использованных в ней метафор – пошлы и неуместны. Это небольшой набор блеклых,  разрозненных отрезков, которые очевидно не выстраиваются в красивую линию.  

Кульминация ленты – драка в гримерной с мнимой соперницей. Этот эпизод либо смягчен, либо не доработан. Но склониться стоит все же в сторону второго, так как происходящее в нем отрицает идею о губительной болезненной одержимости и оставляет лишь желание себя преодолеть и раскрыться, ведь на некоторое время Нина видит саму себя. Слишком все бездыханно, особенно после того, как обнаруживается ранение зеркалом (предсказуемый и ненужный ход).

Даже красивая гибель со словами о совершенстве не вызывает никакого душевного резонанса, поскольку все уже испорчено многочисленными «недоделками». Гармоничная, но не броская игра актеров, как всегда лаконичный сценарий, хороший монтаж, но трагична и сильна здесь лишь музыка. В ней все и растворяется, не оставив и следа.

Посвящается Сюн.

@ Tue, 15 Mar 2011 02:59:38 +0300

Комментарии к рецензии (83)

TEKTONIC
  • Киновед
  • Tue, 15 Mar 2011 17:42:37 +0300

Плюсую. А что другой темы нет, кроме Лебединой песни ?

ThomasRim
  • Киновед
  • Tue, 15 Mar 2011 17:43:28 +0300
dafafa13 писал:

Рецензия обязана отображать объективную реальность.
Если вы не удосужились заметить, во втором абзаце четко приведена режиссерская цель,
преследуемая в данном фильме(на мой взгляд, конечно),
а выше описан стиль, в котором Аронофски создал свои лучшие картины.
Рецензия - это как можно более глубокий анализ,
и жанр этот подразумевает максимум критики(обоснованной и умной).
А просто бессвязный набор впечатлений - это не рецензия, ув. ThomasRim.
Так что если впредь вам захочется высказаться, говорите по существу.

Хотите по существу - будет по существу.

10-ым словом в абзаце, "четко" приводящим режиссерскую цель, является слово "возможно". К тому же, с мыслью, изложенной в абзаце, я не согласен. Вы забываете, "для чего" Тома пытался разбудить в ней "черного человека". Все его увещевания происходят в контексте романтического "Лебединого Озера", произведения искусства, а черный лебедь - роль, требующая гениальной самоотдачи, на которой схлопнувшаяся в своей бархатной инфантильности героиня не способна. Я уже об этом, впрочем, писал.

После "ты можешь, отпусти себя" рецензент ушел с тропы объективной реальности в терни угадываний и тыкания пальцем в звезды. Никто не смещал акцент в сторону шизофренического разлома, Аранофски дает полную свободу воображения) Просто внутренним, духовным переживаниям дан ощутимый, реальный и понятный эквивалент - безумие, буквальная трансформация в черного лебедя и тому подобное. "Магнетически сложная личность" - это вообще ахинея, учитывая, что Аранофски просто наслаждается реализмом своего полотна) Балерина - и "магнетически сложная личность"?) Это просто нелепо. Остальное в абзаце следует строго аргументировать, ибо "нелогичностей" взаимосвязи внешних и внутренних переворотов я не заметил. Как и всего остального.

"Плохо вплетенные эротические сцены"? Сцены - часть сюжета и фабулы, никто отдельно не снимал порнозарисовки с мыслями втюхнуть их между склейками) И я не увидел ничего комичного в трансформации Нины в черного лебедя. Очень красиво, грамотно и почти по-кроненбергски со вкусом) По-моему, чтобы смеяться над тем, как Портман вытаскивает из своей кожи черное перо, нужно быть извращенцем) Пошлые и неуместные метфоры - это что за иноземная мудрость? И после этого - конструктивная объективность?)

Только не надо браться за композицию ленты без понимания, что она вообще из себя представляет. "Драка с соперницей" - никакая не кульминация, кульминация - это танец черного лебедя. А эпизод драки - не смягчен и доработан. Они что, должны были обнажить мечи из "Последней Фантазии", и, в

dafafa13
  • Кинокритик
  • Tue, 15 Mar 2011 17:56:15 +0300
TEKTONIC писал:

Плюсую. А что другой темы нет, кроме Лебединой песни ?

Есть и много, скоро прочтете.

dafafa13
  • Кинокритик
  • Tue, 15 Mar 2011 18:00:26 +0300
ThomasRim писал:

Хотите по существу - будет по существу.

10-ым словом в абзаце, "четко" приводящим режиссерскую цель, является слово "возможно". К тому же, с мыслью, изложенной в абзаце, я не согласен. Вы забываете, "для чего" Тома пытался разбудить в ней "черного человека". Все его увещевания происходят в контексте романтического "Лебединого Озера", произведения искусства, а черный лебедь - роль, требующая гениальной самоотдачи, на которой схлопнувшаяся в своей бархатной инфантильности героиня не способна. Я уже об этом, впрочем, писал.

После "ты можешь, отпусти себя" рецензент ушел с тропы объективной реальности в терни угадываний и тыкания пальцем в звезды. Никто не смещал акцент в сторону шизофренического разлома, Аранофски дает полную свободу воображения) Просто внутренним, духовным переживаниям дан ощутимый, реальный и понятный эквивалент - безумие, буквальная трансформация в черного лебедя и тому подобное. "Магнетически сложная личность" - это вообще ахинея, учитывая, что Аранофски просто наслаждается реализмом своего полотна) Балерина - и "магнетически сложная личность"?) Это просто нелепо. Остальное в абзаце следует строго аргументировать, ибо "нелогичностей" взаимосвязи внешних и внутренних переворотов я не заметил. Как и всего остального.

"Плохо вплетенные эротические сцены"? Сцены - часть сюжета и фабулы, никто отдельно не снимал порнозарисовки с мыслями втюхнуть их между склейками) И я не увидел ничего комичного в трансформации Нины в черного лебедя. Очень красиво, грамотно и почти по-кроненбергски со вкусом) По-моему, чтобы смеяться над тем, как Портман вытаскивает из своей кожи черное перо, нужно быть извращенцем) Пошлые и неуместные метфоры - это что за иноземная мудрость? И после этого - конструктивная объективность?)

Только не надо браться за композицию ленты без понимания, что она вообще из себя представляет. "Драка с соперницей" - никакая не кульминация, кульминация - это танец черного лебедя. А эпизод драки - не смягчен и доработан. Они что, должны были обнажить мечи из "Последней Фантазии", и, в

Перечитайте рецензию еще раз, снова посмотрите фильм
и крепко подумайте над тем, что о вас сказал Вагир.
Это все.

ThomasRim
  • Киновед
  • Tue, 15 Mar 2011 18:05:37 +0300
dafafa13 писал:

Перечитайте рецензию еще раз, снова посмотрите фильм
и крепко подумайте над тем, что о вас сказал Вагир.
Это все.

Это должно как-то обратить авторское имхо в твердую конструктивную позицию?
Вы же сами просили сказать по существу, я - сказал. Что за неумелое бегство с детьми, тещей и телевизором в подмышке?)

dafafa13
  • Кинокритик
  • Tue, 15 Mar 2011 18:20:08 +0300
ThomasRim писал:

Это должно как-то обратить авторское имхо в твердую конструктивную позицию?
Вы же сами просили сказать по существу, я - сказал. Что за неумелое бегство с детьми, тещей и телевизором в подмышке?)

Вы крепко подумали).

NIKI60
  • Кинокритик
  • Tue, 15 Mar 2011 19:14:05 +0300

А почему Вы решили, что задумка режиссера - это две личности, которые должны жить параллельно? А возможно мы видим как одна личность должна заместить другую для достижения поставленной цели? Ваша версия - это симбиоз хорошего и плохого, что по-простому называется мудрость. Но именно этой задумке и сюжет и особенно концовка фильма противоречит.
______________________________
В отношении троп, которые использовались в фильме. Возьмите во внимание то, что их содержательное (вербальное, музыкальное, зрительное) наполнение РЕЖИССЕРОМ и их восприятие ЗРИТЕЛЯМИ СУБЪЕКТИВНО уже различаются. Ведь не зря говорят: "Сколько людей - столько мнений".

dafafa13
  • Кинокритик
  • Tue, 15 Mar 2011 19:34:12 +0300
NIKI писал:

А почему Вы решили, что задумка режиссера - это две личности, которые должны жить параллельно? А возможно мы видим как одна личность должна заместить другую для достижения поставленной цели? Ваша версия - это симбиоз хорошего и плохого, что по-простому называется мудрость. Но именно этой задумке и сюжет и особенно концовка фильма противоречит.
______________________________
В отношении троп, которые использовались в фильме. Возьмите во внимание то, что их содержательное (вербальное, музыкальное, зрительное) наполнение РЕЖИССЕРОМ и их восприятие ЗРИТЕЛЯМИ СУБЪЕКТИВНО уже различаются. Ведь не зря говорят: "Сколько людей - столько мнений".

"Речь не о раздвоении, а о постоянной и стремительной изменчивости" - цитата из моей рецензии.
Не вырывайте моих слов из контекста и не перекручивайте их.
"это симбиоз хорошего и плохого" - нет у меня этой мысли;
не о том шла речь, читайте внимательнее.

Подумайте над заголовком и перечитайте первый абзац(это насчет понимания мной различных картин Аронофски). Заголовок, кстати дает оценку картине(ну это уж совсем разжовываю).
А последнее ваше высказывание не считаю аргументом вообще(не вздумайте подумать, что я тут всех принижаю!).

dafafa13
  • Кинокритик
  • Tue, 15 Mar 2011 19:38:08 +0300
NIKI писал:

А почему Вы решили, что задумка режиссера - это две личности, которые должны жить параллельно? А возможно мы видим как одна личность должна заместить другую для достижения поставленной цели? Ваша версия - это симбиоз хорошего и плохого, что по-простому называется мудрость. Но именно этой задумке и сюжет и особенно концовка фильма противоречит.
______________________________
В отношении троп, которые использовались в фильме. Возьмите во внимание то, что их содержательное (вербальное, музыкальное, зрительное) наполнение РЕЖИССЕРОМ и их восприятие ЗРИТЕЛЯМИ СУБЪЕКТИВНО уже различаются. Ведь не зря говорят: "Сколько людей - столько мнений".

Да еще, обратите внимание на сам анализ,
и ваше "а возможно" будет удовлетворено.
Но именно ваше "возмозно" считаю ошибочным(см. рецензию).

1956soe
dafafa13 писал:

"Речь не о раздвоении, а о постоянной и стремительной изменчивости" - цитата из моей рецензии.
Не вырывайте моих слов из контекста и не перекручивайте их.
"это симбиоз хорошего и плохого" - нет у меня этой мысли;
не о том шла речь, читайте внимательнее.

Подумайте над заголовком и перечитайте первый абзац(это насчет понимания мной различных картин Аронофски). Заголовок, кстати дает оценку картине(ну это уж совсем разжовываю).
А последнее ваше высказывание не считаю аргументом вообще(не вздумайте подумать, что я тут всех принижаю!).

...родимыыыый..! эко ты хватил..! здеся читают тольки свои посты..! exclaim

Добавить комментарий